Перейти к публикации

Православные традиции


Bia
 Поделиться

Рекомендованные сообщения

Анонсы новостей

 

Великая вечерня и поздравление духовенства в храме Христа Спасителя
8.04.2007
Москва, 8 апреля, 16.00. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершит Великую вечерню в храме Христа Спасителя, после которой состоится поздравление духовенства.

 

Патриаршее служение в Понедельник Светлой Седмицы
9.04.2007
Москва, 9 апреля, 9.30. В Понедельник Светлой Седмицы Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершит Божественную литургию и крестный ход в Успенском соборе Московского Кремля.

 

Патриаршее служение во Вторник Светлой Седмицы
10.04.2007
Москва, 10 апреля, 9.30. Во Вторник Светлой Седмицы, в праздник Иверской иконы Пресвятой Богородицы Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершит Божественную литургию в храме свт. Николая (Иверской иконы Пресвятой Богородицы) б. Николо-Перервинского монастыря (ул. Шоссейная, 82).

 

Прием в МИД РФ по случаю праздника Святой Пасхи
10.04.2007
Москва, 10 апреля, 18.00. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II будет присутствовать на приеме в особняке Министерства иностранных дел Российской Федерации по случаю праздника Святой Пасхи.
http://www.patriarchia.ru/db/news/news.html?s=1264

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

19 апреля 2007 г.
Патриаршее приветствие участникам церемонии открытия выставки «Свет предназначения»

 

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II направил приветствие организаторам и участникам церемонии открытия выставки «Свет предназначения».

 

Выставка посвящена 150-летию со дня рождения великого князя Сергея Александровича — сына императора Александра II и императрицы Марии Александровны. Офицер российской гвардии, учредитель Императорского Палестинского православного общества, он почти 14 лет занимал пост московского генерал-губернатора, возглавлял Московский военный округ, был членом Государственного совета.

 

Организаторам и участникам церемонии открытия выставки «Свет предназначения» (Москва, ГИМ, 19 апреля 2007 г.)

 

Дорогие братья и сестры!

 

Христос Воскресе!

 

В светлые дни празднования Воскресения Господа и Спаса нашего Иисуса Христа сердечно приветствую всех организаторов и посетителей церемонии открытия выставки посвященной стапятидесятилетию со дня рождения Его Императорского Высочества Великого Князя Сергея Александровича.

 

Празднуя эту годовщину, мы вспоминаем Великого Князя как выдающегося государственного деятеля, человека глубокой веры, твердого духа и праведной жизни, которую он всецело посвятил служению на благо Отечества.

 

Его неустанные заботы о нуждах родной земли, верная служба на административных и военных постах, личное мужество и самопожертнование являют нам образец чести, непоколебимого следования долгу и беззаветной любви к России.

 

Немало сил было положено Великим Князем на поприще просвещения и благотворительности, а также в области содействия Русской Православной Церкви в осуществлении ее спасительной миссии.

 

Двенадцать лет назад с обретением останков Великого Князя Сергея Александровича начало возрождаться почитание его светлой памяти.

 

И сегодня в год его полуторовекового юбилея, новым шагом в деле восстановления исторической справедливости призвана стать выставка «Свет предназначения», созданная Государственным Историческим музеем совместно с Православным Братством «Радонеж».

 

Убежден, что раскрыв перед посетителями жизненный путь и богатый духовный мир ее героя, выставка поможет занять достойное место незабвенному образу благоверного супруга светлой преподобномученицы Великой Княгини Елизаветы Федоровны, приснопамятного Великого Князя Сергея Александровича.

 

+АЛЕКСИЙ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Святейший Патриарх Алексий вместе с Первоиерархом РПЦЗ митрополитом Лавром освятят храм Новомучеников и исповедников российских в Бутово

 

Русская Православная Церковь готовится к подписанию Акта о каноническом общении с Русской Зарубежной Церковью. Как ожидается, в день праздника Вознесения Господня, 17 мая в храме Христа Спасителя состоится подписание исторического документа, который будет означать достижение долгожданного единства Русской Церкви, разделенной в ХХ веке гражданской войной и революцией.

 

А 19 мая Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий вместе с Первоиерархом Зарубежной Церкви митрополитом Лавром освятят храм Новомучеников и исповедников российских в Бутово. Сейчас завершается внутренняя отделка пятиглавого храма, посвященного жертвам сталинских репрессий.

 

5 мая на месте массовых расстрелов Святейший Патриарх совершит молебен и панихиду по погребенным здесь людям. По последним данным, только с августа 1937 по октябрь 1938 года здесь были расстреляны более 20 тыс. человек, в том числе и священнослужители.

