Перейти к публикации

Николопустопольский погост


Рекомендованные сообщения

19-cер.20 вв.

 

6ab28bff49c7e2575f716c02690c9fda.jpg

 

Фамилии священноцерковнослужителей
18-20 вв.

 

Беляев
Виноградов
Гиацинтов
Добродеев (Запольский)
Знаменский
Крылов
Левинский
Лесновский
Лобцов
Любомудров
Нарбеков
Никольский
Одоранский
Протанский
Разумовский
Соколов
Сокольский
Уваров
Цветков

 

учителя земской школы на погосте

 

Акимова Мария Сергеевна
Алейкина Аполлинария Сергеевна
Беляев Михаил Владимиров
Костинский Александр Васильевич
Раев Федор Николаев
Харламов Дмитрий
Юницкий Александр Яковлевич

 


Источник - Т.Л.Митюшина. Николопустопольский погост. Никольская церковь. XVII – XIX вв. Богородицерождественская церковь. XIX-XX вв. Шатура. 2010

 

Обложка, Титулы, Содержание
ac04e1580ec2t.jpg bebbfc9157f3t.jpg bfb17aaeb03ft.jpg 0a4e6129dde7t.jpg

 

По решению Администрации Шатурского р-на книга передана в каждую из 32-х библиотек р-на.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Краткая история Николопустопольского погоста и его приходских деревень из указанной выше книги
(глава ВВЕДЕНИЕ).

 

Николопустопольский погост – одно из древнейших мест на территории Шатурского района. Старинное название погоста - Никола Пустое Поле.
По самым ранним документальным сведениям XVII в. (1628 г.) погост находился в Польской волости Владимирского уезда. С 1803 г. – в Селищенской волости Покровского уезда Владимирской губернии: в 70 верстах от Владимирской консистории (г.Владимир), в 40 верстах от уездного г.Покрова, в 40 верстах от Благочинного (с.Крутец). С 1921 по 1929 гг. – в Орехово-Зуевском уезде Московской губернии, с 1930 до закрытия в 1937 г. – в Коробовском районе Московской области.
Название погоста Никола Пустое Поле состоит из двух частей: названия церкви - Никольская, во имя Святителя и Чудотворца Николая, - и места возле церкви, где жили священноцерковнослужители, которое в архивных документах указано как село Пустое Поле. Рядом с церковью находилось старое кладбище «с великими камнями», позже появилось второе. Собственной земли у Никольской церкви не было. Земли вблизи церкви и пустошь Лубяниха в пяти верстах были в 1771 г. переданы («приложены») церкви и причту владельцем земель князем Б.С. Голицыным, а после него новым владельцем - графом М.С.Воронцовым.
Практически все изученные документальные источники сообщают только об одной церкви на погосте – Никольской. Однако, в некоторых документах церковной летописи указано, что некогда на погосте была еще одна церковь – Рождества Пресвятой Богородицы, в память о которой издавна стояла деревянная часовня. Существовали ли эти церкви в древности одновременно или одна сменила другую - неизвестно, документы о погосте до 1628 г. пока не найдены. Существует летописная версия, требующая изучения, об основании Богородицерождественской церкви на Николопустопольском погосте митрополитом Фотием (1408-1431).
В память о древнем храме Рождества Пресвятой Богородицы была названа новая каменная церковь на погосте, построенная в 1835 г. (Рис.1) вместо деревянной Никольской. Причины переименования в церковных летописях не указаны.

 

e66f7eb6fee5.jpg
Каменная церковь Рождества Пресвятой Богородицы на Николо-Пустопольском погосте. Фото 1930-х годов.
Единственное сохранившееся фото из семейного архива Ботиных, жителей бывшей д.Курилово.
Фотография была предоставлена мне владельцами для книги.

