Перейти к контенту
viatcheslav

Моя Казань

Рекомендуемые сообщения

Моя Казань

 

Выйдя на пенсию, я занялся своей генеалогией. Собственно, я знал, что дед родился в Казани, и его родителями были Ванновский Андрей Иванович, Лютеранского вероисповедания, и Мария Федоровна, Православного вероисповедания. На мои запросы, Национальный архив республики Татарстан (НАРТ) по прадеду послал меня в Курляндию, а по прабабушке пригласил в Казань, в большую и известную семью старожилов Казани, потомственных почетных граждан, Котеловых.
Сам я коренной Петербуржец, по роду своей работы объездил десятки городов Советского Союза, но в Казани не был. Собрав доступные на расстоянии сведения о Казани и Котеловых, для более полного восприятия истоков рода, я приехал в Казань. Три дня я провел в НАРТ, и три дня гулял по городу.
Котеловы появились в окрестностях Казани, Ягодной поляне, сразу после завоевания ее Иваном Грозным. Были они сначала монастырскими крестьянами Зилантова монастыря, потом пошли по кожевенному делу, завели свои производства и стали купцами и заводчиками. Котеловы много занимались благотворительностью и поэтому все члены этой семьи в 1833 г., одними из первых в Казани, стали почетными потомственными гражданами. Об этом роде написано в книгах Н.Агафонова, Казань и казанцы. 1906-1907 г.г. и новой книге Л. Девятых, Из истории Казанского купечества.
Первое, что я сделал, это отыскал дом Котеловых на ул. Гладилова (б. Архангельской). Он построен в 1833 по проекту архитектора П.Г. Пятницкого, является памятником истории и архитектуры, объектом культурного наследия федерального значения.
Первый этаж дома сложен из кирпича, два верхних этажа - деревянные.
Основные габариты здания в плане: 28 х 29,5 м.
Дом представляет собой хороший образец провинциальной архитектуры периода позднего классицизма.
Дом находился на территории кожевенного завода, между заводскими корпусами. В 1860 г., после смерти Ивана Николаевича Котелова, завод был продан Ивану Алафузову, а Котеловы постепенно отошли от заводского производства.

 

~BtVUnYST.jpg ~KzjlcRTs.jpg ~KzjlcRTC.jpg ~KzjlcRTB.jpg

 

~KzjlcRTt.jpg ~KzjlcRTy.jpg

 


Снаружи дом выглядит весьма печально, но внутри довольно сносно. Я был только на втором этаже. Представить прежнее состояние сложно, т.к. там заводоуправление, кабинеты.. Полы – паркет. Потолки нормальные. Больших комнат только 2, одна из них – актовый зал.

 

 

 

Поразила старинная дверь в кабинете директора.

 

~KzjlcRTA.jpg

 

Следующий объект – Свято-Введенский Кизический монастырь. Там, в Некрополе, был похоронен мой прямой предок, Иван Николаевич Котелов. По данным НАРТ он с 1818 г. по 1821 г. служил бургомистром, с 1833 г. по 1836 г. был общественным депутатом, с 1839 г. по 1849 г. – депутатом торговли, с 1850 г. по 1851 г.- 2-й гильдии заседателем в гражданской палате
В ряду других захоронений многих известных особ имелась могила :
37. Котелов Иван Николаевич (1789 - 7 января 1860), купец I-й гильдии, владелец кожевенного завода в Ягодной слободе. Благодетель монастыря.
Кизический Введенский монастырь – действующий мужской монастырь на территории Казани. Он существует с 1688г. и создан в честь девяти святых мучеников из города Кизика, имеющих дар исцелять от трясавичной болезни.
Таким монастырь был
~KzjlcRTD.jpg
В 1918 году обитель была закрыта, монахи изгнаны. Монастырь подвергся разорению. В 1930 году были разрушены основные постройки монастыря, а оставшиеся помещения переданы в ведение Красной армии. Позднее в них расположился военный комиссариат района, складские помещения, гаражи.
Возрождение духовной жизни Кизического монастыря началось в 2001 году. В 2006 году сохранившиеся строения были полностью освобождены и возвращены Казанской епархии. В монастыре проводятся реконструкционно-востановительные работы.
Сейчас идет восстановление
~KzjlcRTF.jpg ~KzjlcRTG.jpg
~KzjlcRTH.jpg ~KzjlcRTI.jpg