 

Патриархия.ru

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

30 апреля ― день памяти преподобного Зосимы, игумена Соловецкого

 

Родиной преподобного Зосимы, которому суждено было основать на необитаемом острове знаменитую обитель Соловецкую, было село Толвуй (или Шунга) на берегу Онежского озера. В те времена эти земли относились к владениям Великого Новгорода.

 

Родители будущего подвижника, Гавриил и Варвара, были простыми крестьянами. Сына своего они воспитали в благочестии и добрых нравах. Поэтому юный Зосима «был тих, миролюбив, кроток, удалялся юношеских игр и занимался делами богоугодными».

 

Родители позаботились и о том, чтобы их сын знал грамоту. Благодаря этому отрок Зосима полюбил читать книги духовного содержания, из которых «приобретал бисер разума». Знакомясь с житиями древних монахов-пустынников, он всей душой восхотел проводить такую же богоугодную подвижническую жизнь.

 

Желая посвятить себя служению Господу, преподобный Зосима «по достижении совершеннолетия не хотел вступить в брак, ушел из родительского дома, надел черное платье и поселился в одном пустынном месте. Это пустынное место было «близ его дома». Возможно, что юный Зосима стремился подражать жизни египетского подвижника IV века, преподобного Антония Великого. Первоначально, до своего ухода в пустыню, этот святой тоже жил в одиночестве недалеко от родного села, готовясь к более суровой жизни вдали от людей.

 

Местом, где преподобный Зосима принял монашеский постриг, был, вероятно, Палеостровский монастырь, вблизи которого находилось его родное село.

 

В это время отец его уже умер. А мать, по совету преподобного Зосимы, приняла постриг в находившемся неподалеку женском монастыре. Оставшееся от родителей имущество преподобный Зосима отдал убогим и нищим людям.

 

Однако сведения о добродетельной жизни и монашеских подвигах, почерпнутые Зосимой из книг, казались ему недостаточными. Он желал найти опытного духовного руководителя, который бы собственным примером показал, чему должен научиться юноша, желающий жить добродетельно. Об этом преподобный Зосима непрестанно молил Господа. И молитва его была услышана. Бог даровал юному иноку человека, который мог бы наставить его в монашеском делании. Таким человеком стал сподвижник преподобного Савватия монах Герман. Он рассказал юноше о пустынном житии на Соловецком острове, а также все подробности о жизни и подвигах преподобного Савватия. Услышав это, преподобный Зосима «пожелал быть наследником преподобного Савватия и просил Германа указать ему этот пустынный остров и наставить в жизни монашеской». Тот, видя горячее желание благочестивого юноши, согласился. Вместе подвижники отправились в морское плавание на Соловецкий остров. Прибыв туда, отшельники поставили шалаш (кущу) и совершили в нем всенощную, моля Господа и Его Пречистую Матерь помочь им в пустынном житии.

 

На другое утро преподобный Зосима сподобился видения, в котором ему было показано будущее Соловецкой обители. Выйдя из шалаша, «он увидел яркий луч света и ужаснулся, видя такое необыкновенное явление. Устремив взгляд к востоку, он увидел обширную и прекрасную церковь и, не смея долго смотреть на нее, потому что не привык еще к таким откровениям, в трепете устремился в кущу». Изумленный, он поведал о своем видении преподобному Герману. Тот открыл своему сподвижнику его таинственный смысл; «Не ужасайся, мой возлюбленный, и поверь, что через тебя, я думаю, Господь хочет собрать здесь множество монахов».

 

Впоследствии то, что открылось в видении преподобному Зосиме, сбылось. Однако «пустынники должны были перенести много испытаний, прежде чем увидели свою обитель, населенную иноками». Эти испытания пришлось сполна изведать святому Зосиме.

 

Cвязь пустынников с материком поддерживал преподобный Герман. Он периодически отправлялся туда за съестными припасами. Однажды из-за осенней непогоды он не успел вовремя вернуться обратно. Поэтому преподобному Зосиме пришлось остаться на необитаемом острове на много месяцев совершенно одному. Сначала он скорбел о своем одиночестве. Но затем, возложив на Господа свою печаль, стал «прилагать труды к трудам, непрестанно пребывая в посте и молитвах». Пришлось ему бороться и с бесами, от «немощных дерзостей» которых он защищался крестным знамением и молитвой.

