Перейти к публикации

Село Новолокти


метролог
 Поделиться

Рекомендованные сообщения

Странно, неужели, ошибка... Ведь, чтобы написать документальную повесть, местные краеведы, долгое время работали в архивах, собирали нформацию со слов старожил. Что Вознесенская церковь построена ранее, я знаю, до этого я немного написала о ней. Откуда у краеведов появилась информация, что второй престол, был для самоходов?
Цитирую из книги: "Ехать нужно было венчаться в соседнее село, расположенное в пяти верстах от Новолоктинки. Там была церковь с двумя престолами: один для сибиряков-старожилов, а другой для самоходов. На пристрой они сами собирали деньги". стр.47
Да, надо обратиться в Тобольский архив, найти документальное подтверждение, если таковое есть.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Странно, неужели, ошибка... Ведь, чтобы написать документальную повесть, местные краеведы, долгое время работали в архивах, собирали нформацию со слов старожил. Что Вознесенская церковь построена ранее, я знаю, до этого я немного написала о ней. Откуда у краеведов появилась информация, что второй престол, был для самоходов?

Согласно справочника Тобольской Епархии, 1913 года:
Село Локтинское. 2-е благочиние Ишимского уезда
Село расположено по тракту Ишим-Курган, на берегу озера Локтинского. Церковь каменная, одноэтажная, строилась на средства прихожан, заложена церковь в 1809 году, теплый храм освящен в 1839 году, холодный в 1865г, в 1891г. при теплом храме освящен придел.
В церкви три престола: в холодном храме во имя Вознесения Господня, в теплом-южном во имя свят. Иоанна Златоустого и в северном во имя иконы Казанской Божией Матери.

 

Если только третий престол, по его возведению еще документы не поднимала.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

USS

Вам нужно поднять ведомости Вознесенской церкви с.Локтинского, это фонд Тобольской Казенной Палаты (ТКП). Из ведомостей Вы узнаете, что церковь была построена еще до прибытия переселенцев, и было в ней два престола.
«Престолов в ней два, в настоящей холодной во имя Вознесения Господня, в теплой во имя Святого Иоанна Златоуста».

Судя по тексту - это клировые ведомости. Первый раз сталкиваюсь с тем, чтобы клировые были в фонде казенной палаты, а не в фонде духовной консистории. Это какой архив, Тобольский?
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

USS
Вам нужно поднять ведомости Вознесенской церкви с.Локтинского, это фонд Тобольской Казенной Палаты (ТКП). Из ведомостей Вы узнаете, что церковь была построена еще до прибытия переселенцев, и было в ней два престола.
«Престолов в ней два, в настоящей холодной во имя Вознесения Господня, в теплой во имя Святого Иоанна Златоуста».

Судя по тексту - это клировые ведомости. Первый раз сталкиваюсь с тем, чтобы клировые были в фонде казенной палаты, а не в фонде духовной консистории. Это какой архив, Тобольский?

Да, Тобольский архив.
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

USS
Вам нужно поднять ведомости Вознесенской церкви с.Локтинского, это фонд Тобольской Казенной Палаты (ТКП). Из ведомостей Вы узнаете, что церковь была построена еще до прибытия переселенцев, и было в ней два престола.
«Престолов в ней два, в настоящей холодной во имя Вознесения Господня, в теплой во имя Святого Иоанна Златоуста».

Судя по тексту - это клировые ведомости. Первый раз сталкиваюсь с тем, чтобы клировые были в фонде казенной палаты, а не в фонде духовной консистории. Это какой архив, Тобольский?

Ирина, спасибо. Конечно же духовная консистория.
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Т.е. в Тобольском архиве клировые ведомости хранятся в фонде казенной палаты?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Спасибо, теперь ясно, что такое ТКП.
Фамилия Сморыга, теперь в Новолоктях и в г.Ишиме звучит, как Смарыгин. Это моя девичья фамилия
Маркевич - Маркеев.

 

Сморыго есть среди моих предков.
А Маркеев может быть Макеев? Макеевых у нас тоже немало. Но не в Гультяях, а немного в другом месте. А вот Маркевичи - Гультяевские

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах


Согласно справочника Тобольской Епархии, 1913 года:
Село Локтинское. 2-е благочиние Ишимского уезда
Село расположено по тракту Ишим-Курган, на берегу озера Локтинского. Церковь каменная, одноэтажная, строилась на средства прихожан, заложена церковь в 1809 году, теплый храм освящен в 1839 году, холодный в 1865г, в 1891г. при теплом храме освящен придел.
В церкви три престола: в холодном храме во имя Вознесения Господня, в теплом-южном во имя свят. Иоанна Златоустого и в северном во имя иконы Казанской Божией Матери.