 

Трапезная
~KzjlcRTJ.jpg
Некрополь был полностью разрушен, часть его оказалась за территорией монастыря. Удалось сохранить только могилу казанского губернатора графа Толстого.
В монастыре я встретился с игуменом Мефодием и известным исследователем монастырей Анатолием Михайловичем Елдашевым, автором труда о Некрополе Свято-Введенского Кизического монастыря. Разговор шел о постепенном восстановлении надгробий с участием потомков, чьи предки здесь похоронены. Здесь были похоронены многие известные люди города – градоначальники, ученые, просветители, духовенство, офицеры, купцы, врачи, всего три тысячи человек. Думаю, что при правильной организации, немало потомков могло бы принять участие в восстановлении памяти своих предков.
После беседы меня угостили в трапезной постным монастырским обедом. На первое суп из крапивы, на второе тюря из картофельного пюре с добавкой овощей, и на третье великолепный кисель, который я пил только в детстве и в армии. Ничего, все съел и нормально насытился.
Дальше я пошел по местам, откуда начинались Котеловы – через Ягодную слободу к Зилантову монастырю. Название «Ягодная слобода» сегодня условно, у меня не было поводырей, поэтому просто побродил по окрестным улочкам. Но нигде не увидел ни могучих дубов и вязов, ни ягод и орехов. Все серо и буднично. И на всем пути – ни одной скамейки.
Монастырь на Зилантовой горе основан в Казани в 1552 году. Первоначально он находился около братской могилы русских воинов, павших при взятии Казани. Но это место почти каждый год в половодье заливалось водой и в 1559 году монастырь перенесли на Зилантову гору.
Соборный Успенский храм построен в 1625 г. А на месте братской могилы построили деревянную часовню, простоявшую до создания каменной церкви Спаса Нерукотворного в 1823 г. Ежегодно 15 октября от Зилантова монастыря проходил крестный ход к храму.
В 1918 году десять монахов Зилантова монастыря во главе с архимандритом были расстреляны без суда и следствия по неясному обвинению в обстреле красногвардейцев. Некоторое время монастырь был бездействующим, но вскоре на его основе была образована православная община. Община просуществовала до 1928 года, а затем была ликвидирована. Кладбище монастыря, имевшее погребения именитых граждан, уничтожено в 30-е годы.
Ансамбль на самой Зилантовой горе был почти стерт с лица земли (кроме Всехсвятской церкви — 1681 г., перестроена и приобрела современный вид в 1890-е гг., и Настоятельского корпуса — 1808).
В 1929 г. монастырь был закрыт. В 1956 г. из-за строительства Куйбышевского водохранилища церковь Спаса Нерукотворного оказалась на острове.
Монастырь возрождается с 1998 г. В 2003 году к храму проложена дамба.
Сейчас Монастырь полностью восстановлен и возрожден как женский. В настоящее время в обители 9 насельниц.
~KzjlcRTK.jpg ~KzjlcRTL.jpg ~KzjlcRTM.jpg

 

Безусловной достопримечательностью Казани является памятник воинам, павшим при взятии Казани. Его осматривали почти все императоры, посещавшие Казань. Попечение над памятником обеспечивали купцы Котелов и Крупенников. Я тоже прошел до памятника, но он был закрыт, и, судя по всему, давно.
~KzjlcRTN.jpg
Александр 1 любовался от памятника видом на Кремль. Вид и сейчас прекрасен. А вот купола Зилантова монастыря видны только сквозь высоковольтную опору.
Далее дорога привела меня в Кремль. Здесь все уже описано и сказано, добавить нечего. В отличие от других моноконфесионных Кремлей, здесь симбиоз двух религий. И даже трех, если смотреть с ул. Карла Маркса, видно одновременно православный крест, мусульманский полумесяц и атеистическую звезду, отрицающую наличие самого предмета поклонения для всех религий.
Прогулялся в 2-х часовой экскурсии по Казани. Сама экскурсия интересна, вопрос в том, почему их так мало в таком старинном, насыщенном историей, городе. 2 в субботу и 2 в воскресенье. И не автобус, а микроавтобус, в котором на призыв экскурсовода посмотреть направо и налево видишь только головы соседей справа и слева. Может, турагентства пытаются сэкономить, но получается недобор. В Москве и Питере на главных улицах и вокзалах стоят зазывалы с мегафонами и предлагают экскурсии прямо с этого места и возвратом сюда же. Во все дни недели с утра до вечера. У многих, приехавших по делам, остается свободное время и они охотно проведут его, сидя в автобусе и впитывая культуру города. А город, в свою очередь, будет впитывать их денежки. Тем более что в Казани скамейки отсутствуют везде, кроме ул. Баумана и парков.
Пошел по ул. К. Маркса (Покровской). На ней проживала семья сына Ивана Николаевича, Федора Ивановича Котелова, в том числе дочь, Мария Федоровна, моя прабабушка.