 

Другим испытанием, которое пришлось перенести преподобному Зосиме, стал голод. Однако помня слова псалмповеца царя Давида «возложи на Господа заботы твои, и Он поддержит тебя» (Пс. 55, 23), он не испытывал страха за свою судьбу. И Господь помог преподобному Зосиме. К нему явились два незнакомца и вручили ему запас хлеба, муки и масла, говоря: «Возьми, отец, и употребляй, а мы, если Господь повелит, придем к тебе». После этого неведомые гости исчезли. Тогда преподобный Зосима понял, что это были ангелы. Ведь ни один человек в эту пору не смог бы добраться до Соловецкого острова. Он поспешил возблагодарить Бога за Его попечение о нем. Благодаря запасу пищи, который принесли ангелы, преподобный Зосима смог пережить зиму.

 

По весне вернулся на Соловецкий остров преподобный Герман. Причем он прибыл не один, а с рыбаком Марком, который остался там послушником. Впоследствии Марк принял и монашеский постриг. Постепенно обитель на Соловках населялась все новыми и новыми людьми, желавшими проводить в ней иноческую жизнь, «Приплывая на остров, они строили себе кельи подле келий Зосимы и Германа и снискивали пропитание трудами рук своих». На том месте, где преподобный Зосима видел чудесный храм, появилась деревянная церковь в честь праздника Преображения Господня. От нее и получил свое название Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь.

 

Игуменом монастыря был избран преподобный Зосима. Правда, не сразу. Сперва новгородский архиепископ Иона назначил на эту должность иеромонаха Павла. Но тот не вынес трудностей жизни на Соловках и покинул монастырь. То же произошло и с его преемниками ― Феодосием и Ионой. Как видно, Божья воля была на то, чтобы пастырем и наставником соловецких иноков стал именно преподобный Зосима. По просьбе братии монастыря, архиепископ Иона сделал настоятелем Спасо-Преображенской обители преподобного Зосиму. При этом рукоположил его во священника. Побывав в Новгороде и получив от тамошних благочестивых жителей пожертвования в виде денег, сосудов, одежд, съестных припасов, преподобный игумен Зосима вернулся в свой монастырь.

 

По возвращении его в обитель братия сделалась свидетелями дивного знамения, которое указывало на то, что преподобный Зосима достоин возложенного на него сана служителя Божия. Когда он совершал в Спасо-Преображенском храме первую Божественную литургию, «лицо его просветилось благодатию, как лицо ангела, и церковь наполнилась дивным благоуханием. Братия радовалась, что Господь даровал им наставника, исполненного благодати Божией».

 

Под его руководством обитель продолжала строиться. Кроме того, в игуменство преподобного Зосимы мощи преподобного Савватия были с почестями перевезены в Соловецкий монастырь и помещены в гробнице за алтарем храма в честь Успения Пресвятой Богородицы. Это произошло в 1472 году.

 

Преподобному Зосиме, после возведения его в сан игумена Соловецкой обители, еще раз пришлось побывать в Новгороде. При этом встретиться со знаменитой вдовой посадника Исаака Борецкого ― гордой и могущественной Марфой. В это время она была на высоте своей власти. Считают, что по величине собственности Марфа Борецкая была третьей после новгородского владыки и монастырей. Марфе Борецкой принадлежало около 1200 крестьянских хозяйств.

 

Причиной его поездки в Новгород стало то, что многие из боярских поселенцев, вельможных слуг и прибрежных жителей, совершенно завладев рыбными ловлями в озерах, запрещали ловить рыбу на продовольствие обители, а преподобного Зосиму и всю братию оскорбляли и поносили, хвалясь даже разогнать их. Особенно часто притесняли монахов люди Марфы Борецкой. Преподобный Зосима сумел уговорить многих влиятельных новгородцев не допустить обители до разорения. Они, а также архиепископ Феофил обещали помочь монастырю и дали игумену Зосиме много пожертвований. Лишь одна Марфа Посадница не изволила даже выслушать преподобного Зосиму. Гордая боярыня велела своим слугам прогнать его со своего двора, как последнего нищего. По своему смирению преподобный Зосима терпеливо перенес незаслуженную обиду. Однако сказал ученикам, что «настанет время, когда жители этого дома не будут ходить по своему двору, двери дома затворятся и уже не отворятся: этот двор опустеет».

 

В конце концов своенравная боярыня сменила гнев на милость и дала монастырю во владение землю, утвердив это пожертвование грамотой. Этого мало. Она даже пригласила преподобного Зосиму к себе в дом на обед. Гостя посадили на почетном месте, старались угостить, чем повкуснее. Но как ни старалась Посадница попотчевать гостя от души, тот отказался от ее угощений и сидел за столом, исполненный печали. Потому что на развеселом пиру новгородской знати он увидел видение, которое привело его в ужас. Шестеро главнейших бояр, которые так беззаботно пировали у Марфы, сидели без голов.

