Перейти к контенту
.
                                                                                                                                                  

г.Дятьково Брянской области


Рекомендуемые сообщения

Встретил на одном из сайтов:
"Однажды летом 1805 года Иван Акимович Мальцов встретил на гулянье в Москве в Юсуповском саду «прекрасную незнакомку». Оказалось, что это была жена поэта Василия Львовича Пушкина – Капитолина Михайловна Вышеславцева. Дама прогуливалась с кудрявым смуглым мальчиком, племянником мужа, Александром. Через год, после развода с дядей великого поэта, Капитолина Михайловна становится супругой Ивана Акимовича. Их счастливый брак продолжался 50 лет. Впоследствии их сын Сергей Иванович первому русскому пароходу, построенному на своих заводах, дал имя «Капитолина» – в честь матери."
Как же все переплетено...

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Встретил на одном из сайтов:
"Однажды летом 1805 года Иван Акимович Мальцов встретил на гулянье в Москве в Юсуповском саду «прекрасную незнакомку». Оказалось, что это была жена поэта Василия Львовича Пушкина – Капитолина Михайловна Вышеславцева. Дама прогуливалась с кудрявым смуглым мальчиком, племянником мужа, Александром. Через год, после развода с дядей великого поэта, Капитолина Михайловна становится супругой Ивана Акимовича. Их счастливый брак продолжался 50 лет.

 

Нам, дятьковцам, этот факт уже кажется обыденным. В тоже время ,спасибо за подсказку.На будущее буду исходить из того,что многие не знают историю семьи Мальцовых.
На сайте,которым разместил информацию о И.А.Мальцове ,есть неточности. Промышленник И.А.Мальцов родился в 1774г, а умер в Петербурге от холеры в 1853году.Женился он на первой московской красавице Капиталине Михайловне Вышеславцевой (1771-1861гг.) в 1806г, после того, как она получила от Священного Синода развод с Василием Львовичем Пушкиным .Так что получается только 47лет. Тоже много ! Родилось в семье два сына Сергей(1810-1893гг) и Василий (1807-1832гг.).Он служил в Министерстве иностранных дел , в чине титулярного советника и умер совсем молодым. А дочь, Мария Ивановна (1808-1897гг.),выходит замуж за графа Павла Николаевича Игнатьева,ставшего впоследствии генерал-губернатором Петербурга,членом Государственного Совета. В 1872г П.Н.Игнатьев становится председателем Совета министров России.Вот вам и девочка из села Дятьково !
Обратите внимание, как долго жили женщины ,почти под 90 лет!

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Если интересно,могу продолжить тему.

 

Для начала еще несколько исторических фактов.
Отдыхая в Крыму в Симеизе ,Иван Акимович ,купаясь в Черном море , потерял обручальное кольцо.,чем был чрезвычайно расстроен и огорчен. Александр Сергеевич Грибоедов, путешествующий вместе с Мальцовым,чтобы утешить товарища остроумно посоветовал ему , купить ту часть берега, где было утеряно кольцо. Иван Акимович так и сделал.Так в 1828г в Симеизе были куплены первые 30 десятин земли, а уже через полгода на нем был построен винодельный завод,окруженный виноградником из 85 000 лоз. Так было положено начало производству массандровских вин. Позже ,территории расширялись, страна получила новые сорта отечественных вин, а семья Мальцовых - удобный рынок сбыта хрустальной посуды ,производимой в Дятькове

 

Бурное развитие капитализма в Европе в конце 18 -начале 19 века, коснулось и Россию.Выпущенный, Вольным Экономическим обществом, сборник новых технико-технологических достижений в производстве в1802г привлек внимание Мальцова статьей" Приготовление сахара из белой свеклы". Возможно ли его приготовление в России?-так ставился вопрос в статье.Будет ли он дёшев.
В 1803г тульский помещик ,генерал-майор Бланкеннагель строит первый в России сахаровареный завод.
Второй , был построен в 1809г в Брянском уезде в д.Верхи И.А.Мальцовым. Верхи располагаются в 20 верст от Дятьково., а еще спустя несколько лет в 5 верстах от Дятьково в с.Любохна строится рафинадный завод, куда впоследствии со всех окрестных сел свозили сахар для рафинирования. Рядом протекала судоходная р.Болва,которая впадала в р.Десну и далее в р.Днепр.
Так и плыл сахар на юг страны.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Историк