 

~KzjlcRTP.jpg

 

У дома 26 начинаю решать 2-ю задачу моего приезда в Казань- поиск сведений о прадеде, Ванновском Генрихе (Андрее) Ивановиче.
Он родился в 1846 г. в Курляндии (Латвии), был сыном хозяина хутора, учился в реальном училище в Митаве (Елгаве), получил специальность телеграфиста и дальше работал по телеграфному ведомству.
Начал с Динабурского (Даугавпилс) отделения первой в России телеграфной линии Варшава-Санкт-Петербург, затем был переведен телеграфным ведомством сначала на стажировку в Пруссию, а 31 декабря 1871 г. в Казань. В Казани он работал на телеграфной станции, и часто выезжал в длительные командировки (от нескольких месяцев до 1-2 лет) на Екатеринбургскую, Центральную Московскую, Одесскую, Уфимскую телеграфные станции. Цель командировок – «усиление личного состава». Он проработал на телеграфе 50 лет, из них в Казани почти 45 лет, до 1915 г. Вырос в должности до помощника начальника Казанской телеграфной станции (с 1906 по 1915 г.), коллежского советника. Награжден орденами: Св. Станислава 3 и 2 степени, Св. Анны 3 и 2 степени, Св. Владимира 4 ст., бронзовой медалью на Александровской ленте в память священного коронования в мае 1883 г. и серебряной медалью для ношения на груди на ленте Св. Александра Невского в память царствования Александра 3
Генрих был лютеранином и жил на территории Евангелической Лютеранской церкви Св. Екатерины на Покровской ул., ходил на работу на телеграф (ул. Кремлевская), так что, не удивительно, что Генрих встретился с Марией.
Бракосочетались они в Варваринской церкви, расположенной в самом конце ул. Покровской, в 1878 г.
Первая Лютеранская церковь (Кирха) появляется в Казани при Петре I. В 1863 году по проекту архитектора Л. К. Хрщоновича в стиле эклектики на улице Покровской, было выстроено каменное здание лютеранской церкви Святой Екатерины, сохранившееся до наших дней. К церкви прилегал двор с садом и тремя каменными домами, в одном из которых находилась квартира пастора. Общине принадлежало также лютеранское кладбище на Арском поле с часовней и сторожкой.
В 1929 году постановлением ТатЦИКа церковь была закрыта.
Новым хозяином церковных помещений стал НКВД ТАССР, затем МГБ, МВД и т. д. Собственно, хозяин оставался один и тот же, менялись лишь названия органов внутренних дел в ходе их реорганизации. Бывший молельный зал (Kirchenschiff) был превращён со временем в спортивный зал общества «Динамо». Все строения вокруг основного церковного здания были снесены либо стали частью пристроенных к зданию помещений клуба (культурного центра) МВД ТАССР (с декабря 1991 года – Республики Татарстан). Клубные помещения органов внутренних дел республики слились со старинным зданием кирхи в единый архитектурный ансамбль, охватив его плотным полукольцом.
11 декабря 1996 года, наряду с увековечением памяти знаменитого культуртрегера, врача, этнографа, учёного-естествоиспытателя, профессора и одного из первых ректоров Казанского университета Карла Фукса, состоялась торжественная церемония вручения мэром Казани Камилем Исхаковым символического ключа от старинного здания лютеранской кирхи Епископу Евангелическо-лютеранской церкви Европейской части России Зигфриду Шпрингеру.
Общая площадь переданных лютеранской общине в бессрочное безвозмездное пользование помещений составила 872,6 кв. метра. К 1996 году – после долгих лет эксплуатации – здание кирхи приобрело очень неприглядный вид и находилось в полуразрушенном расстоянии. Объём уже начатых работ по реставрации и ремонту церковных помещений огромен. Часть внутренних помещений в здании к настоящему времени уже восстановлена, к 1000-летию Казани отреставрированы крыша и фасад здания.
~KzjlcRUa.jpg ~KzjlcRUb.jpg ~KzjlcRUc.jpg ~KzjlcRUd.jpg
Я впервые в жизни посетил службу в Лютеранской церкви. Молельный зал находился на реставрации, поэтому служба проходила в небольшом помещении. В отличие от православных соборов, поражающих богатством и пышностью, все было очень скромно: пианино, кафедра для проповедника и стол, на котором установлен крест с распятием и 2 свечи. На стульях лежат программы службы и библии с закладками нужных страниц. Прихожане не просто слушают проповедника, но и участвуют вместе с ним, распевая отмеченный текст на русском и немецком языках.
Как и в православных храмах в России, никакой информации о прихожанах за дореволюционный период в Лютеранской кирхе не сохранилось.
Кстати, этим Россия очень отличается от Прибалтийских государств. Там церковные книги не только сохранены, но и оцифрованы, и их можно пролистать не выходя из дома, через Интернет.
Дальше по Покровской улице Варваринская Церковь.
Точная дата постройки Варваринской церкви не известна. Храм был возведен в конце 18 века, в то время, когда вся Казань отстраивалась после пугачевского разорения. По преданию она была перестроена в 1779-80 гг. из загородного дома казанского вице-губернатора Кудрявцева. В 1880-х гг. в ней в церковном хоре пел Федор Иванович Шаляпин. Как она выглядела в то время, я не знаю.
В 1901-07 гг. по проекту казанского епархиального архитектора Федора Николаевича Малиновского на средства собранные прихожанами был построен новый храм в русском стиле, включавший отдельные фрагменты старого храма 18 века, в частности нижние ярусы колокольни.
В 1929 году в газете «Красная Татария» появилась статья «Очаг мракобесия в районе трех вузов», с призывом к скорейшему закрытию храма, расположенному рядом с Пединститутом и Сельхозакадемией.
Старинную храмовую икону св. Варвары, и образ Жен Мироносиц из одноименного придела верующим удалось сохранить.
В советское время в храме размещались клуб рабочих трамвайного парка, кинематограф, протезная мастерская, лаборатория Казанского технологического института, корпус которого расположен неподалеку. В 1994 году храм вернули Церкви. Тяжелое оборудование лаборатории было вмонтировано так, что после его выноса пришлось капитально ремонтировать пол и часть фундамента. Были восстановлены купола и кресты, обустроен интерьер храма.
~KzjlcRUe.jpg ~KzjlcRUf.jpg ~KzjlcRUg.jpg
У Генриха и Марии родились дочь Мария и сын Виктор, мой дед.
Крестили Виктора в Воскресенском соборе, который находился на месте нынешнего химфака КГУ.
Виктор учился во 2-й гимназии, затем 2 года на медицинском факультете Императорского Казанского университета. А потом перевелся в Санкт-Петербург, в Императорскую Военно-Медицинскую Академию. Будучи студентом, он участвовал в обороне Порт-Артура в 1904 г. http://history-and-geo.livejournal.com/