 

Впоследствии это видение преподобного Зосимы сбылось. В 1477 г. великий князь Василий Третий покорил вольный Новгород. И шестеро бояр, которых во время пира преподобный увидел без голов, действительно сложили свои головы на плахе, запустел и двор Марфы Борецкой. Жертвами борьбы за власть между Новгородом и Москвой стали два ее сына. А сама Марфа вместе с маленьким внуком Василием в начале 1478 г. была арестована и отправлена в ссылку. Сперва в Москву, а затем в Нижний Новгород. Там она была пострижена под именем Марии в Зачатейном монастыре, где, вероятно, вскоре и умерла. Так Господь, Который рассеял надменных помышлениями сердца их, низложил сильных с престолов и вознес смиренных (Лк. 1, 51-52), в одночасье сокрушил все могущество и власть надменной новгородской боярыни.

 

17 апреля 1479 г. в глубокой старости преподобный Зосима отошел ко Господу. К смерти он приготовился заранее, как делали это благочестивые люди того времени. Сам приготовил себе могилу и сделал гроб. Преемником себе назначил монаха Арсения. Простился с безутешной братией, завещав не отступать от монастырского устава. А также дал такое обетование: «Вы узнаете, что я обрел благодать пред Богом, когда, по моем отшествии, обитель распространится, соберется много братии, это место процветет духовно, и в телесных потребностях не будет иметь скудости». После этого преподобный обратился к Господу с молитвой: «Владыко Человеколюбче, сподоби меня стать одесную Тебя в последний день, когда придешь во славе судить живых и мертвых и воздать каждому по делам его!». С этой молитвой на устах игумен Зосима почил о Господе.

 

Братия погребла тело преподобного Зосимы за алтарем Преображенского собора. «В девятый день по преставлении своем он явился иноку Даниилу и возвестил, что по милости Господа он избавился от духов воздушных и многочисленных их козней и причтен к лику преподобных».

 

Вскоре от его гробницы стали совершаться чудеса. Неоднократно видели угодника Божия во время бурь правящего кораблями и сохраняющего их от потопления. Иногда видали его в церкви, стоящим среди братии. И многократно являлся он на море и на суше, помогая в нуждах и обстояниях. И поныне помогает преподобный Зосима тем, кто обращается к нему с молитвами о помощи и заступлении.

 

Преподобный Герман пережил преподобного Зосиму. Во время игуменства Арсения он отправился по делам монастыря в Новгород. Там, добравшись до монастыря, основанного преподобным Антонием Римлянином, старец Герман принял праведную кончину. Ученики не сумели довезти его тело до Соловецкой обители. Поэтому похоронили Германа у часовни деревни Хавроньиной на берегу реки Свирь. Уже при новом настоятеле, игумене Исайе, были обретены его мощи, оказавшиеся нетленными, и перевезены на Соловки.

 

В 1547 году преподобные Зосима и Савватий Соловецкие были причислены к лику святых. Позднее, в 1692 году, стали праздновать и память их сподвижника, преподобного Германа. Память преподобного Савватия празднуется 27 сентября/10 октября, преподобного Зосимы ― 17/30 апреля, а преподобного Германа ― 30 июля/12 августа. Днем же памяти всех Соловецких святых является 9/22 августа.

 

Наиболее часто на иконах преподобных Зосиму и Савватия изображают вместе. Хотя два этих подвижника никогда не встречались друг с другом, их объединяет то, что их трудами был основан Соловецкий монастырь. Преподобный Савватий положил ему начало, первым поселившись на Соловецком острове. А благодаря преподобному Зосиме Спасо-Преображенская обитель разрослась, наполнилась братией, постепенно становясь той величественной северной святыней, которой она являлась и является поныне.

 

Иногда на иконах преподобный Зосима изображается среди пчелиных ульев. Связано это с тем, что в народе он почитался, как «покровитель пчеловодства и хранитель пчел». По преданию, он совершил паломничество к православным святыням Востока и во время этого путешествия в полом стебле тростника привез на Русь пчел. В день памяти преподобного Зосимы пчел вывозили на пасеки. Там, помолясь Зосиме и Савватию, обходили вокруг пасеки с зажженной свечой и кропили ее освященной водою.