 

Нам, дятьковцам, этот факт уже кажется обыденным. В тоже время ,спасибо за подсказку.
Потому и написал, я то немного "в курсе", вот и хотел, чтобы Вы интересные моменты осветили.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Спасибо Правлению( в лице Бибикова В.В.) и Главному администратору( Irina FM), за внимание к теме!
Хотя история жизни Мальцовых ,не моя прямая тема,а касаюсь я ее в связи с деятельностью врача П.А.Доброславина (1810-1866гг) и его семьи, продолжу, насколько смогу.
Буду пользоваться ссылками на авторитетные источники и тех людей, с кем близко знаком и кому доверяю.
Начну с того,что постоянно находится в поле зрения СВРТ - родословной Мальцовых.
В Дятьковском музее хрусталя много замечательных сотрудников. Среди них есть, удивительно скромная и обаятельная женщина, большая умница , научный сотрудник Ирина Николаевна Жинжикова.Она является автором родословной Мальцовых. Какой это труд - понимают те,кто с этим сталкивался.
Размещаю на форуме родословную, которая опубликована в нескольких источниках :
1.Жинжикова И.Н. .Родословная Мальцова " С.И.Мальцов и история развития Мальцовского промышленного района" Брянск. 1994г, стр.12-19
2. Родословная Мальцовых (автор И.Н.Жижикова) . Арсентьев Н.М., Макушев А.А. " Хрустальные короли России. "Промышленное хозяйство и предпринимательская деятельность Мальцовых в XVIII-XIX веках" М. Наука .2002г .стр144