 

Приписной и домовой церквей на погосте не было. Ближайшими к погосту церкви были: в 12-ти верстах - Рождества Христова в с.Илькодино (с 1851 г.), в 20-ти верстах - Покровская, что в Сеньгу (в Сенежской волости), Никольская и Покровская в с.Осовец (за Клязьмой), Покровская в с.Власовском (с 1776 г.).
В XVII в. в приходе погоста числилось 16 деревень. Девять из них сохранились до 1953 г., некоторые с изменившимися названиями - Баженово, Борисово, Илькодино, Курилово, Мишунино, Передел, Подболотная, Селищи, Спиридово (см.Рис.2). В 1841 г. в вотчине А.К.Поливанова с.Илькодино (до 1840 г. деревня) началось строительство церкви Рождества Христова, и в 1843 г. после раздела прихода к новой церкви отошли деревни Мишунино, Селищи, Передел (всего 1362 чел.). В приходе погоста осталось 5 деревень - Баженово, Борисово, Курилово, Подболотная и Спиридово с общим числом дворов 111, населением 1148 чел.

 

a06a19517624.jpg

Николопустопольский погост и 9 (до 1843 г.) его приходских деревень в составе Селищенской волости Покровского уезда.
Вырезка из карты 1900 г. (ГАВО).

 

О священноцерковнослужителях Никольской церкви в XVII-XVIII вв. информации в документах очень мало и лишь за отдельные годы. Наиболее полные архивные сведения о причте сохранились в церковных летописях за XIX в. Состав причта менялся очень редко, многие священноцерковнослужители заканчивали свою жизнь в Николопустопольском погосте. Более полувека в церкви служили священники Виноградовы: 25 лет - Матвей Васильевич и 42 года - его сын Михаил Матвеевич (за участие в Севастопольской войне с 1853-1856 гг. награжден наперсным бронзовым крестом на Владимирской ленте). Более 30 лет – священник Петр Григорьевич Беляев. Полвека дьяконами церкви служили три поколения Крыловых: 22 года - Иван Матвеевич, 20 лет - его сын Алексей Иванович и 10 лет - его сын Павел Алексеевич. Более 30 лет – Виктор Павлович Разумовский. Дьячки церкви: 47 лет - Протанский Василий Яковлевич, 26 лет - Соколов Петр Иванович, 17 лет - Никольский Ареф Герасимович. Пономари церкви: 45 лет - Добродеев Семен Андреевич и 20 лет - его сын Василий Семенович, 33 года - Любомудров Петр Осипович.
Источниками содержания церкви погоста и причта до сер. XIX в. были требоисправления прихожан, хлебный сбор, пахотная и покосная земля при церкви. Жалованья священноцерковнослужители не получали, «содержание их посредственное» - сообщают церковные летописи. Дополнительный и существенный источник появился лишь в 1868 г. - доля доходов с капитала от продажи строевого и дровяного леса торговому дому купца Морозова на сумму 25927 руб. 41,5 коп. В 1875 г. тому же торговому дому был сдан в аренду дровяной лес возле церкви, и сумма годового дохода увеличилась до 29550 руб. Деньги от продажи и сдачи в аренду леса вкладывались в свидетельства, облигации и билеты Госбанка с непрерывным 5,5% годовым доходом. За 16 лет (1870-1885 гг.) доход с капитала в пользу церкви и притча вырос почти в 3 раза, за последующие 12 лет (1886-1897 гг.) - более, чем в 2 раза.
В 1863 г. священник Михаил Матвеевич Виноградов положил начало созданию приходской народной школы - в своем доме он организовал бесплатное обучение крестьянских детей прихода Николо-Пустопольского погоста. В 1870 г. на проценты с капитала за проданный церковный лес было построено новое здание для школы на каменном фундаменте. В 1877 г. на базе существовавшей приходской школы стараниями церковного старосты, крестьянина д.Спиридово Ивана Наумовича Кожина (1837 г.р.) было открыто начальное народное (земское) училище. В 1901 г. такое училище появилось в д.Подболотной, в 1906 г. - в д.Борисово. Более 120 крестьянских детей могли получить начальное образование в своей деревне.
XX век для Николопустопольского погоста и его приходских деревень был последним в их истории.
В начале 1920-х годов в стране начались гонения на церковь. Многие храмы закрывались, священноцерковнослужители подвергались репрессиям. Но Николопустопольский погост чудом устоял.
Вторая волна гонений на церковь в конце 1930-х годов дошла и до погоста. В 1937 г. он прекратил свое существование. Церковь была закрыта, священноцерковнослужители арестованы.
1953 год. Очередная трагедия. По распоряжению властей земли бывших приходских деревень Баженово, Борисово, Курилово, Подболотная, Спиридово (а также илкодинского прихода - с.Илкодино, дд. Мишунино, Передел, Селищи) - были отданы без согласия жителей военному ведомству под артполигон. Сотни семей были переселены, а полигон через полгода (!) ликвидирован ... Жестокое решение властей местные жители называли не иначе, как депоратация. Веками крестьяне этих деревень жили одной большой семьей, трудились на родной земле, растили детей и внуков, молились в храмах, поминали предков. Уходили на войны, завоевывая победы ценой своей жизни. Но теперь оказалось, что и ценой своей малой родины.
В 1956 г. опустевшие земли Николопустопольского погоста и бывших деревень, ставших урочищами, были включены во вновьсозданный Шатурский р-н Московской области. Сохранившийся полуразрушенный Богородицерождественский храм находится в 7 км к северу от п.Северная Грива.

