Перейти к контенту
kraeved

Александровское коммерческое училище

Рекомендуемые сообщения

7800d51e79ddt.jpg
Фото из книги - Н.А.Варенцов. Слышанное. Виденное. Передуманное. Пережитое. Новое литературное обозрение. 2011

 

Александровское коммерческое училище - среднее специальное учебное заведение «для приготовления к торговой деятельности юношей из купеческих, мещанских, ремесленных и крестьянских семей».

Основано 19 февраля 1880 Московским биржевым обществом по инициативе Н.А. Найдёнова в память 25-летия царствования императора Александра II, открыто 6 октября 1885 на частные пожертвования.

В Александровское коммерческое училище принимались мальчики 8-11 лет, москвичи и жители других регионов Российской империи (при училище в 1885-1906 существовал пансион).

С 1891/92 учебного года Александровское коммерческое училище действовало в составе подготовительного, 5 общих и 2 специальных классов с полным курсом предметов преподавания: общеобразовательных — закона Божьего, русского и иностранных языков, математики, физики, химии, истории, рисования, черчения, чистописания; специальных — истории торговли, товароведения с технологией, коммерческой арифметики, бухгалтерии, коммерческой географии, политэкономии, законоведения.

При училище существовал Музей товароведения.

 

Ученики, окончившие полный курс, получали аттестаты и звание личного почётного гражданина, отличившиеся по успехам и поведению удостаивались звания кандидата коммерции и награждались золотой или серебряной медалью.

В 1903-04 при училище Московским биржевым обществом основана мужская Торговая школа императора Александра III с четырехгодичным курсом обучения. В 1906 на территории училища разместилось 7-классное Николаевское женское коммерческое училище с 4-классной торговой школой при нём.

В 1892-1917 Александровское коммерческое училище подготовило свыше 1 тыс. специалистов прикладной экономики и коммерции.

Среди окончивших Александровское коммерческое училище — видные деятели промышленности, коммерсанты и банкиры из семей Крестовниковых, Лапиных, Морозовых, Перловых, Хлудовых, Четвериковых и др.

 

В 1918 Александровское коммерческое училище было закрыто. В его корпусах открыта 6-я советская трудовая школа II ступени Басманного района, в 1920 разместились Промышленно-экономический институт и техникумы.

Здание, приобретённое Попечительным советом в 1884 для размещения училища, было частью дворцового комплекса, возведённого в 1799-1801 архитектором Р.Р. Казаковым для князя А.Б. Куракина на углу Старой Басманной улицы и Бабушкина переулка.

Главный двухэтажный дом усадьбы Куракина выстроен на «красной линии» улицы. Его фасад и интерьеры были оформлены в стиле классицизма. Здание уцелело во время пожара Москвы в 1812. В 1836 наследники продали усадьбу в казну для Константиновского межевого института, главное здание было приспособлено для нужд учебного заведения архитектором Е.Д. Тюриным.

В 1873 Константиновский межевой институт уступил своё здание Московскому архиву Министерства юстиции.

В 1885-88 оно подверглось капитальной перестройке по проекту архитектора Б.В. Фрейденберга.

В главном здании разместился учебный корпус Александровского коммерческого училища, во дворе — пансион, квартиры директора и служащих, Музей товароведения.

В 1903-06 на земле, принадлежащей училищу, появились многоэтажные здания для Торговой школы императора Александра III (Бабушкин переулок, 6) и Николаевского женского коммерческого училища (Новая Басманная улица, 20). В 1929-32 по инициативе администрации находившегося здесь Политехникума имени В.И. Ленина главное здание было надстроено на два этажа.

В 1934 все постройки переданы Московскому институту химического машиностроения (МИХМ; ныне МГАХМ).

В 1934-38 одноэтажное здание бывшего Музея товароведения Александровского коммерческого училища надстроено на два этажа архитектором М.А. Минкусом.

 

Источник текста

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

О коммерческом образовании в России: история вопроса

 

Из статьи.