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Составлена научным сотрудником музея
Ириной Николаевной Жинжиковой
(данные на 1994г.)
1. Василий Васильевич Большой Мальцов
2. Василий Васильевич Меньшой Мальцов
3. Афанасий Васильевич Мальцов
4. Аким Васильевич Мальцов
5. Григорий Васильевич Мальцов
6. Александр Васильевич Мальцов
7. Иван Васильевич Мальцов
8. Василий Васильевич Мальцов
9. Фома Васильевич Мальцов
10. Иван Фомич Мальцов
11. Павел Фомич Мальцов
12. Петр Фомич Мальцов
13. Татьяна Фоминична Мальцова
14. Мария Фоминична Мальцова
15. Иван Акимович Мальцов 1774-1853
16. Анна Акимовна (в замуж. Муханова ум.1839 год)
17. Прасковья Акимовна Мальцова
18. Екатерина Акимовна (в замуж. Колошина 1767-1839)
19. Сергей Акимович Мальцов 1771–1823
20. Александра Акимовна (в замуж. Бырдина )
21. Мария Александровна (в замуж. Сабинина)
22. Татьяна Александровна Мальцова
23. Сава Иванович Мальцов
24. Василий Иванович Мальцов
25. Василий Иванович Мальцов 1807-1832
26. Сергей Иванович Мальцов 1810-1893
27. Мария Ивановна (в замуж. Игнатьева 1808-1897)
28. Илья Дмитриевич Муханов 1815-1893
29. Аким Евграфофич Колошин
30. Василий Евграфофич Колошин
31. Мария Евграфофна Колошина
32. Иван Сергеевич Мальцов 1807-1880
33. Наталья Сергеевна Мальцова 1808-1823
34. Софья Сергеевна (в замуж. Нечаева 1803-1836)
35. Мария Сергеевна (в замуж. Колошина 1804-1878)
36. Сергей Сергеевич Мальцов 1813-1838
37. Александра Петровна Ладыженская 1800-1831
38. Сергей Петрович Ладыженский ум. до 1810
39. Иван Петрович Бырдин
40. Сергей Савич Мальцов
41. Николай Сергеевич Мальцов 1849-1939
42. Анастасия Сергеевна (в первом замуж. Панина, во втором замуж. Петрунькевич)
43. Мария Сергеевна (в замуж. Урусова 1842-1904)
44. Капиталина Сергеевна (в первом замуж. Мещерская, во втором замуж. Дориан)
45. Иван Сергеевич Мальцов 1847-1920
46. Сергей Сергеевич Мальцов 1845-1881
47. Ирина Сергеевна Мальцова 1852-1883
48. Алексей Павлович Игнатьев 1842-1906
49. Николай Павлович Игнатьев 1832-1908
50. Ольга Павловна (в замуж. Зурова гр.1837)
51. Капиталина Павловна (1829-1882)
52. Надежда Павловна (в замуж. Енгалычева 1828-1877)
53. Алексей Алексеевич Игнатьев 1887-1954
54. Павел Алексеевич Игнатьев
55. Сергей Алексеевич Игнатьев
56. Софья Алексеевна Игнатьева
57. Леонид Николаевич Игнатьев 1864-1943
58. Алексей Николаевич Игнатьев 1874-1948
59. Николай Николаевич Игнатьев 1872-1962
60. Павел Николаевич Игнатьев гр.1870
61. Владимир Николаевич Игнатьев 1879-1905
62. Мария Николаевна Игнатьева 1868-1940
63. Екатерина Николаевна Игнатьева 1869–1915
64. Георгий Павлович Игнатьев
65. Николай Павлович Игнатьев
66. Владимир Павлович Игнатьев
67. Алексей Павлович Игнатьев
68. Леонид Павлович Игнатьев
69. Софья Владимировна Панина 1871–1956
70. Анастасия Леонидовна Урусова 1872-1924
71. Сергей Леонидович Урусов 1872-1948
72. Мария Леонидовна Урусова 1867-1895
73. Ирина Леонидовна Урусова 1870-1960
74. Иван Сергеевич Урусов 1904-1976
75. Николай Сергеевич Урусов гр.1898
76. Леонид Сергеевич Урусов гр.1901
77. Евгения Сергеевна Урусова гр.1908
78. Ольга Леонидовна Урусова гр.1936
79. Петр Леонидович Урусов гр.1940
80. Сергей Леонидович Урусов гр.1934
81. Николай Леонидович Урусов гр.1938
82. Елизавета Леонидовна Урусова гр.1933
83. Иван Леонидович Урусов гр.1947
84. Александр Петрович Урусов
85. Владимир Петрович Урусов
86. Анна Сергеевна Урусова гр.1965
87. Александра Сергеевна Урусова гр.1964
88. Мария Ивановна (в замуж. Нахимова)
89. Сергей Иванович Мальцов 1876-1920
90. Николай Сергеевич Мальцов 1907-1992
91. Анастасия Сергеевна Мальцова гр.1918
92. Екатерина Николаевна (в замуж. Соцани гр.1932)
93. Сергей Николаевич Мальцов гр.1932
94. Ольга
95. Анна
96. Мария
97. Николай Сергеевич Мальцов гр.1960
98. Софья Сергеевна Мальцова
99. Юрий Степанович Нечаев–Мальцов 1834-1913
100. Иван Петрович Калушин родился окт.1929
101. Елизавета Степановна Валуева

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Историк
Хорошую работу проделала И.Н.Жинжикова. Не знаю это ее девичья фамилия или по мужу, но мы с ней с большой долей вероятности родственники (кажется уже писал об этом). Если не трудно, спросите пожалуйста имеют ли ее родственники отношение к Клетнянскому району Брянской области.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

По Вашей просьбе навел справки. И.Н.Жинжикова,замужем за Львом Николаевичем Жинжиковым,который действительно имеет клетнянские корни.Его отец, Николай Афанасьевич Жинжиков ,1926г, родом из Клетни и ,вроде бы, по свидетельству семьи,там была деревня Жинжиковка. Естественный вопрос, кто там жил, отпадает самим собой.

