Перейти к публикации

Село Новолокти


метролог
 Поделиться

Рекомендованные сообщения

................А самое интересное, это узоры на потолке. Преподаватель школы рассказала мне, что эти узоры на потолке, есть копия расписного потолка в старом доме первых жителей села.

 

Такие узоры можно еще встретить в дореволюционных домах. осталось их немного, но тем не менее.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Все эти фотографии, мне любезно разрешили сделать в музее Новолоктинской школы.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

В теме "Гультяи" разместил полную статью Юринова, опубликованную в 1996 году в 2-х газетах "Вперед".

 


Некоторые вещи с фотографии сохранились в нашем новом доме.
Некоторыми из них мы до сих пор пользуемся :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Хочу рассказать о церквях с. Локти и с. Новолокти.
Панцырные бояре, были люди верующие, православные. Когда они переселились в Тобольскую губ. Ишимский уезд и основали своё село Новолокти, они и здесь продолжали ходить в церковь на службы и по праздникам. В церковь заходили, мужчина по правую сторону, жена слева от мужа. В Новолоктях церковь выстроили только в 1929г. Ехать венчаться нужно было в соседнее село, расположенное в пяти верстах от Новолоктинки. Там была церковь с двумя престолами: один для сибиряков - старожилов, а другой для самоходов. На пристрой они сами собирали деньги, так что второй престол был выстроен на деньги панцырных бояр из Витебской губернии.
В 1918 году (по словам старожилов) построили в Новолоктях церковь на средства односельчан. Лес привозили из Заводоуковска, строили три года. Церковь была голубой с зелёной жестяной крышей, она отражалась в двух озёрах. В 1917г. горела Большая улица. Был сильный пожар, ветер, а люди в поле работали. Вся улица выгорела, церковь отстояли. В 1929 году церковь закрыли и раскулачили. Церковь была семиглавая, кресты медные. Большой крест снимали: залезли, обвязавшись штрафными верёвками и вытащив основной крест, уронили на тамбур, от падения пробилась крыша. Т.ж. были сняты и колокола. Иконы разнесли по домам. (Информация взята из музея Новолоктинской школы "Летопись с.Новолокти").
Информация о разрушенных в советское время православных храмах, находившихся на территории г. Ишима и Ишимского района:
д. Ново-Локтинская (ныне село) – церковь во имя иконы Божией Матери «Казанская», 1915, деревянная. Приход открыт в 1916 г. Снесена полностью.

 

Из статьи Л.В. Фролова "...На возвышенном месте у села, Локти стоит полуразрушенная Вознесенская церковь. Безжалостными оказались по отношению к ней люди и неумолимое время. Давно уже снесен купол, поросла травой кровля, и заложенные кирпичем окна - как невидящие глаза... Но по-прежнему гордо вздымается в небеса ступенчатой формы колокольня, и неколебимо утвержден на ней крест... Даже в руинах Вознесенский храм производит незабываемое впечатление своими значительными размерами, монументальностью и спокойным величием. Неужели не найдется того, кто бы взялся спасти гибнущую красоту?
Если не считать Ишимского Богоявленского собора, Вознесенская церковь в селе Локтинском - самый старый храм во всем обширном Ишимском уезде. Согласно архивным документам, церковь была выстроена в 1812 году. Главный престол в ней освящен во имя Вознесения Господня и придел - во имя Святого Иоанна Златоустаго.
В архитектурном отношении Вознесенский храм являет собой как бы переходный тип от стиля барокко к классицизму. О барокко напоминают форма завершения колокольни и наличники окон первого этажа. В свою очередь, строгость и лаконичность общей композиции сооружения, треугольные фронтоны по сторонам основного здания, монументальная двухъярусная колокольня - все это, безусловно, влияние классицизма (ампира). Интересно в архитектуре храма то, что уединяющая основной объем и колокольню трапезная поставлена не вдоль, а поперек оси всего сооружения.
В Ишиме в Богоявленском соборе бережно хранится икона "на древке" из Локтинской Вознесенской церкви. Такие иконы носят во время Крестных ходов. На одной стороне - изображение Пресвятой Богородицы, а на другой - образ Св.Николая Чудотворца."

 

Вознесенская церковь в селе Локти строилась на средства прихожан с 1812 г. Южный придел во имя святителя Иоанна Златоуста освящен в 1839 году, зимний храм с главным престолом окончен в 1865 г. В 1891 г. с северной стороны трапезной был устроен придел во имя Казанской иконы Божией Матери. Храм представлял собой образец провинциального классицизма.
Официально храм закрыт в 1941 году. В нем были устроены мастерская и гараж машинно-тракторной мастерской.
С середины 1990-х храм восстанавливался силами прихода Богоявленского собора города Ишима (настоятель – Епископ Евтихий). Для служб обустроен Иоанновский придел; внутренние помещения закрыты на консервацию.
В 2008 г. храм передан Тобольско-Тюменской епархии и числится приписным к Никольской церкви города Ишима.
fa463c7c52cdt.jpg
Фото с.Локти Вознесенская церковь

 

582c974db1b6t.jpg

 

402c629b6279t.jpg
Внутри церкви
408de6318381t.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

В теме "Гультяи" разместил полную статью Юринова, опубликованную в 1996 году в 2-х газетах "Вперед".