 

В дореволюционные времена мощи преподобных Зосимы и Савватия в серебряных гробницах находились в главном храме Соловецкого монастыря ― Преображенском. А мощи преподобного Германа почивали под спудом в монастырском храме, освященном в его честь. Там они находились до 1920 года, который стал роковым для большинства мужских и женских монастырей Архангельской губернии. Только в 1992 году, после более чем семи десятилетий запустения Соловецкого монастыря, мощи вновь вернули в стены возрожденной обители. Теперь уже они вместе почивают в одной раке в Благовещенском храме этого монастыря.

 

По материалам сайта Архангельской епархии

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

6 мая — память великомученика Георгия Победоносца

 

Святой великомученик Георгий Победоносец, родом из Каппадокии (область в Малой Азии), вырос в глубоко верующей христианской семье. Его отец принял мученическую кончину за Христа, когда Георгий был еще в детском возрасте. Мать, владевшая имениями в Палестине, переселилась с сыном на родину и воспитала его в строгом благочестии.

 

Поступив на службу в римское войско, святой Георгий, красивый, мужественный и храбрый в сражениях, был замечен императором Диоклитианом (284-305) и принят в его стражу со званием комита ― одного из старших военачальников.

 

Император-язычник, много сделавший для возрождения римского могущества и ясно понимавший, какую опасность представляет для языческой цивилизации торжество Распятого Спасителя, в последние годы правления особенно усилил гонения на христиан. На совете сената в Никомидии Диоклитиан предоставил всем правителям полную свободу в расправе над христианами и обещал свою всемерную помощь.

 

Святой Георгий, узнав о решении императора, раздал нищим своё наследство, отпустил на волю рабов и явился в Сенат. Мужественный воин Христов открыто выступил против императорского замысла, исповедал себя христианином и призвал всех признать истинную веру во Христа: «Я раб Христа, Бога моего, и, уповая на Него, предстал среди вас по своей воле, чтобы свидетельствовать об Истине». «Что есть Истина?» ― повторил вопрос Пилата один из сановников. «Истина есть Сам Христос, гонимый вами», ― отвечал святой.

 

Ошеломленный дерзновенной речью доблестного воина, император, который любил и возвышал Георгия, попытался уговорить его не губить своей молодости, славы и чести, но принести, по обычаю римлян, жертву богам. На это последовал решительный ответ исповедника: «Ничто в этой непостоянной жизни не ослабит моего желания служить Богу». Тогда по приказу разгневанного императора оруженосцы стали копьями выталкивать святого Георгия из зала собрания, чтобы увести в темницу. Но сама смертоносная сталь становилась мягкой и гнулась, как только копья касались тела святого, и не причиняла ему боли. В темнице мученику забили ноги в колодки и придавили грудь тяжелым камнем.

 

На другой день на допросе, обессиленный, но твердый духом, святой Георгий вновь отвечал императору: «Скорее ты изнеможешь, мучая меня, нежели я, мучимый тобою».

 

Тогда Диоклитиан повелел подвергнуть Георгия самым изощренным пыткам. Великомученика привязали к колесу, под которым были устроены доски с железными остриями. При вращении колеса острые лезвия резали обнаженное тело святого. Сначала страдалец громко призывал Господа, но вскоре затих, не испуская ни единого стона. Диоклитиан решил, что истязаемый уже умер, и, распорядившись снять истерзанное тело с колеса, отправился в капище вознести благодарственную жертву. В этот момент вокруг потемнело, грянул гром, и был слышен глас: «Не бойся, Георгий, Я с тобою». Затем воссиял дивный свет и у колеса появился Ангел Господень в образе светоносного юноши. И едва возложил он руку на мученика, сказав ему: «Радуйся!» ― как святой Георгий восстал исцеленным. Когда воины отвели его в капище, где был император, последний не верил глазам своим и думал, что пред ним другой человек или призрак. В недоумении и ужасе всматривались язычники в святого Георгия и убеждались в том, что действительно произошло чудо. Многие тогда уверовали в Животворящего Бога христиан. Два знатных сановника, святые Анатолий и Протолеон, тайные христиане, тотчас открыто исповедали Христа. Их тут же, без суда, по приказу императора усекли мечом. Познала истину и царица Александра, супруга Диоклитиана, находившаяся в капище. Она тоже порывалась прославить Христа, но её удержал один из слуг императора и увел во дворец.

 

Император еще более ожесточился. Не теряя надежды сломить святого Георгия, он предавал его на новые страшные пытки. Сбросив в глубокий ров, святого мученика засыпали негашеной известью. Через три дня его откопали, но нашли его радостным и невредимым. Святого обули в железные сапоги с раскаленными гвоздями и с побоями погнали до темницы. Утром же, когда его привели на допрос, бодрого, со здоровыми ногами, он сказал императору, что ему понравились сапоги. Его били воловьими жилами так, что тело и кровь смешались с землей, но мужественный страдалец, подкрепляемый силой Божией, оставался непреклонным.