 

Кроме этого Ирина Николаевна,сказала,что генеалогия семьи Мальцовых , уже довольно расширилась ,по сравнению с 1994г. К сожалению, современных публикаций музей не имеет. Если брянские меценаты сдержат свое слово, то возможно выйдет СД-диск с материалами конференции,посвященной 200-летию С.И.Мальцова.
Сейчас работа по сбору материалов конференции для публикации движется к завершению. И если, небезызвестный Вам В.П.Алексеев , найдет время и сдержит свое слово, т.е. передаст полный материал о судьбе дворян Похвистневых из с.Бацкино Брянского уезда (а сегодня это - тихо умирающая деревня Дятьковского района),то тогда весь материал конференции будет готов к изданию.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
По Вашей просьбе навел справки. И.Н.Жинжикова,замужем за Львом Николаевичем Жинжиковым,который действительно имеет клетнянские корни.Его отец, Николай Афанасьевич Жинжиков ,1926г, родом из Клетни и ,вроде бы, по свидетельству семьи,там была деревня Жинжиковка. Естественный вопрос, кто там жил, отпадает самим собой.

 

Кроме этого Ирина Николаевна,сказала,что генеалогия семьи Мальцовых , уже довольно расширилась ,по сравнению с 1994г. К сожалению, современных публикаций музей не имеет. Если брянские меценаты сдержат свое слово, то возможно выйдет СД-диск с материалами конференции,посвященной 200-летию С.И.Мальцова.
Сейчас работа по сбору материалов конференции для публикации движется к завершению. И если, небезызвестный Вам В.П.Алексеев , найдет время и сдержит свое слово, т.е. передаст полный материал о судьбе дворян Похвистневых из с.Бацкино Брянского уезда (а сегодня это - тихо умирающая деревня Дятьковского района),то тогда весь материал конференции будет готов к изданию.


Большое спасибо. В Клетнянском районе был х.Жинжиков. Посмотрю смогу ли я присоединить Николая Афанасьевича к Древу. Владимир Петрович человек ответственный, но действительно занятой.
Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Довольно интересная история, произошедшая год назад.
Осенью, после длительных дождей, вдруг неожиданно на дороге , на въезде ведущей в наше учреждение,-"Центр гигиены и эпидемиологии", в котором я работаю 25лет, обрушивается участок дороги и образуется глубокая яма.
Никаких предвестников,никаких причин для такого обрушения ,я не находил. Яма образовалась глубиной больше 1 м., в диаметре примерно 80 см. На фотографии -хорошо видно.fce61235db70t.jpg
Чтобы никакая машина ( а их довольно много ,к нам приезжают )не вьехала ненароком в яму,мы поставили сигнальные доски. Попросил дворника ,проверить насколько глубока яма. Взяли лом и он еще спокойно на 1м ушел в глубину .т.е. это уже 2метра глубины!
Один наш сотрудник, вдруг вспомнил,что по какой-то легенде, С.И.Мальцов ездил на работу на хрустальную фабрику по вырытой под землей дороге.
Если представить,что конная упряжка в пролетке имеет в высоту не менее 2м ( по дуге на лошади),то в принципе можно согласиться, с тем , что такое возможно., т.е это подземная дорога,которая была примерно до 3 м в высоту и ,как клети в шахтах, поддерживалась бревнами. Уверенность в этот факт , добавляет и то,что согласно старого плана Дятьково, на том месте,где находится наш Центр , при Мальцовых был двор для крепостных крестьян ,с конюшней . И яма образовалась, как раз напротив барского дома., метрах в 15 от него.91484eb568aft.jpg на этой карте справа, перед Гулевым поле , обозначено место "Сарай Мальцова", а через дорогу " Дом Мальцова"
Вот ,такая современная история. Как не поверить ,что это , знак нам из 19 века?