 


Некоторые вещи с фотографии сохранились в нашем новом доме.
Некоторыми из них мы до сих пор пользуемся :)

 

Спасибо, Сергей. Эх, чуть-чуть бы по-раньше, а то я зрение "посадила", пока копию газетной статьи расшифровала : ))
Сергей, дайте угадаю, Вы наверное пользуетесь самоваром? ))
Кстати, к Вам огромная просьба сделать фото старой кузницы и разместить на сайте. Очень интересно посмотреть на это историческое сооружение.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Сергей, дайте угадаю, Вы наверное пользуетесь самоваром? ))

Не совсем. Самовары мы успешно профукали, а вот "колодки" и "клинья", только для производства валенок покойный отец пользовал и меня, бестолкового, пытался учить.
А еще "рогатки" - это некое подобие деревянного крючка, используется до сих пор. Мы на них храним веревки, намотанные восьмеркой в большие бухты. А раньше на них хранилась пряжа. А еще есть такие же "рогатки", только у них несколько крючков, делались они из молодой сосны. Ими толкли картошку. Делали пюре. А вот та "рогатка", что похожа на настоящую, только без резинки:) я так и не вспомнил, для чего. Но такого же формата, только сделанная из ветки (очень маленькая) использовалась для производства домашней колбасы.

 

Кстати, к Вам огромная просьба сделать фото старой кузницы и разместить на сайте. Очень интересно посмотреть на это историческое сооружение.

 

Обязательно сделаю, тем более, что бурьян снегом приложило и она видна стала :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Крючки для витья верёвок

 

Действительно. Отец, при помощи их делал тетиву для сетей.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

А ведь действительно, умно и удобно - гибкая рогатка с несколькими крючками из молодой сосны для картофельного пюре - просто музыка.
Меня всегда раздражают толкушки сплошные, из под которых выскакивают куски картошки или прилепают
к нижней части целыми ошметками. Металлическая толкушка с дырками удобнее, но после нее пюре сохраняет привкус металла.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

А ведь действительно, умно и удобно - гибкая рогатка с несколькими крючками из молодой сосны для картофельного пюре - просто музыка.
Меня всегда раздражают толкушки сплошные, из под которых выскакивают куски картошки или прилепают
к нижней части целыми ошметками. Металлическая толкушка с дырками удобнее, но после нее пюре сохраняет привкус металла.

 

А русская печь?
Ничего более совершенного для приготовления пищи до сих пор не придумано.
Моя жена, родом с северного Кавказа, поначалу очень сомневалась. Но когда мы приготовили в печи шулюм и хашламу, прониклась и оценила по достоинству. Вкуснее она никогда не пробовала.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Там была церковь с двумя престолами: один для сибиряков - старожилов, а другой для самоходов. На пристрой они сами собирали деньги, так что второй престол был выстроен на деньги панцырных бояр из Витебской губернии.

Из какого источника Вы почерпнули эту информацию?
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Нет. Переселенцев было всего 13 семей. Новолокти ведь так и называли - село 13 фамилий. Все они перечислены.

 

Переселенцы панцирные бояре из Витебской губернии Себежского и Невельского уездов согласно указа ТКП от 30 апреля 1855 года
с.Локти
Шаркевич, Гультяй, Болтун, Киселев, Боровка, Кошин, Коваленок, Калина, Жгун, Раев, Мануйлович, Балажинский, Мутьев, Зеленский, Юринов, Казакевич, Спирин, Жаломский, Пузыня, Слесарь, Дроздецкий, Шиповалов, Смарыга, Тоболович, Брен.

 

Есть еще причисленные в д.Мизоново.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Там была церковь с двумя престолами: один для сибиряков - старожилов, а другой для самоходов. На пристрой они сами собирали деньги, так что второй престол был выстроен на деньги панцырных бояр из Витебской губернии.

Из какого источника Вы почерпнули эту информацию?

Информация взята из документальной книги "Самоходы", автор учитель новолоктинской школы, местный краевед Вера Лукьяновна Киселёва. Всю свою жизнь, она занималась поиском иформации, изучением истории села и истории предков.
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Нет. Переселенцев было всего 13 семей. Новолокти ведь так и называли - село 13 фамилий. Все они перечислены.