 

447dd5b5e6f0.jpg

 

Богородицерождественская церковь сегодня. Заросли вокруг церкви были расчищены в 2009 г.
Фото автора.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Вторая краткая история из указанной выше книги - о разделе Никольского прихода (авторская хроника событий по архивным документам). Жители 4-х из 9-ти приходских деревень решили построить в д.Илкодино свою церковь, в приход которой позже вошли ставшее селом Илкодино и дд.Мишунино, Передел, Селищи.

 

Раздел приходов - событие нередкое, но эта история закончилась большой бедой - скоропостижной смертью двух священноцерковнослужителей погоста - священника и дьякона. Три священноцерковнослужителя из прежнего состава причта были переведены в другие приходы.

 

В 1830 г. священноцерковнослужители и жители приходских деревень начали обсуждение вопроса о постройке вместо деревянного нового каменного храма - «Более трехъ летъ до начатия производилось соглашение всехъ нашего погоста прихожанъ». С приходом численностью более 2 тыс. крестьян быстро такой вопрос не решить, Тем более, что планировалось для большого прихода построить просторную церковь, а церковных денег для этого было недостаточно, требовались пожертвования прихожан, в т.ч. в виде рабочей силы для подготовки материалов и возведения храма.

 

Судя по дальнейшим событиям, единогласия среди прихожан не было. Три деревни - Илькодино, Мишунино и Селищи – отказались участвовать в строительстве нового храма на погосте, а мнение жителей д.Борисово разделилось и в итоге деревня осталась в стороне от всех принимавшихся решений.

 

9 января 1832 г. священноцерковнослужители и прихожане пяти деревень - Баженово, Курилово, Передел, Подболотная и Спиридово - подали прошение во Владимирскую консисторию о разрешении построить на церковные деньги и пожертвования прихожан каменную церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы с двумя приделами – Святителя и Чудотворца Николая и Преподобного Сергия Радонежского Чудотворца. Положительное решение с выдачей грамоты и плана консистория приняла 13 февраля 1832 г. Строительство церкви началось. Но параллельно священноцерковнослужителям и прихожанам погоста пришлось участвовать в трехлетней тяжбе и решать совсем не строительные вопросы.

 

Оказалось, что крестьяне трех несогласных деревень (Илькодино, Мишунино, Селищи) еще в октябре 1831 г. готовили свое прошение епископу Владимирскому и Суздальскому Парфению о намерении построить каменную церковь в д.Илькодино, объяснив его большой удаленностью деревень от погоста (Илькодино 15 верст, Мишунино 14 верст, Селищи -12 верст. В декабре 1831 г. прошение подали два крестьянина - Егор Михайлов, д.Илькодино и Семен Яковлев, д.Селищи (Приложение 3. Документ 1), приложив доверенность помещика А.К. Поливанова от 24 октября 1831 г. «крестьянину моему Егору Михайлову» на «исходатайствование разрешения» и мирские приговоры трех деревень (ноябрь 1831 г.). В прошении речь идет об обязательствах крестьян в постройке церкви в д.Илькодино, о выделении для новой церкви одного из двух причтов Николопустопольского погоста, половины приходской суммы не менее десяти тыс. руб. на строительство и 33-х десятин лучшей пахотной и сенокосной земли возле церкви в д.Илкодино из дач помещика А.К.Поливанова причту - «для безбедного их с семействами продовольствия».