 

В 80-е годы XIX века в Москве было создано третье коммерческое училище – Александровское, – от которого ведёт свою родословную Государственный университет управления и ещё несколько современных высших учебных заведений, включая Финансовую академию при Правительстве РФ.

 

4. Очередная веха: Николай Найдёнов. Инициатором его создания стал известный предприниматель и выдающийся общественный деятель Николай Александрович Найдёнов. Это был человек передовых взглядов, весьма уважаемый в предпринимательской среде, пользовавшийся авторитетом среди купечества, интеллигенции и властей. А.Н.Найдёнов успешно сочетал умелую деловую деятельность с общественной, а также организаторской и научной. О таких людях выдающийся русский литератор В.В.Стасов писал: «…В течение первой половины настоящего столетия выросла иная ещё порода людей купеческой семьи, с иными потребностями и иными стремлениями, людей, у которых, невзирая на богатство, всегда было мало охоты до пиров, до всякого жуирства и нелепого прожигания жизни, но у которых была вместо того, великая потребность в жизни интеллектуальной, было влечение ко всему научному и художественному… И всегда, во всем, стоит у них на первом месте общественное благо, забота о пользе всему народу» [2].

 

Широта и многообразие его общественного служения просто поражают. Ещё совсем молодым человеком в 1865 г. он работал гильдейским старостой в Купеческой управе. С 1866 г. – выборный от Московского купеческого сословия и гласный Московской городской думы. Был председателем Московского отделения Совета торговли и мануфактур. От этого Совета и от Московского Биржевого комитета был делегирован в Высочайше учреждённую Комиссию при Министерстве финансов для пересмотра таможенного тарифа и исполнял обязанности эксперта при рассмотрении тарифного вопроса в особом присутствии при Департаменте государственной экономики Государственного Совета. Был старшиной при Московской бирже с 1870 г. Долгое время состоял членом Московского коммерческого суда (1868-1871) и почетным мировым судьёй (1871-1881). Все эти должности говорят о высокой компетенции Н.А.Найдёнова, его глубоких теоретических и практических знаниях, заслуженном уважении московского купечества.

 

А ещё он был известен как горячий сторонник скорейшего внедрения новых технических и научных достижений в практику. Его избрали членом Комитета по устройству Музея прикладных знаний (ныне – Политехнический музей). Он участвовал в устройстве Политехнической выставки 1872 г. Был членом Императорского общества содействия торговому мореходству и т.п.

 

За предпринимательские и общественные заслуги Н.А.Найдёнов получил звание почетного гражданина (1872) и коммерции советника (1874). С 1877 по 1905 г. был председателем Московского биржевого комитета – влиятельной и единственной в Московском регионе общественной организации крупной буржуазии. Он выступал за правительственные реформы, за ограничение самодержавия в пользу народного представительства. Его называют одним из идейных предшественников октябризма – правого либерального политического течения в России начала ХХ в., выражавшего интересы крупного капитала [3].

 

Н.А.Найденов известен и как инициатор изучения истории московского купечества, издатель архивных документов по этому вопросу. Написал краткий очерк истории Московской биржи. Наиболее примечательной его исторической работой был альбом фотографий всех московских церквей («сорок сороков»), выходивший в 1882-1885 гг. и явивший собой бесценный источник по истории христианской архитектуры в столице. За это Найдёнов был избран почетным членом Императорского Археологического института.

 

Как человек передовой и отлично понимавший важность подготовки качественных профессиональных кадров для нужд промышленности и торговли, Н.А.Найдёнов много внимания уделял развитию профессионального, в частности, коммерческого образования. Он входил в Совет по учебным делам при Министерстве финансов (1896-1905), был почетным членом Императорского технического училища, принимал активное участие в делах Московской практической академии коммерческих наук, в создании в Москве (после принятия Положения 1896 г. о коммерческих учебных заведениях) торговых школ и коммерческих курсов (сведения о предпринимательской, общественной и научной деятельности Н.А.Найдёнова почерпнуты автором из фондов Музея акционерного дела и финансовой истории (Москва, Донская ул., 9)).