 

Если только третий престол, по его возведению еще документы не поднимала.


В 1853 г. было самое большое переселение панцырных бояр в Сибирь. Из них 114 семей поселились в селе Локти и 81 семья в с. Мизоново. В Локтях с 1824 г. жили родственники переселенцев из Гультяевской волости. Если освящен холодный храм в 1865, есть вероятность, что переселенцы приняли участие в строительстве.
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Сморыго есть среди моих предков.
А Маркеев может быть Макеев? Макеевых у нас тоже немало. Но не в Гультяях, а немного в другом месте. А вот Маркевичи - Гультяевские

Нет, Маркевич (ранее), сейчас Маркеев. Значит, Маркевич, из д.Гультяи. Что из Гультяевской волости, я точно знаю, а вот деревни... Знаю, что некоторые из Рамусей, а др. из Гультяёв.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

В 1853 г. было самое большое переселение панцырных бояр в Сибирь. Из них 114 семей поселились в селе Локти и 81 семья в с. Мизоново. В Локтях с 1824 г. жили родственники переселенцев из Гультяевской волости. Если освящен холодный храм в 1865, есть вероятность, что переселенцы приняли участие в строительстве.

Из ведомости за 1833г.
"Здание каменное недостроено, холодный свод сведен и колокольня возведена на три аршина выше теплой"
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Информация по приделу: В 1891г. при теплом храме освящен придел.
А вот ещё информация по приделу.

 

Сведения из справочника за 1904 г. Тобольск, Облгосархив. "Село Локтинское/ или Локти, Роговик/ Ишимского уезда, Локтинской волости/ расположено при озере Локтинском на коммерческом и земском трактах, в селе имеется земская станция, есть церковь, которая построена в 1809 г., придел в 1903 году, волостное правление с почтовыми операциями, министерская школа/ открыта в 1872 году/ две торговые лавки, овчинный и пимокатный заводы, кирпичный завод, две кузницы, был фельдшер, казённая винная лавка. Еженедельно по четвергам проводились торжки. Ярмарки проводились 11-13 ноября. До уездного города было 33 версты. Дворов 200, мужчин 530, женщин 566."

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Странно, неужели, ошибка... Ведь, чтобы написать документальную повесть, местные краеведы, долгое время работали в архивах, собирали нформацию со слов старожил. Что Вознесенская церковь построена ранее, я знаю, до этого я немного написала о ней. Откуда у краеведов появилась информация, что второй престол, был для самоходов?

Согласно справочника Тобольской Епархии, 1913 года:
Село Локтинское. 2-е благочиние Ишимского уезда
Село расположено по тракту Ишим-Курган, на берегу озера Локтинского. Церковь каменная, одноэтажная, строилась на средства прихожан, заложена церковь в 1809 году, теплый храм освящен в 1839 году, холодный в 1865г, в 1891г. при теплом храме освящен придел.
В церкви три престола: в холодном храме во имя Вознесения Господня, в теплом-южном во имя свят. Иоанна Златоустого и в северном во имя иконы Казанской Божией Матери.

 

Если только третий престол, по его возведению еще документы не поднимала.

 

Скорее всего речь идёт о третьем престоле, северном, во имя иконы Казанской Божией Матери. Из рассказов старожилов, а т.ж. документальной повести, в 1903 г. построен придел на средства путно-панцырных бояр. И название соответствует: был долгий и тяжёлый путь самоходов, много взрослых и детей умирало в дороге, в некоторых повозках оставались только дети, а где и пустые повозки в обозе. Когда самоходы дошли до Казани, отслужили молебен Казанской Божией Матери, после этого ни один человек больше в пути не умер.
Чтобы подтвердить документально, кем был выстроен, третий престол во имя иконы Казанской Божией Матери, мне нужно обратиться в Тобольский архив?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Чтобы подтвердить документально, кем был выстроен, третий престол во имя иконы Казанской Божией Матери, мне нужно обратиться в Тобольский архив?