 

Спустя полгода - 28 мая 1832 г. - А.К.Поливанов, помещик деревень-просителей Илькодино и Мишунино, подал свое личное прошение епископу Парфению о постройке церкви в своей вотчине д. Илькодино (Приложение 3. Документ 2). О причинах такого позднего обращения А.К.Поливанова в архивных документах не сообщается. Он поддержал просьбы своих крестьян, в т.ч. о переводе одного причта из погоста и выделении половины приходских денег. При положительном решении вопроса обязался предоставить для священноцерковнослужителей 33 десятины из своих дач.

 

Что было первично в разделении прихода погоста - инициатива ли крестьян трех деревень с надеждой на финансовую помощь помещика, или желание самого помещика А.К.Поливанова построить церковь в своей вотчине, или что-то еще, теперь уже узнать невозможно. Но то, что разделение прихода проходило непросто, подтверждают решение д. Передел и неучастие в прошениях д. Борисово. Деревня Передел, расположенная от погоста так же далеко (13 верст), присоединилась к прошению Николопустопольского погоста, не пожелав переходить в ближний илкодинский приход (7 верст). Позиция же крестьян д.Борисово вообще не отражена в указанных выше документах – они не приняли участия в ни в прошении о строительстве каменной церкви погоста, ни в прошении о постройке церкви в д.Илкодино. В годы строительства илкодинской церкви и после его завершения д.Борисово по-прежнему числилась в приходе погоста.

 

21 октября 1832 г. во Владимирской консистории состоялось слушание двух вышеуказанных прошений - от священноцерковнослужителей и пяти приходских деревень погоста о постройке каменной церкви вместо деревянной (9 января 1832 г.) и от двух крестьян: Егора Михайлова д.Илкодино, Семена Яковлева д.Селищи о постройке новой церкви в д.Илькодино (декабрь 1831 г.). По первому прошению было подтверждено решение от 13 февраля 1832 г. о дозволении строить каменную церковь на погосте, а по второму – «в прошении отказать» на том основании, что просители предъявили условие о выделении для строительства половинной суммы из церкви погоста, тогда как консистория ранее постановила строить каменную церковь на погосте с использованием имеющейся у нее церковной суммы. Более того, консистория предложила просителям строить новую церковь в д.Илькодино «на свой счет, не требуя ничего от оной приходской церкви».

 

В отношении сроков принятия решений по двум прошениям возникает один вопрос – почему прошение трех несогласных деревень (декабрь 1831 г.), поданное ранее прошения священноцерковнослужителей и пяти приходских деревень погоста (9 января 1832 г.), было рассмотрено почти через год - 21 октября 1832 г., хотя по второму прошению решение принимается практически через месяц - 13 февраля 1832 г. (о разрешении строить каменную церковь на погосте с использованием церковных денег). И именно этим решением от 13 февраля консистория обосновывает отказ трем деревням в выделении половинной суммы церковных денег погоста: «... консистория ранее постановила строить каменную церковь на погосте с использованием имеющейся у нее церковной суммы».

 

Через год, в октябре 1833 г., те же крестьяне - Егор Михайлов д.Илкодино и Семен Яковлев д.Селищи пишут новое прошение епископу Владимирскому и Суздальскому Парфению о постройке церкви в д.Илькодино «без выдачи нам пособия из приходской церкви половинного количества суммы» (Приложение 3. Документ 3). Но теперь просители выдвинули новое условие: чтобы их старая церковь поделилась своим имуществом для новой илкодинской - «дать нам из старой церкви старый иконостас весь как был со святьем (с иконами – прим. автора) равно строение церкви и колокольни с колоколами по согласию на оное священноцерковнослужителей с причтом и со всеми прихожанами». Владимирская консистория своим указом от 18 января 1834 г. благочинному округа, священнику с.Матренино Ивану Благосклонову, поручила провести опрос священноцерковнослужителей и крестьян приходских деревень погоста, кроме дд.Илкодино и Селищи, об их согласии (Приложение 3. Документ 4) . Через два месяца - 27 марта 1834 г. – комиссия в составе 4-х священноцерковнослужителей других приходов сообщила свое решение - просителям отказать на основании несогласия священноцерковнослужителей и крестьян четырех приходских деревень Николопустопольского погоста отдать перечисленное выше имущество.