 

Мы уже отмечали, что коммерческие училища по содержанию обучения не уступали гимназиям, а по качеству и передовым педагогическим приёмам и методикам – превосходили их. В училищах работали самые лучшие специалисты, даже не очень политически благонадёжные, с точки зрения царских властей. В Практической академии и в Александровском училище преподавали многие известные представители либерального направления, будущие активные члены партии кадетов, а в начале ХХ в. – даже представители РСДРП(б), например, знаменитый математик и астроном П.К.Штернберг.

 

5. Передача эстафеты Алексею Летникову. Купечеству, которое было заинтересовано в качественном образовании своих детей, было не так важно, кто преподаёт, а важно было, что и как преподают. Кроме того, коммерческие учебные заведения находились в ведении Министерства финансов, а не под контролем чрезвычайно консервативного, даже временами реакционного Министерства народного просвещения.

 

Поэтому и к созданию Александровского коммерческого училища были привлечены самые передовые и квалифицированные силы. Но самым удачным шагом, на наш взгляд, было приглашение возглавить его выдающемуся ученому-математику, члену-корреспонденту Петербургской Академии наук, профессору Императорского технического училища Алексею Васильевичу Летникову. Он был известен не только как учёный, но и как специалист в области распространения в России профессионального образования. Бывая за границей, он изучил тамошние системы профессионального образования и сделал собственные выводы. Эти свои знания и рассуждения он применил на практике, подготовив развёрнутую программу обучения в Александровском коммерческом училище.

 

Особое место в программе уделялось вопросам воспитания. Директор А.В.Летников отмечал в своей речи при открытии училища в 1885 г.: «Наше училище должно готовить молодых людей не к ученым званиям, а к жизни и к трудовой деятельности в обществе. Задача воспитания здесь не только не может быть отделена от учебного дела, но следует сказать, что эта задача ещё важнее учения… Только воспитанием даётся развитие сил физических и нравственных, образование характера, умение обращаться с людьми, умение приложить к делу приобретенные знания… Взаимное воздействие воспитания и учения образует человека… Знание есть только орудие. Взяв его в руки, надо ещё уметь им владеть, не в узком смысле школьных практических упражнений, а в широком смысле умения принести этим знанием пользу обществу или лицам, применяя его в том деле, которое подлежит исполнению… Задача воспитания – образование воли… Человек, который пользуется влиянием и особым значением в обществе не столько тот, кто обладает большими знаниями, сколько тот, кто имеет сильную волю и умеет желать» [4].

 

Эти мысли созвучны тому, что писал позднее Г.В.Плеханов в своей знаменитой работе о роли личности в истории. Директор училища этим подчеркивает, что в новую эпоху буржуазного промышленного развития очень важно воспитать в учениках целеустремленность, заложить в них основы лидерства, умение организовывать и направлять работу коллектива. В этом смысле Александровское коммерческое училище по своим целям, в понимании его руководителей, должно было преодолеть скромные задачи преемственности отцовского дела или просто воспитания грамотного приказчика или бухгалтера, которым в основном следовали до того другие коммерческие учебные заведения. Эта позиция ближе всего идеям руководителя Московской практической академии коммерческих наук профессора М.Я.Киттары, тоже известного учёного и либерального общественного деятеля.

 

А.В.Летников пишет, что основа воспитания – дисциплина. Её нельзя противопоставлять свободе: «Нельзя быть свободным, не умея подчиняться закону». А дисциплине могут учить только дисциплинированные люди: «Авторитет учителя и наставника заключается, главным образом, в личном влиянии».

 

Отдельно он останавливается на важности физического воспитания для развития энергии, подвижности, ловкости, здоровья, «что немаловажно в нашем климате».