 

Решив, что волшебство помогает святому, император призвал волхва Афанасия, чтобы тот сумел лишить святого чудодейственной силы, или отравил его. Волхв преподнес святому Георгию две чаши со снадобьями, одно из которых должно было сделать его покорным, а другое ― умертвить. Но и зелья не действовали ― святой по-прежнему обличал языческие суеверия и славил Истинного Бога.

 

На вопрос императора, какая же сила помогает мученику, святой Георгий отвечал: «Не думай, что не вредят мне муки благодаря человеческому усилию, ― я спасаюсь только призыванием Христа и Его силою. Верующий в Него ни во что вменяет мучения и способен сотворить дела, которые сотворил Христос» (Ин. 14, 12). Диоклитиан спросил, каковы же дела Христовы. ― «Слепых просвещать, прокаженных очищать, подавать хромым хождение, глухим ― слух, изгонять бесов, воскрешать умерших».

 

Зная, что еще никогда ни волхвование, ни ведомые ему боги не могли воскресить мертвого, император, чтобы посрамить упование святого, велел ему на его глазах воскресить умершего. На это святой сказал: «Ты искушаешь меня, но ради спасения народа, который увидит дело Христово, Бог мой сотворит это знамение». И когда святого Георгия подвели к гробнице, он воззвал: «Господи! Покажи предстоящим, что Ты Бог Единый по всей земле, да познают Тебя, Всесильного Господа». И потряслась земля, гробница отверзлась, мертвец ожил и вышел из нее.

 

Воочию увидев явление всемогущей силы Христовой, народ рыдал и прославлял Истинного Бога. Волхв Афанасий, припав к ногам святого Георгия, исповедал Христа Всесильным Богом и просил прощения за грехи, совершенные в неведении. Однако закоснелый в нечестии император не вразумился: он в ярости приказал обезглавить уверовавшего Афанасия, а также воскрешенного человека, а святого Георгия опять заточил в темницу. Люди, обремененные недугами, разными способами стали проникать в темницу и там получали от святого исцеление и помощь. Обратился к нему в скорби и некий земледелец Гликерий, у которого пал вол. Святой с улыбкой утешил его и заверил, что Бог возвратит вола к жизни. Увидев дома ожившего вола, земледелец по всему городу стал прославлять Бога христианского. По приказу императора святой Гликерий был схвачен и обезглавлен.

 

Подвиги и чудеса великомученика Георгия умножали число христиан, поэтому Диоклитиан решил сделать последнюю попытку заставить святого принести жертвы идолам. Начали готовить судилище при капище Аполлона. В последнюю ночь святой мученик усердно молился, а когда задремал, увидел Самого Господа, Который поднял его Своей рукой, обнял и поцеловал. Спаситель возложил на главу великомученика венец и сказал: «Не бойся, но дерзай и сподобишься царствовать со Мною».

 

Наутро в судилище император предложил святому Георгию новое испытание ― он предлагал ему стать своим соправителем. Святой мученик с притворной готовностью ответил, что императору с самого начала следовало не мучить его, а оказать подобную милость, и при этом выразил желание немедленно идти в капище Аполлона. Диоклитиан решил, что мученик принимает его предложение, и последовал с ним в капище в сопровождении свиты и народа. Все ждали, что святой Георгий принесет жертву богам. Он же, подойдя к истукану, сотворил крестное знамение и обратился к нему, как к живому: «Ты ли хочешь принять от меня жертву как Бог?» Бес, обитавший в идоле, закричал: «Я не Бог и никто из подобных мне не Бог. Един Бог только Тот, которого ты проповедуешь. Мы из служащих Ему Ангелов сделались отступниками, и, одержимые завистью, прельщаем людей». «Как же дерзаете вы быть здесь, когда сюда пришел я, служитель Истинного Бога?» ― спросил святой. Послышался шум и плач, идолы пали и сокрушились.

 

Поднялось всеобщее смятение. На святого мученика в неистовстве накинулись жрецы и многие из толпы, связали его, стали бить и требовать немедленной казни.

 

На шум и крики поспешила святая царица Александра. Пробираясь через толпу, она кричала: «Бог Георгиев, помоги мне, так как Ты Един Всесилен». У ног великомученика святая царица славила Христа, уничижая идолов и поклонявшихся им.