 

Переселенцы панцирные бояре из Витебской губернии Себежского и Невельского уездов согласно указа ТКП от 30 апреля 1855 года
с.Локти
Шаркевич, Гультяй, Болтун, Киселев, Боровка, Кошин, Коваленок, Калина, Жгун, Раев, Мануйлович, Балажинский, Мутьев, Зеленский, Юринов, Казакевич, Спирин, Жаломский, Пузыня, Слесарь, Дроздецкий, Шиповалов, Смарыга, Тоболович, Брен.

 

Есть еще причисленные в д.Мизоново.


Фамилии первых жителей села: Юриновы, Киселёвы, Мутьевы, Мануйловы, Маркеевы, Жгуновы, Смарыгины, Залевские, Гультяевы, Шаркеевы, Болтуновы, Кошины, Скорины. Эти фамилии перечислили старожилы села Новые Локти, но были и другие фамилии.
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Нет. Переселенцев было всего 13 семей. Новолокти ведь так и называли - село 13 фамилий. Все они перечислены.

 

Переселенцы панцирные бояре из Витебской губернии Себежского и Невельского уездов согласно указа ТКП от 30 апреля 1855 года
с.Локти


Указ №3986 от 30 апеля 1855г. Так в ревизской сказке. А что значит ТКП?
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Дело в том, что переселенцев было гораздо больше, но из Гультяевской волости было всего 13 семей. Причем из 2-х деревень. Причем многие фамилии с тех пор изменились, а вот интересно, в Новолоктях они остались прежними?

 

Шаркевич- не наша фамилия,
Гультяй- Гультяев,
Болтун- не наша фамилия,
Киселев-Киселев,
Боровка-Боровков(из д. Рамуси - 100% мои предки),
Кошин-Кошин,
Коваленок- не наша фамилия,
Калина- Калина,
Жгун-Жгун,
Раев-Раев,
Мануйлович-Мануйлович,
Балажинский- не наша фамилия,
Мутьев-Мутьев,
Зеленский-не наша фамилия,
Юринов-Юринов,
Казакевич- не наша фамилия,
Спирин-Спирин,
Жаломский-Желамский,
Пузыня-Пузыня,
Слесарь-не наша фамилия,
Дроздецкий-Дроздецкий,
Шиповалов- не наша фамилия,
Смарыга- Сморыго,
Тоболович-не наша фамилия,
Брен-Брень.
Здесь фамилий, конечно больше, чем 13, но это потому что я писал наша-не наша по принципу встречается она в нашей местности или нет.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

А что значит ТКП?

Т - не буду с утра думать, какая именно, Вы лучше знаете, но это название губернии Т..ская
КП - Казенная палата
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Дело в том, что переселенцев было гораздо больше, но из Гультяевской волости было всего 13 семей. Причем из 2-х деревень. Причем многие фамилии с тех пор изменились, а вот интересно, в Новолоктях они остались прежними?

Многие фамилии изменились.

 

Гультяй- Гультяев,
Боровка-Боровков (проживают в Ново-Локтях)
Смарыга- Смарыгин
Жгун-Жгунов
Мануйлович-Мануйлов
Брен-Бренер
Болтун- Болтунов
Балажинский- Блаженский

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Спасибо, теперь ясно, что такое ТКП.
Фамилия Сморыга, теперь в Новолоктях и в г.Ишиме звучит, как Смарыгин. Это моя девичья фамилия
Маркевич - Маркеев.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Там была церковь с двумя престолами: один для сибиряков - старожилов, а другой для самоходов. На пристрой они сами собирали деньги, так что второй престол был выстроен на деньги панцырных бояр из Витебской губернии.

Из какого источника Вы почерпнули эту информацию?

Информация взята из документальной книги "Самоходы", автор учитель новолоктинской школы, местный краевед Вера Лукьяновна Киселёва. Всю свою жизнь, она занималась поиском иформации, изучением истории села и истории предков.

Вся информация должна проверяться, а не только семейные легенды. Вам нужно поднять ведомости Вознесенской церкви с.Локтинского, это фонд Тобольской Духовной Консистории (ТДК). Из ведомостей Вы узнаете, что церковь была построена еще до прибытия переселенцев, и было в ней два престола.
«Престолов в ней два, в настоящей холодной во имя Вознесения Господня, в теплой во имя Святого Иоанна Златоуста».
Церковь начала строиться с 8 февраля 1809г, а возведение колокольни было закончено в 1830-х.
Источник: ФИ-156, оп.19 – Ведомости Ишимского духовного правления о церквях, причтах.
И небольшое дополнение о передаче церкви.
Согласно протокола исполкома Областного Совета № 26 от от 1 апреля 1941г: «Молитвенное здание в селе Локти закрыть и передать его в распоряжение Ново-Локтинского сельского Совета для использования на культурные цели (клуб, избы-читальни и т.д.), по «ходатайству гр-н с.Локти».
Р814, оп.1, д.124 (фонд Тюменского облисполкома)
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.

Гость
Ответить в теме...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

 Поделиться

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу.
×
×
  • Создать...

Важная информация

Пожалуйста, прочитайте Условия использования