 

Да, в Тобольский архив.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Уважаемые форумчане! Поздравляю Вас всех с Новым 2011 годом и наступающим Рождеством Христовым!
Желаю Вам счастья, здоровья, любви, достатка и мира в Вашем доме!!! :dance3:

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

USS
В третий раз повторяю свой вопрос:
Т.е. в Тобольском архиве клировые ведомости хранятся в фонде казенной палаты?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

USS
В третий раз повторяю свой вопрос:
Т.е. в Тобольском архиве клировые ведомости хранятся в фонде казенной палаты?


Ф.156 Тобольская духовная консистория.
Ф.177 Тюменское духовное правление .
Ф.171 Ялуторовское духовное правление .
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

USS
Спасибо за ответ.
Т.е. все-таки духовные фонды :)
В таком случае исправьте свое сообщение, в которомы Вы сообщаете, что клировые ведомости находятся именно в фонде Тобольской Казенной палаты:
http://forum.svrt.ru/index.php?showtopic=4...ost&p=86709

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

USS
Вам нужно поднять ведомости Вознесенской церкви с.Локтинского, это фонд Тобольской Казенной Палаты (ТКП). Из ведомостей Вы узнаете, что церковь была построена еще до прибытия переселенцев, и было в ней два престола.
«Престолов в ней два, в настоящей холодной во имя Вознесения Господня, в теплой во имя Святого Иоанна Златоуста».

Судя по тексту - это клировые ведомости. Первый раз сталкиваюсь с тем, чтобы клировые были в фонде казенной палаты, а не в фонде духовной консистории. Это какой архив, Тобольский?

Ирина, спасибо. Конечно же духовная консистория.
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

USS
Спасибо. Я в том сообщении все прямо в тексте исправила, чтобы ошибки не было.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Спасибо, теперь ясно, что такое ТКП.
Фамилия Сморыга, теперь в Новолоктях и в г.Ишиме звучит, как Смарыгин. Это моя девичья фамилия
Маркевич - Маркеев.

 

Сморыго есть среди моих предков.
А Маркеев может быть Макеев? Макеевых у нас тоже немало. Но не в Гультяях, а немного в другом месте. А вот Маркевичи - Гультяевские

 

Сергей, какие имена и года рождения Вам известны из Ваших предков с фамилией Сморыга. Где они проживали, в Гультяях?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Сергей, какие имена и года рождения Вам известны из Ваших предков с фамилией Сморыга. Где они проживали, в Гультяях?

 

Они проживали и проживают в д. Линец, но не знаю точно, как долго и откуда они туда переселились.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Ещё одна интересная информация: Новосёлы упрямо носили лапти, не смотря на то, что в Ишимском округе совсем не было липы и не продавали лыко на ярмарках. Не имея лыка под руками, новолоктинцы терпели из-за лаптей положительные страдания. Они выписывали лыко из Тарского округа и даже далее, пока не убедились, что с таким же удобством, только с меньшими хлопотами можно носить сапоги кожанные. Новосёлы до последнего дня сохранили в неприкосновенности вынесенные из России обычаи и порядки. Многие старики, пришедшие из Витебской губернии так и унесли лапти в могилу. Конечно, спустя время, жители переобулись и стали носить кожанные сапоги. На имеющихся исторических фото, мужчины одеты в кафтан, на голове папаха, штаны заправлены в сапоги. Женщины, одеты в длинные платья, подпоясаны широким ремнём с большой пряжкой, на шее украшения - бусы в несколько рядов. Кстати платья были интересные, из нескольких юбок.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Ещё одна интересная информация: Новосёлы упрямо носили лапти, не смотря на то, что в Ишимском округе совсем не было липы и не продавали лыко на ярмарках. Не имея лыка под руками, новолоктинцы терпели из-за лаптей положительные страдания. Они выписывали лыко из Тарского округа..........

 

А это про их родственников из д. Гультяи
Выдержка из книги Л.М. Максимовской "Невельская старина", характеризующая население Невельского уезда, Витебской губернии конца 19 века.
.............................................Крестьяне же большинства волостей Невельского уезда привозят на базар лен и свинину; одни бывшие путные панцирные бояре Чернецовской и Гультяевской волостей не привозят ничего путного на базар, зато на славу кутят и слишком развязанно расхаживают по улицам, рыкшинские, песчанские и язненские старообрядцы, которых всего в уезде до 3800 человек..................................