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Историк

 

Один наш сотрудник, вдруг вспомнил,что по какой-то легенде, С.И.Мальцов ездил на работу на хрустальную фабрику по вырытой под землей дороге.

 

Подобные легенды бытуют в разных местах, я встречал пока подтверждение этому в Вороново Московской обл. А чего бы Вам не покопаться, а вдруг? :) Кстати, а зачем на работу под землей ездить? Впрочем в Москве многие так делают.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Говорят ,барин был с причудами, мог такое себе позволить.
Для меня важно, другое.. Никаких причин ,для проседания почвы не было.Никаких ремонтных и строительных работ не проводилось , рядом нет ни водопровода ,ни канализации. При мне , четверть века земля была крепка. Правда ,каждый год в этом месте во время дождей, стояли большие лужи,ввиду того.что не было уклона для стока дождевой воды.
Если бы, это была не проезжая часть дороги, то я бы смог организовать раскопки этого места,тогда можно было бы ,
что-то конкретное понять.
Ну а пока, просто небольшая фотозарисовка, с исторических дятьковских мест.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Было бы интересно! Возможно, в каком -то будущем,можно попробовать копнуть на территории парка ,где была дворянская усадьба. Но,как говориться- это непростая история.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

В старинной Спасо-Преображенской церкви было много замечательных украшений.Одним из шедевров, чудом сохранившимся до наших дней , был подсвечник,который сегодня стоит на входе в залы музея Дятьковского хрусталя .Сделан руками мастеров хрустальной фабрики в 19 веке.
4172a8593440.jpg

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Напомню , о старом доме.
bd5a138ff0b1.jpg
Пришла зима. Орловский пруд уснул, укрывшись бело-снежным одеялом. И вместе с ним задремал старый дом.
e81b706f0493.jpg

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

В Дятьковском музее хрусталя проводится большой ремонт, которого там не было 35лет. Производится замена старого остекления здания, потерявшего прозрачность ,из-за воздействия паров плавиковой кислоты в выбросах завода, на новые европакеты.
В самих залах музея приводится в надлежащий вид паркетные полы, , производится замена освещения витрин с экспонатами, на новую электропроводку с современными светильниками. В оформление витрин и экспозиций используются современные материалы и дизайнерские наработки местных мастеров с мебельного концерна" Катюша".В теплое время года будет обновлен внешний вид территории и выполнены элементы современного благоустройства.
Все экспонаты музея , временно размещены в большом фондохранилище музея, куда продолжают водить многочисленных гостей.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Несмотря на то ,что в музее идет ремонт, поток посетителей не убывает. Экспозиции изделий из залов музея опустили в фондохранилище,туда и водят группы.
А работники музея, продолжают радовать жителей города и гостей, новыми находками и публикациями
Автор сообщения , объединив различные сведения ,как работников музея,так и материалы,опубликованные в других источниках, работами краеведов Калужской области и ученых Саранского университета, кратко попытается рассказать об одной из сторон деятельности Мальцовых- развитию железных дорог в России .
"Бурное развитие в Европе в конце 18- начале 19 века получило промышленное производство Россия в начале 19 века пытается догнать старушку Европу, тоже уделяет внимание развитию машиностроения ,металлургической промышленности,развивая новые отрасли использования пара и электричества . Сырьевые ресурсы требовались все больше и больше. Возникла острая необходимость в строительстве железных дорог.
Первая железная дорога в России , соединила в 1837г Петербург с Царским Селом.Скорость там тоже была "царская " по версте в минуту или почти 60 км в час! В 1842го строится Николаевская дорога между Петербургом и Москвой в 604 версты.
Мальцовы, как мыслящие промышленники, уже тогда смекнули в большой перспективе нового дела. В 1820г Иван Акимович Мальцов покупает два чугунолитейных и железоделательных завода в селе Людиново и Сукремле Жиздринского уезда Калужской губернии у одного из наследников Демидовской семьи- Е.Н.Демидова Поначалу мысль И.А.Мальцова была нацелена на развитие собственного станочного парка для хрустально-стекольных заводов и выпуск бытовой посуды для населения. Однако, новое направление этой отрасли придал его сын, Сергей. Оставив военную , службу в чине генерал -майора , он активно принимается за ряд деятельных проектов , среди которых были выпуск рельсов для железных дорог. Тем более ,он и сам принимал непостредственное участие в строительстве Николаевской