 

Серьёзно ставится и вопрос об эстетическом воспитании, о занятии разными искусствами, о знакомстве с музыкальными и литературными произведениями. Всё это формирует будущего специалиста как человека культурного и эстетически развитого. Понимая ограниченность возможностей училища в этой сфере, директор обращает особое внимание на занятия пением, которое, по его мнению, «не может ни с чем сравниться по силе влияния на сердце человека».

 

Учитывая особенности времени, мы можем понять, почему автор, человек прогрессивных взглядов, называет религию «краеугольным камнем нашей системы образования и воспитания». В тех условиях, когда официально не могли существовать светские идеологии, религия воспринималась как объединяющая нацию духовная сила.

 

Наконец, воспитание патриотизма. Этот вопрос поставлен после всех не потому, что он менее важен, а потому, что все устремления учителей и учащихся должны быть направлены на главное – на служение Отечеству и его процветанию. «Любовь к Отечеству, – заключает А.В.Летников, – есть душа народа… Патриотизм даёт единство и силу нации… Воспитаем честных русских граждан, готовых всем пожертвовать для того, чтобы Россия была сильною, процветающею, славною» [4, с.39].

 

Высказанные А.В.Летниковым идеи – прямое продолжение тех традиций, которые были заложены родоначальниками коммерческого образования: широкое общее образование, глубокая и универсальная специальная подготовка, нравственно-эстетическое воспитание и воспитание гражданственности, стремления к общественному служению и патриотизму.

 

6. Выгода и общественное благо: что первично? Заметим, что в программе и целях коммерческого училища, основанного и содержащегося на средства купцов, обучающего купеческих детей предпринимательскому делу, ни слова не сказано о личной выгоде и личном преуспевании. Этого и не могло быть, потому что в Попечительский совет училища вошли помимо Н.А.Найдёнова такие выдающиеся общественные деятели, как П.Н.Третьяков, С.А.Алексеев (отец К.С.Станиславского), Д.П.Боткин (С.П.Боткин, известный врач-клиницист, был его братом) и др. Все они были крупными предпринимателями и одновременно известными покровителями наук и искусств. Их семьи внесли огромный вклад в отечественную культуру, особенно в развитие театра, живописи, литературы. Естественно, что и в воспитанниках коммерческих училищ они хотели видеть не холодных дельцов и расчетливых коммерсантов, а патриотов своей Отчизны, заботящихся о её благе, о её народе. Своим личным примером они оказывали огромное воспитательное воздействие на учащихся.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

С.П.Костриков (ГУУ). О Попечительском Совете Александровского коммерческого училища

 

21 июля 1883 г. были произведены выборы Попечительского Совета училища на три года. Председателем Совета избрали коммерции советника Николая Александровича Найденова. 5 августа 1883 г. Александр III утвердил его в этой должности. Н.А.Найденов – весьма примечательная и неординарная личность даже среди других видных представителей московских деловых кругов того времени. П.А.Бурышкин выделяет семейство Найденовых среди пяти наиболее выдающихся московских купеческих семей – Морозовы, Бахрушины, Найденовы, Третьяковы, Щукины, - которые из рода в род сохраняли значительное влияние, как в деловых отношениях, так и в общественных (10). Найденовы происходили из мастеровых шелковой фабрики купца Колосова. Начинали как торговцы шерстью, потом завели собственное производство шалей и шерстяных изделий. Н.А.Найденов с 15 лет принимал участие в семейном деле. Крупный финансист: основал в 1871 г. Московский торговый банк. Но более всего прославился на поприще общественном. С 1866 г. – выборный от Московского купеческого сословия и гласный (депутат) Московской городской думы. Получил звание почетного гражданина и коммерции советника. С 1877 по 1905 г. был председателем Московского Биржевого комитета – влиятельной и единственной в Московском регионе общественной организации крупной буржуазии. Он выступал за правительственные реформы, за ограничение самодержавия в пользу народного представительства. Его называют одним из идейных предшественников октябризма (11), т.е. правого либерального политического течения в России начала ХХ в., выражавшего интересы крупного капитала.