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Да, я читала, как они на ярмарках любили выпить и рассхаживать )).
Ещё из рассказов старожителей, обладали наши предки силой богатырской. Не все, конечно, но были из них силачи. Вот, например, выдержка из повести "Самоходцы": "Ничего не стоило, Артюшке Гультяеву, остановить коня-иноходца на всём скаку, лишь ухватившись за заднее колесо. Русский, редкий силач, да и только. Артемий, бывало, встанет под лошадь, поднимет её и прокрутит. Экая силища, а ростом не велик, только коренаст". В описании внешего вида, Новолоктинцы мужского пола были коренасты, с развитыми мышцами, лохмачи (руки были покрыты густыми, чёрными волосами). На лице, ярко выражены, "соболинные" густые брови. Конечно, это описание не относится к каждому, но некоторые из предков выделялись именно такими выразительными внешними данными, которые, кстати, до сих пор передаются из поколения в поколение. Мой дед, точно подходит под это описание и отец, только у отца рост выше среднего.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Написала я ранее о том, откуда пришли мои предки и остальные жители с.Новолокти, что поселились они на первое время в Локтях, затем получив разрешение на основание новых земель, решили построить свою деревню. Теперь продолжу рассказ дальше.
С утра выехали мужики на лошадях и поехали по просёлочной дороге на большак, чтобы осмотреть вокруг свободные земли, для строительства своей деревни. * "Поздоровавшись, они начали пристально осматриваться вокруг. Выбирать на огромном увале место для поселения - решать дело серьёзное. Слева от них было "бездонное озеро" с обрывистым берегом. Когда-то рыбаки измеряли его глубину, они привязывали пудовую гирю к верёвке посреди озера, опускали гирю на дно. Пятисаженная верёвка не доставала дна озера. Вот с тех пор прозвали озеро бездонным. Справа красовался вековой берёзовый лес, кое-где уступающий место осине и тальнику." * " Отмерив по десять сажен по ширине усадьбы, мужики принялись за лес. Спилят дерево, очистят от сучьев, разрежут на пятиаршинные брёвна, а затем привяжут верёвку к пню, подкопают со всех сторон, подпрягут лошадь и сами пожилятся вволю, и тогда вековые корни, жадно питающие дерево соком материнской земли, выдернутые насильно на её поверхность, бездыханно издадут свой прощальный вопль на родном месте." Целую неделю корчевали мужики лес под усадьбу, готовили стройматериал. Начали рубить избы-малушки на первое время. На будущее планировали срубить пятистенок, с полуподвалом, с 4-х скатной тесовой или жестяной крышей. Пример дома: *"В нижнем полуподвале русская печь, во 2-й половине полуподвала хранили овощи. В верхнем этаже была изба и горница. Сени т.ж. были и для полуподвала и для верхнего этажа. Вниз можно было пройти сверху и за русской печью по лестнице. "Краснобай" (прозвище за красноречивость) Роман рассказывал, как надо правильно строить избу. При входе в дом, над порогом, должна красоваться подкова на счастье хозяевам, таково в народе поверье. Сени и изба, кладовка и горница одинакового размера. В кладовке (казёнке) хранили одежду и продукты. Полки полуметровой ширины. На ней корзины и лукошки, сплетёные из соломы и ивовой коры, и из бересты."
* "До двадцатого сентября ... года все переселились в свои избы. Построили пригоны из жердей, набитых изнутри соломой, выкопали колодцы, соорудили бани с каменками, по чёрному топились они. Семей пять обычно ходило по субботам в одну баню. Сначала мужики выпарятся, а затем бабы вымоют своих ребятишек и стариков, отправят домой. Поддадут ковша два на каменку и парятся берёзовыми вениками в своё удовольствие. Строили баню на берегу озера. Вода в озере мягкая, волосы делались шёлковыми, если их мыли водой с песчаного озера. А косы какие у девчат и молодух! В руку толщиной и ниже пояса. Мука с такими волосами: голове тяжело.
Постепенно жизнь самоходов стала входить в нормальную колею, как говорили старики. Сеяли свои десятины."

* Выдержка из повести "Самоходцы", автор В.Л. Киселёва.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.

Гость
Ответить в теме...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

 Поделиться

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу.
×
×
  • Создать...

Важная информация

Пожалуйста, прочитайте Условия использования