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

железной дороги,поняв уже тогда перспективность этого направления.Он, в тридцатилетнем возрасте, отказался от должности директора общества по строительству Николаевской дороги,считая что чин штаб-ротмистра,который у него был не позволял управлять крупными железозаводчиками,но приобрел колоссальный опыт в этом деле,выполняя техническую часть проекта. Дело отца ,С.И.Мальцов активно продолжил ,став наследником всего отцовского состояния.
На Людиновских заводах он организовал строительство самоходных паровых машин и паровозов, но вывозил их в разобранном виде по р.Болва до с.Радицы,что под Брянском, где их собирали, окрашивали испытывали и ставили на рельсы. Воднотранспортные операции осуществлялись на барках и берлинах, которые приводились в движение не бурлаками, а силой собственных паровых машин. Эффективность этой работы была сезонная, река зимой замерзала. В 1877г С.И.Мальцов всего за 7 месяцев строит узкоколейную железную дорогу от Людиново до Радицы, соединяя при этом все свои заводы железнодорожными путями. Мальцовская империя простиралась с севера на юг на 120, с запада а восток на 80км. и составляла около 6000 кв.км.
aa2f38225fa4t.jpg
Рельсы на узкоколейке были тоньше, чем обычные и укладывались на шпалы , которые размещались то вдоль ,то поперек. Вагоны тоже , были небольшие ,даже миниатюрными.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

В воспоминаниях земского статистика И.П.Белоконского, поездка из Радицы в Дятьково ,упоминается таким образом: " Мой вагон второго класса изображал из себя примитивный ящик,длинный узкий и низкий,еле освещенный закоптелою лампочкой и снабженный двумя, во всю длину стен вагона ,узкими скамейками,обтянутыми ,по всей вероятности, солдатским сукном.Расстояния между скамейками настолько малы,что пассажиры касались коленками друг друга".
Для самого С.И.Мальцова был построен собственный вагон и увидеть обладателя сего богатства можно на сохранившейся фотографии.
d91b2e59ed4d.jpg
Железнодорожное строительство получило свое бурное развитие в конце 60-х годов 19 века.Министерство путей сообщения в 1867гопубликовало обращение к заводчикам по налаживанию отечественного паровозо- и вагостроительства.Просчитанная потребность составляла 20-25 паровозов в год. В итоге,в 1868г заказы разместили на двух заводах Невском механическом и на Людиновском, принадлежащим С.И.Мальцову. Каждый должен был выпустить по 50 паровозов на сумму 1 200 тыс. руб. Кроме этого вагоны были заказаны Московскому заводу Вильямса и Бухтеева, заводу Мальцова , а также заводу Лильпопа и Рау в Варшаве.
Большой заказ потребовал развития производства .С.И.Мальцов принимает решение о строительстве Радицкого паровозовагонного завода, в двух верстах от Брянска.
В 1875г С.И.Мальцо подписывает с Департаментом железных дорог договор на строительство 150 парвозов, 3000 вагонов,платформ полувагонов и угольных вагонов на общую сумм 7 млн руб.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вы вставили отформатированный текст.   Удалить форматирование

  Допустимо не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически заменена на медиа-контент.   Отображать как ссылку

×   Ваши публикации восстановлены.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

  • Недавно просматривали   0 пользователей

    Ни один зарегистрированный пользователь не просматривает эту страницу.

×
×
  • Создать...

Важная информация

Пожалуйста, прочитайте Условия использования