 

Н.А.Найденов известен и как инициатор изучения истории московского купечества, издатель архивных документов по этому вопросу. Ему принадлежала идея создания нового учебного заведения коммерческого профиля. В своих воспоминаниях Н.А.Найденов пишет, что «на практике ощущалась потребность» в устройстве такого рода училища. Поначалу он предлагал придать статус высшего учебного заведения (по примеру Рижского политехнического института) Московской практической академии Коммерческих Наук. Автор связывает это и с новым законом о всеобщей воинской повинности, который теперь обязывал служить всех, но выпускникам вузов всего - лишь год. Т.е. он хотел заодно облегчить жизнь купеческим сыновьям. Но правительство на это разрешение не дало, а проект создания среднего коммерческого училища поддержало (12).

 

Товарищем (заместителем) Председателя Совета стал видный предприниматель, владелец торгового дома (торговля чаем) потомственный почетный гражданин, коммерции советник Александр Константинович Трапезников. Он дружил с Н.А.Найденовым, был его единомышленником и деловым партнером: был заместителем Н.А.Найденова в совете Московского торгового банка (13).

 

Членом Попечительского Совета избрали Ивана Кузьмича Бакланова, почетного гражданина, коммерции советника, крупного торговца шерстью, активного общественного деятеля (товарищ старшины Московского купеческого сословия, выборный от купеческого сословия, гласный Мосгордумы и др.). В Совет вошел коммерции советник Андрей Андреевич Колли, видный коммерсант, происходивший из старого купеческого рода, член Биржевого комитета, казначей многих богоугодных заведений в Московском регионе, выборный от купеческого сословия (14).

 

Членом Совета стал потомственный почетный гражданин, коммерции советник Сергей Владимирович Алексеев, отец выдающегося русского и советского актёра и театрального теоретика, создателя Московского Художественного театра Константина Сергеевича Станиславского (Алексеева). Сам С.В.Алексеев был сыном основателя крупнейших фирм по торговле сырьем для текстильной промышленности Владимира Алексеева. Семья Алексеевых имела широкую известность в Москве своей благотворительной деятельностью, увлечением театром. Кроме Константина Сергеевича на сцене выступали его сестры Анна и Зинаида. Сестра Мария была певицей. Брат Владимир был известным искусствоведом и тоже играл в театральном кружке Константина Сергеевича, был музыкантом, режиссером, ставил оперы в театре Зимина. Брат Борис играл в Обществе Литературы и Искусства. Семья Алексеевых дала Москве двух руководителей города – Александра Васильевича (1840-1841) и Николая Александровича (1881-1893). Н.А.Алексеев очень сильно двинул вперед московское городское хозяйство (15).

 

Одним из наиболее известных членов Попечительского Совета был Павел Михайлович Третьяков – коммерции советник, известный промышленник, коллекционер картин, благотворитель. Помимо многочисленных общественных выборных должностей, связанных с его предпринимательской деятельностью, являлся ещё и действительным членом Петербургской Академии художеств. Ему Москва обязана замечательным собранием русской живописи, которое он предал в дар городу.

 

Завершает список членов Совета Дмитрий Петрович Боткин, потомственный почетный гражданин, совладелец семейной фирмы «Петр Боткин и сыновья», одной из крупнейших в стране, закупавшей, перерабатывавшей и продававшей чай, кофе, сахар. Семейство Боткиных оставило глубокий след в истории, науке и культуре нашей страны. Старший брат Василий был одним из наиболее образованных и начитанных людей 40-50-х гг. XIX в. Принадлежал к течению западников. Был очень близок с В.Г.Белинским, М.Т.Грановским, А.И.Герценым и др. Будучи за границей познакомился с тамошними революционными деятелями – социалистами Л.Бланом, П.Леру, основателем научного социализма К. Марксом. Считался одним из лучших знатоков философии Гегеля в России. Написал вошедшее в литературные памятники произведение «Письма об Испании». Брат Михаил не только владел сахарными заводами и был акционером знаменитого пароходного общества «Кавказ и Меркурий», но и известным художником, академиком живописи, статским советником. Ещё один брат Сергей Петрович – выдающийся русский врач-клиницист. В его доме часто бывали Д.И.Менделеев, М.Е.Салтыков-Щедрин, композитор и дирижер А.Г.Рубинштейн, профессор-историк В.И.Герье и др. Сам Дмитрий Петрович был знатоком, ценителем и собирателем картин иностранных художников, почитателем западной культуры, дружил с П.М.Третьяковым (16).