 

Диоклитиан в исступлении немедленно вынес смертный приговор великомученику Георгию и святой царице Александре, которая без сопротивления последовала за святым Георгием на казнь. По дороге она изнемогла и без чувств прислонилась к стене. Все решили, что царица скончалась. Святой Георгий возблагодарил Бога и молился, чтобы и его путь окончился достойно. На месте казни святой в горячей молитве просил Господа, чтобы Он простил мучителей, не ведавших, что творят, и привел их к познанию Истины. Спокойно и мужественно святой великомученик Георгий преклонил свою главу под меч.

 

Это было 23 апреля 303 года.

 

В растерянности взирали на своего Победителя палачи и судьи. В кровавой агонии и бессмысленных метаниях кончалась эра язычества. Прошло всего десять лет ― и святой равноапостольный Константин, один из преемников Диоклитиана на римском престоле, прикажет начертать на знаменах Крест и завет, запечатленный кровью Великомученика и Победоносца Георгия и тысяч неведомых мучеников: «Сим победиши».

 

Из многих чудес, совершенных святым великомучеником Георгием, наиболее известное запечатлено в иконографии. На родине святого, в городе Бейруте, было много идолопоклонников. Около города, близ Ливанских гор, находилось большое озеро, в котором жил громадный змей. Выходя из озера, он пожирал людей, и жители ничего не могли поделать, так как от одного его дыхания заражался воздух.

 

По научению бесов, живших в идолах, царь принял такое решение: каждый день жители должны были по жребию отдавать в пищу змею своих детей и когда очередь дойдет до него, он обещал отдать свою единственную дочь. Прошло время, и царь, нарядив ее в лучшие одежды, отправил к озеру. Горько плакала девушка, ожидая смертного часа. Неожиданно к ней подъехал на коне великомученик Георгий с копьем в руке. Девушка упрашивала его не оставаться с ней, чтобы не погибнуть. Но святой, увидев змея, осенил себя крестным знамением и со словами «во Имя Отца и Сына и Святого Духа» устремился на него. Великомученик Георгий пронзил гортань змея копьем и попрал его конем. Затем он велел девушке связать змея своим поясом и, как пса, вести в город. Жители в страхе разбегались, но святой остановил их словами: «Не бойтесь, но уповайте на Господа Иисуса Христа и веруйте в Него, ибо это Он послал меня к вам, чтобы спасти вас». Затем святой убил змея мечом, а жители сожгли его за городом. Двадцать пять тысяч человек, не считая женщин и детей, крестились тогда, и была построена церковь во имя Пресвятой Богородицы и великомученика Георгия.

 

Святой Георгий мог стать талантливым полководцем и удивить мир воинскими подвигами. Он скончался, когда ему не было и 30 лет. Спеша соединиться с воинством Небесным, он вошел в историю Церкви как Победоносец. С этим именем прославился он с самого начала христианства и на Святой Руси.

 

Святой Георгий Победоносец был ангелом и покровителем нескольких великих строителей русской государственности и русской военной мощи. Сын святого равноапостольного Владимира, Ярослав Мудрый, во святом Крещении Георгий (+ 1054), много способствовал почитанию святого в Русской Церкви. Он построил город Юрьев, основал Юрьевский монастырь в Новгороде, воздвиг храм святого Георгия Победоносца в Киеве. День освящения Киевского Георгиевского храма, совершенного 26 ноября 1051 года Святителем Иларионом, митрополитом Киевским и всея Руси, навсегда вошел в литургическую сокровищницу Церкви как особый церковный праздник, Юрьев день, любимый русским народом «осенний Георгий».

 

Имя святого Георгия носил основатель Москвы Юрий Долгорукий (+ 1157), создатель многих Георгиевских храмов, строитель города Юрьева-Польского. В 1238 году героическую борьбу русского народа с монгольскими ордами возглавил великий князь Владимирский Юрий (Георгий) Всеволодович (1238; память 4/17 февраля), сложивший голову в битве на Сити. Память о нем, как о Егории Храбром, защитнике родной земли, отразилась в русских духовных стихах и былинах. Первым великим князем Московским, в период, когда Москва становилась центром собирания земли Русской, был Юрий Данилович (+ 1325) ― сын святого Даниила Московского, внук святого Александра Невского.

 

С того времени святой Георгий Победоносец ― всадник, поражающий змия ― стал гербом Москвы и эмблемой Русского государства. И это еще глубже укрепило связи христианских народов и особенно с единоверной Иверией (Грузией ― страной Георгия).