 

Сделаю маленькое отступление.
В Советское время деятели, добившиеся каких либо успехов, говорили, что всего достигли только благодаря Советской власти. Судьба моих предков показывает, что это не совсем так.
Котеловы добились успехов благодаря труду и сноровке еще до 1800 г., а в конце 19 века и начале 20-го в России открывались тысячи школ для всех слоев населения.
И Генрих Ванновский сделал хорошую для того времени карьеру. Ведь коллежский советник - это 6-й чин в табели о рангах Российской империи и приравнивался к полковнику. Известно, что уже начиная с 8-го чина – коллежского асессора (вспомните майора Ковалева из Гоголевского «Носа»), давали личное дворянство.
А его дети учились в гимназии и получили образование, позволявшее им реализовывать себя на любом поприще.
Перед поездкой я нашел телефоны Котеловых, проживающих в Казани, всего 13. Дозвонился до пятерых. Никто из них не знал о предках, да и не интересовался. А ведь именно память о прошлом позволяет продолжить неразрывную связь с будущим.
Когда я только приехал и начал ходить по Казанским улицам, то почувствовал какую-то раскованность местных жителей. Это очень уважительное отношение водителей к пешеходам и их взаимоуважение друг к другу. Это нормально для Европы, но с трудом прививается в России. Под конец я даже расслабился и начал спокойно ставить ногу на тротуар не только на переходе с зеброй, но и просто на обозначенном переходе. Может это такая культура водителей, а может дело в том, что в Казани значительно меньше машин, чем в Москве и Питере? И нет часовых пробок, стоя в которых водители теряют контроль и начинают прорываться, создавая заторы на перекрестках?
Сам город, особенно его центральная часть, очень красив и своеобразен. Уникальное сочетание двух мирно существующих религий.
Впечатления о Казани остались самые приятные.