 

Таким образом, с уверенностью можно утверждать, что у колыбели Александровского коммерческого училища стояли выдающиеся русские деловые, общественные и культурные деятели. Они происходили из крестьян, мастеровых, посадских людей, купеческих семей, т.е. принадлежали к непривилегированным слоям российского общества. Но, благодаря своим способностям, тяге к знаниям, трудолюбию и упорству, которые в них заложили предки, они сумели войти в деловую и культурную элиту своего времени. В их судьбе отразились те перемены, которые влекло за собой развитие буржуазных отношений в нашей стране. Отмена крепостного права и либеральные реформы 60-70-х гг. способствовали более широкому вовлечению в общественную жизнь торгово-промышленных кругов. Но условия самодержавной России даже после отмены крепостного права резко ограничивали рамки этой деятельности, исключив любую политическую активность. Однако указанные представители высших московских деловых кругов ощущали надвигающиеся перемены, понимали своё место и роль в экономической и политической жизни государства. Они видели свою значимость, обладали более передовыми взглядами, чем дворянство и царское чиновничество, хотели влиять на государственное управление, пытались реализовать свои идеи и чаяния хотя бы через участие в различных общественных организациях, в городском самоуправлении, в благотворительности. Некоторые виды этой деятельности в царской России приравнивались к государственной службе. Например, попечители и устроители учебных заведений проходили служащими по министерству народного просвещения, либо, как в нашем случае, министерства финансов или промышленности и торговли. Это даже позволяло получать чины в соответствии с «Табелью о рангах», например, действительных статских советников (генералов) т.е. проникать в высшие круги царской аристократии.

 

Но этих людей высокой духовности, которые помнили и свои корни, и тех, кто им их капиталы создавал, интересовали вовсе не высокие должности, а дело, забота о просвещении народа для пользы Отечеству, возможность хотя бы в ограниченных рамках попытаться претворить свои передовые идеи в жизнь. Вот почему подготовка учащихся в коммерческих училищах была очень качественная, программы обучения - шире и интереснее, чем в классических гимназиях, более ориентированные на конкретные нужды, а преподаватели имели больше свободы действий. В коммерческие училища приглашались лучшие преподаватели, многие из которых были уже или потом стали известными учеными. Например, в Александровском коммерческом училище в разное время преподавали историки В.Д.Цветаев (дядя поэтессы Марины Цветаевой), в последствии профессор Московского и Варшавского университетов, В.И.Пичета, ставший потом академиком АН СССР, и П.И.Новгородцев, известный юрист, философ, депутат Государственной Думы от партии кадетов. Астрономию и математику преподавал П.К.Штернберг, известный астроном и революционный деятель (его именем назван Астрономический институт МГУ), химию – будущий академик АН СССР А.Е.Чичибабин, биологию – профессор, затем академик Петербургской АН В.И.Палладин. Выпускники коммерческих училищ в конце XIX – начале ХХ в. играли видную роль в экономике, политике, культуре и других областях деятельности.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи

Создать аккаунт

Зарегистрировать новый аккаунт в нашем сообществе. Это несложно!

Зарегистрировать новый аккаунт

Войти

Есть аккаунт? Войти.

Войти

  • Недавно просматривали   0 пользователей

    Ни один зарегистрированный пользователь не просматривает эту страницу.

×

Важная информация

Пожалуйста, прочитайте Условия использования