 

В «Показании» священноцерковнослужителей погоста и прихожан деревень Баженово, Курилово, Спиридово и Подболотной (нет д.Передел, д. Борисово и здесь осталась в стороне), в котором они выражают несогласие отдать имущество старой церкви (Приложение 3. Документ 5). Документ интересен не только тем, что в нем подробно описаны события до и после решения трех деревень отделиться от прихода погоста, но и дана их оценка: требование о передаче церковного имущества - как сознательное противодействие строительству каменной церкви («чтобы воспрепятствовать благонамереннымъ нашимъ предприятиямъ в деле начала нашего каменного строения»), а создание нового прихода - умышленным («какое то умышленное по причине отдаленности разделение от стараго нашего погоста»). Обоснование же решения о постройке илкодинской церкви удаленностью от погоста, авторы «показания» сочли несостоятельным.

 

14 мая 1834 г. Владимирская консистория утвердила решение комиссии отказать в передаче имущества старой церкви в новый илкодинский приход. Так закончилась трехлетняя тяжба по разделу прихода и имущества церкви погоста.

 

Что происходило в никольском приходе в течение последующих шести лет, документы не сообщают, но, судя по результатам, от задуманной новой церкви крестьяне дд. Илкодино, Мишунино и Селищи не отказались. В 1840 г. д. Илкодино стала селом, и в 1841 г. в нем началось строительство каменной церкви. В 1843 г. в новую церковь был определен один из никольских причтов и создан новый приход – с. Илкодино с дд. Мишунино, Селищи. На следующий год к новому приходу была причислена д. Передел. Было ли это добровольным решением крестьян этой деревни, установить не удалось из-за отсутствия в архиве соответствующих документов.

 

Что же произошло в приходе погоста в 1831 г., когда после всеобщего мирского согласия строить новый каменный храм на погосте крестьяне трех деревень пишут в декабре 1831 г. прошение во Владимирскую консисторию о создании нового прихода в д.Илкодино, так и осталось неизвестным. Среди крестьян д.Борисово, как видно из документа, не было единого мнения в создавшейся ситуации, чем можно теперь объяснить их неучастие в вышеуказанных прошениях 1834 г.: «изъ нихъ хотя некоторые и содействуютъ нашимъ предприятиямъ, но, какъ ни сами не входятъ ни въ какое распоряжение и подписки, то и другимъ воспрещаютъ въ томъ, и поступаютъ такъ, какъ имъ заблагоразсудится» (Приложение 3. Документ 5). Деревня Передел в документе не упоминается.

 

После решения Владимирской консистории об отказе в разделе имущества Никольской церкви можно было бы и закончить рассказ об этой печальной странице в истории погоста, если бы не судьба причта – из семи священноцерковнослужителей к 1843 г. остались только два пономаря.

 

В 1834 год в состав причта входили -
два священника:
Матвей Васильев Виноградов, 42 года (при церкви с 1815 г.)
Никита Платонов Одоранский, 42 года (при церкви с 1829 г.)
дьякон
Андрей Федоров Уваров, 23 года (при церкви с 1830 г.)
два дьячка:
Ареф Герасимов Никольский, 42 года (при церкви с 1822 г.)
Петр Иванов Соколов, 31 год (при церкви с 1810 г.)
два пономаря:
Семен Андреев Добродеев, 49 лет (при церкви с 1808 г.)
Петр Осипов Любомудров, 27 лет (при церкви с 1820 г.)

 

Дьячок Ареф Герасимов Никольский – единственный из притча, кто не подписал документ священноцерковнослужителей погоста и прихожан четырех деревень в 1834 г. об отказе передать имущество в новостроящуюся илкодинскую церковь (см. выше). К сожалению, его мнение не отражено а архивных материалах.

 

В 1835 г. каменная церковь в Николопустопольском погосте была построена. Ее прихожанами в церковных ведомостях числились крестьяне всех прежних деревень, т.к. илкодинская церковь начала строиться лишь в 1841 г.