 

~KzjlcRUh.jpg ~KzjlcRUi.jpg ~KzjlcRUj.jpg ~KzjlcRUl.jpg
~KzjlcRUn.jpg ~KzjlcRUo.jpg ~KzjlcRUu.jpg ~KzjlcRUv.jpg
~KzjlcRUm.jpg ~KzjlcRUq.jpg ~KzjlcRUr.jpg ~KzjlcRUs.jpg
Вид из окна гостиницы «Булак» на озеро Нижний Кабан

~KzjlcRUl.jpg

 

Везде встречавшиеся люди проявляли доброжелательность и отзывчивость. Даже на Льнокомбинате, который переживает сложные времена, руководство пошло мне навстречу и позволило побывать в доме Котелова.
Очень квалифицированно отнеслись к моим вопросам в НАРТ и оперативно предоставили запрашиваемую информацию. Особая благодарность Ляле Заудатовне Хасаншиной. Эта хрупкая на вид женщина ежедневно приносила полупудовые фолианты. Супер профессионал.
Как Петербуржец, выросший из Казанских корней, хочу сказать спасибо и передать наилучшие пожелания все Казанцам.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Во време пребывания в Казани я три дня провел в НАРТ и нашел там новые интересующие меня сведения. но переварил их только после отъезда. Это данные о купеческих семьях, породнившихся с Котеловыми, и имевшими в Казани дома, сохранившиеся до наших дней. Фотографии этих домов любезно прислала мне vlv1969, и я их тоже отношу к своей Казани.
Так, один из сыновей моего прямого предка, Ивана Николаевича Котелова,
Алексей Иванович(1835) был женат на Анне Яковлевне Парамоновой, дочери купца и кожевенного заводчика в Подлужной.
Нынешние городские власти составили список первых домов, которые нужно отреставрировать до 2013 года. В него попал и дом Парамонова на улице Пушкина, где когда-то была публичная библиотека, которую посещал Ленин, еще будучи Ульяновым.
afd7d4feb758t.jpg 0440723fc9b0t.jpg
Одна из дочерей, Прасковья Ивановна (1823 – 1864), была замужем за Казанским купцом Иваном Герасимовичем Докучаевым.
Дом купца Докучаева построен в 1851 г. архитектором И.Бессоновым, в 1902 г. реконструирован архитектором К.Олешкевичем. Помимо магазина самого Докучаева, в здании находились кондитерский магазин Триантофилиди и магазин Тутурова, вывеску которого мы видим на фотографии.
Вид на Проломную со стороны Рыбнорядской площади. Справа дом купца Докучаева.
a84461b55b0bt.jpg b8dee8f1a950t.jpg ] 81574f15ca3ct.jpg
Помимо жилого дома на Проломной было у Докучаева три флигеля и различные вспомогательные службы. Один из флигелей из красного кирпича сохранился до наших дней - на улице Профсоюзной. А двухэтажный жилой дом, где в советское время был размещен и долгие годы находился магазин "Спорттовары", не дожил всего лишь год до своего 150-летия. Теперь на этом месте воздвигнуто современное трехэтажное здание магазина "ГУМ".
Другая дочь, Ольга Ивановна, (Умерла в 1907 г.) была замужем за известным казанским купцом Василием Николаевичем Унжениным.
Наследники чаеторговцев И. В. Савиных и В. Н. Унженин в 1895 г. получили право на расфасовку чая и «обандероливание разных сортов», что говорит о высокой торговой марке этих семейных торговых фирм.. Двухэтажный каменный дом Унжениных, построеннй прямо напротив Церкви на Воздвиженской улице, перестроенный архитектором Петонди, расположен ныне по адресу К. Маркса, 13.
8566b74cf852t.jpg
Род Унжениных, представители которого сменяли один другого на должности старосты Петропавловского собора, благоукрашал и, когда необходимо, реставрировал собор на протяжении почти всего XIX века. Так, на их средства собор был отреставрирован после пожара 1824 г.
Внучка Ивана Николаевича, родная сестра моей прабабушки, Вера Федоровна, вышла замуж за Казанского купца, сына бывшего городского головы и козлового заводчика в Адмиралтейской слободе Константина Павловича Прибыткова.
Дом его брата, Михаила Павловича Прибыткова является памятником истории и архитектуры, объектом культурного наследия местного значения.
Поставлен на охрану постановлением Кабинета Министров РТ № 384 от 10.06.2009 г.
Но его адреса я не знаю и фото не нашел.
Благотворительностью отличался их отец, Павел Александрович Прибытков.
Храм положения Ризы Господней (с. Тихий Плес) построен в основном на средства казанского купца Павла Александровича Прибыткова (ум. 1883), откликнувшегося на просьбу прихожан, не имевших средств даже на ремонт ветхой деревянной церкви, построенной в 1779 г. Прибытков был и заказчиком проекта, и организатором строительства. Кирпич для храма пожертвовал свияжский купец Федор Тихонович Каменев.
Крупный двусветный храм с высокой четырехъярусной колокольней. В эклектичной, но очень впечатляющей отделке присутствуют элементы древнерусского зодчества, барокко, позднего классицизма.

 

http://www.kazan.eparhia.ru/www/imgs/villa...45380439815.jpg
Стоит ли он там сейчас, мне не известно.
Здесь я перечислил только прямую линию моего рода Котеловых. Если захватить пошире, то в родстве с Котеловыми находились многие именитые купцы Казани: Каргины, Шишкины, Курбатовы, Серебренниковы, Протопоповы, Астраханцевы, Замошниковы, Варенцовы, Крупенниковы, Казанцевы, Щербаковы, Урванцевы, Лихачевы, Гущины, Голенищевы, Верины, Мурзаевы, Золотаревы.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Благотворительностью отличался их отец, Павел Александрович Прибытков.
Храм положения Ризы Господней (с. Тихий Плес) построен в основном на средства казанского купца Павла Александровича Прибыткова (ум. 1883), откликнувшегося на просьбу прихожан, не имевших средств даже на ремонт ветхой деревянной церкви, построенной в 1779 г. Прибытков был и заказчиком проекта, и организатором строительства. Кирпич для храма пожертвовал свияжский купец Федор Тихонович Каменев.
Крупный двусветный храм с высокой четырехъярусной колокольней. В эклектичной, но очень впечатляющей отделке присутствуют элементы древнерусского зодчества, барокко, позднего классицизма

 


Новую информацию о храме любезно прислал rustik68:
Если речь о Тихом Плесе, то вроде в 2009 г. стоял, но был недействующим. Обложен на дверных проемах табличками "не входить". По словам местных обитателей здание находиться сейчас в ведении старообрядческой общины. Опросить их никого не удалось, т.к. нгикого из старообрядцев на месте не было в мой приезд.
Фотографию храма выкладывал на этой страничке (см. в нижней части странички):
IMGZ_2689mC.jpg

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

viatcheslav
Очень интересны Ваши исследования, я понимаю, что Вы открыли свою Казань.
Возможно, похожее открытие своей Казани случится когда-либо и с моей семьей. Наши разночинцы Успенские, Ершовы, Холмогорские тоже проживали в Казани и губернии. Может быть, они Вам встретятся в документых рядом с Вашими, буду премного благодарна за информацию. Удачи в поисках.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Интересную информацию о ныне сохранившихся купеческих домах привел
rustik68 5.10.2012, 20:5. Считаю, что эти сведения могут войти в мою Казань.