 

Начиная с 1838 г., в причте стали происходить изменения, некоторые из которых - трагические. За 1838-1843 гг. из прежнего состава выбыло пять священноцерковнослужителей:
- в клировых ведомостях на 1838 г. в причте нет дьячка Арефа Герасимова Никольского. Одной из причин могли быть разногласия со своим причтом по илкодинской церкви. Возможно, он был переведен еще и раньше, в 1836-37 гг., но церковных ведомостей за эти годы в архиве нет.
- в 1839 умер священник Матвей Васильев Виноградов (ок.50 лет), прослуживший в этой церкви 25 лет, а в 1840 г. - молодой дьякон Андрей Федоров Уваров (33 года).
- в 1842 г. священник Никита Платонов Одоранский (50 лет) был выведен за штат (в. 1844 г переведен в Козьмин монастырь).

 

Получается, что конфликт с разделом имущества Никольской церкви не закончился решением консистории. До начала строительства илкодинской церкви в 1841 г. прихожане пожелавших отделиться от прихода деревень числились при погосте и, возможно, между ними и причтом, отказавшимся выполнить их требования, возникали трения и атмосфера накалялась. В итоге одна из сторон затянувшегося конфликта понесла тяжелые утраты ...

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Хорошая новость пришла сегодня - живы внучки священника Богородицерождественской церкви Николопустопольского погоста Знаменского Иоанна Петровича, служившего в нашей церкви 16 лет, с 1892 до свой смерти в 1908 г.! Они разыскивают информацию о своем деде, его семье, предложили фотографии для родословной книги села Пустое Поле Николопустопольского погоста.
Я с большим удовольствием ответила на письмо, предложила в подарок свою книгу о Николопустопольском погосте, в которой есть ценные сведения о священноцерковнослужителях из клировых ведомостей, видеофильм о поездке на погост в 2005 г. жителей бывших приходских деревень Богородицерождественской церкви. Также предложила съездить в Богородицерождественскую церковь. О продолжении знакомства буду сообщать.
Кстати, в наших краях живут потомки дьякона Богородицерождественской церкви Николопустопольского погоста - Разумовского Виктора Павловича, который служил вместе со священником Знаменским Иоанном Петровичем. В свое врея мы ездили с ними в Богородицерождественскую церковь, ставили свечи в помин их предка и его семьи. Одна из дочерей Виктора Павловича - Александра Викторовна -после окончания Владимирского епархиального училища всю жизнь работала учительницей, сначала в нашей д.Борисово, вышла там замуж, после выселения деревень была учительницей в с.Власово, все местные жители ее очень уважали. Хоронили Александру Викторовну всем селом!

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

В 23.01.2014 в 00:09, kraeved сказал:

Хорошая новость пришла сегодня - живы внучки священника Богородицерождественской церкви Николопустопольского погоста Знаменского Иоанна Петровича, служившего в нашей церкви 16 лет, с 1892 до свой смерти в 1908 г.! Они разыскивают информацию о своем деде, его семье, предложили фотографии для родословной книги села Пустое Поле Николопустопольского погоста.
Я с большим удовольствием ответила на письмо, предложила в подарок свою книгу о Николопустопольском погосте, в которой есть ценные сведения о священноцерковнослужителях из клировых ведомостей, видеофильм о поездке на погост в 2005 г. жителей бывших приходских деревень Богородицерождественской церкви. Также предложила съездить в Богородицерождественскую церковь. О продолжении знакомства буду сообщать.
Кстати, в наших краях живут потомки дьякона Богородицерождественской церкви Николопустопольского погоста - Разумовского Виктора Павловича, который служил вместе со священником Знаменским Иоанном Петровичем. В свое врея мы ездили с ними в Богородицерождественскую церковь, ставили свечи в помин их предка и его семьи. Одна из дочерей Виктора Павловича - Александра Викторовна -после окончания Владимирского епархиального училища всю жизнь работала учительницей, сначала в нашей д.Борисово, вышла там замуж, после выселения деревень была учительницей в с.Власово, все местные жители ее очень уважали. Хоронили Александру Викторовну всем селом!

Получается, что конфликт с разделом имущества Никольской церкви не закончился решением консистории. До начала строительства илкодинской церкви в 1841 г. прихожане пожелавших отделиться от прихода деревень числились при погосте и, возможно, между ними и причтом, отказавшимся выполнить их требования, возникали трения и атмосфера накалялась. В итоге одна из сторон затянувшегося конфликта понесла тяжелые утраты...

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.

Гость
Ответить в теме...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

 Поделиться

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу.
×
×
  • Создать...

Важная информация

Пожалуйста, прочитайте Условия использования