 

Цитата(viatcheslav @ 27.6.2011, 13:14)
Двухэтажный каменный дом Унжениных, построеннй прямо напротив Церкви на Воздвиженской улице, перестроенный архитектором Петонди, расположен ныне по адресу К. Маркса, 13. ;
Существующий двухэтажный угловой кирпичный дом Михаила Прибыткова построен, предположительно, в середине 19 в. В конце 19 в. здание принадлежало купцу, потомственному почетному гражданину Михаилу Павловичу Прибыткову. Вид объекта: Памятник истории и архитектуры
Категория охраны: Объект культурного наследия местного значения (Адреса я не знаю),
Дом купца Докучаева на Проломной ул. построен в 1851 г. архитектором И.Бессоновым, в 1902 г. реконструирован архитектором К.Олешкевичем. Помимо магазина самого Докучаева, в здании находились кондитерский магазин Триантофилиди и магазин Тутурова,
Я не знал об этих родственниках и домах, когда был в Казани, а больше там быть не планирую.
Вопрос к Вам, как к старожилу Казани: знаете ли Вы об этих домах и имеются ли их фотографии (старые и нынешние) А также домов Сосульникова и Доброседова на Покровской ул., Литвинова на Театральной, Горюнова на Бол. Казанской.

 

Попробую дополнить ответ Галины (отчество её забыл, прошу прощения).
Дом Унжениных можно увидет на яндекс-картах:
http://maps.yandex.ru/-/CVqfm6zI
Этот квартал ул.К.маркса ещё не успели порушить, но уже внесли существенные «реконструкционные улучшения»
Дом купца Докучаева на яндекс-фотках увидеть нельзя, т.к. эта улица не вошла в яндекс-панорамы. Находится он напротив Дома Печати. Вроде фотографировал его, но не всё есть на компьютере, надо искать на внешних носителях. Есть фото, где он виден частично. В конце перспективы, угловой дом напротив серого (дом печати)

 

http://fotki.yandex.ru/users/rrr-rt/view/404559/
В справочнике памятников указан дом Доброседовой на К.Маркса (эта часть ранее называлась ул.Покровской). Построен во втор.пол.19 в. Он сохранился, хотя и его коснуласьт всесокрушающая длань казанских "реконструкторов". См. на яндекс-картах: http://maps.yandex.ru/-/CVqfuFNY
По остальным навскид не могу пояснить, надо в архиве рыться. Но это не ранее конца октября смогу начать, ежли надобно. С моей стороны есть корыстный интерес, но не финансового плана.
Съ совершеннымъ почтенiемъ.

 

P.S.
Из недавних походов в 1-ю часть Казани, дом Докучаева в лучшем ракурсе:

 


http://fotki.yandex.ru/users/rrr-rt/view/407857/

 


--------------------

 

rustik68
16.5.2013, 21:47

 


Маленький исследовательский штрих к образу дома купца Докучаева на бвыш. Б.Проломной ул. (ныне ул.Баумана). Исследование дворовой части этого здания позволило обнаружить один поздний вида кирпичного клейма ЕК (не единично, а во множестве).

 


http://fotki.yandex.ru/users/rrr-rt/view/457358/

 

Возможно меня поправит исследователь В.Смирнов (СПб), но в качестве наиболее подходящей пока рабочей версии предполагаю за этой монограммой Екатерину Васильевну Калугину. По данным на 1906 год, упоминавшуюся среди владельцев кирпичного производства и имевшую промысловое свидетельство 8 разряда. Можно преположить, что клеймо это позднее и продукция пр-ва Екатерины Васильевны могла иметь отношение к реконструкции здания по проекту Олешкевича. Именно графика литер обнаруженных ЕК отлично от встречающихся на фасадах зданий построенных в 19 столетии, потому возмжно имеют отношение к началу ХХ века, в котором также фигурирует кирпичное пр-во Екатерины Андреевны Ковалевой. Правда, её кирпичный завод между Устьем и Адмиралтейской.слободой упоминается уже в 1916 г.
Литеры клейм ЕК обнаруженных на фасаде докучаевского дома, вдавлены и своей графикой отличны от формованного клейма ЕК ограды дома Осокина на ул.Муштари (Новокомиссариатская), однозначно имеющего отношение к строительным материалам века девятнадцатого. Так что возможно обнаруженные кирпичные клейма на внутренней части идома Докучаева меет отношение к его престройке по упомянутому выше проекту Олешкевича.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи

Создать аккаунт

Зарегистрировать новый аккаунт в нашем сообществе. Это несложно!

Зарегистрировать новый аккаунт

Войти

Есть аккаунт? Войти.

Войти

  • Недавно просматривали   0 пользователей

    Ни один зарегистрированный пользователь не просматривает эту страницу.

×

Важная информация

Пожалуйста, прочитайте Условия использования