 

По материалам сайта «Православный календарь»

 

http://www.patriarchia.ru/db/text/236150.html

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Восстановление единства Русской Церкви - это "смирение перед волей Господа", считает профессор Свято-Сергиевского института князь Дмитрий Шаховской

 

15.05.2007 22:03 | Патриархия.ru
По мнению генеалога, профессора истории Русской Церкви и русской философии Свято-Сергиевского богословского института в Париже князя Дмитрия Шаховского, в воссоединении Русской Православной Церкви и Русской Православной Церкви Заграницей каноническое положение Русской Зарубежной Церкви находит свое завершение.

 

"Канонически считалось, что Русская Зарубежная Церковь не может жить сама по себе, она должна быть привязанной к определенному Патриархату, будь то Сербский, Румынский, Константинопольский. Единственная Церковь, которая имеет право давать независимость другой Церкви, - это канонический Патриархат. Из-за политических соображений - и это ситуация 20-х годов прошлого века - митрополит Евлогий выбрал путь временного признания Константинопольской Патриархии, пока Русская Православная Церковь не станет свободной. Но митрополит Евлогий и Русская Зарубежная Церковь всегда себя считали членами Русской Православной Церкви, - сказал он РИА "Новости".

 

По словам Шаховского, когда некоторые говорят, что Русская Зарубежная Церковь "переходит в Москву", это означает, что они "видят ситуацию в кривом зеркале".

 

По его словам, иерархи Русской Зарубежной Церкви никогда не отрывали себя от РПЦ.

 

"То, что их разъединяло, - это позиция ряда русских иерархов во время гонения на Русскую Церковь", - утверждает историк.

 

В акте воссоединения Церквей потомок Рюриковичей видит "процесс единения и примирения, не только духовного, но также исторического, и это, кроме того, смирение перед волей Господа".

 

"Что касается веры, за рубежом Русская Православная Церковь свидетельствовала как могла. Но и в России она мужественно отстаивала веру", - сказал Шаховской.

 

Среди заслуг Русской Православной Церкви князь Шаховской назвал также ее борьбу за моральную человеческую основу. Он напомнил, что "Русская Православная Церковь в лице Cвятейшего Патриарха и митрополита Кирилла заявляет, что необходимо вместе с признанием человеческих прав защищать моральные устои, общие для всех религий".

 

"А что происходит в Европе? - продолжил собеседник агентства. - Возьмем основы иудейско-христианской цивилизации, а для Европы, конечно, в основном христианской. Когда страна, как Франция, или точнее - ее правительство, отказывается внести их в европейскую конституцию, это представляет собой отказ от своих истоков. Речь не идет о том, чтобы это была конституция верующих людей, но нельзя не признавать особый исторический факт, неоспоримый, об основах своей цивилизации".

 

Он подчеркнул, что даже если не углубляться в сложные исторические, философские и политические вопросы, восстановление единства Церквей важно "для любого человека, который хочет быть русским православным, находясь за рубежом".

 

РИА "Новости"/Патриархия.ru

 

Патриархия.ru
http://www.rambler.ru/news/culture/religio...s/10367188.html

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

В РИА «Новости» прошла конференция по поводу начала работы православной мобильной службы «Узнай у священника 09399»

 

О начале работы православной мобильной службы «Узнай у священника 09399» было объявлено 25 мая на пресс-конференции в РИА «Новости». Теперь в любое время, набрав на мобильном телефоне номер 09399 в любом конце России, можно услышать ответ священника на вопросы о Боге, вере, Церкви, личной и семейной жизни.

 

О задачах и особенностях нового проекта журналистам рассказали его создатели: руководитель проекта, клирик храма св. великомученицы Екатерины на Всполье (подворье Американской Православной Церкви) иерей Вадим Леонов, куратор проекта — диакон храма свт. Митрофана Воронежского Михаил Палкин, технический директор — генеральный директор компании «Московский Телеграф»Дмитрий Коноплянский.

 

Первым взял слово руководитель пресс-службы Московской Патриархии священник Владимир Вигилянский. Он отметил, что проект осуществлен по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. О. Владимир считает очень важным использовать разные формы коммуникации для свидетельства о правде Божией, о жизни Церкви, о православной вере.

 

«Люди у нас хотят жить по правде Божией», — сказал о. Владимир, и добавил, что новый проект является «ответом Церкви на запросы общества». Далеко не всегда и не все могут обратиться к священнику с вопросом в храме и в прямом эфире православных радио- и телепередач, особенно с интимными вопросами. «А по телефону это легче сделать», — считает священник.

 

Как объяснил о. Вадим Леонов, служба ориентирована в первую очередь на тех людей, «которые считают себя православными христианами, но по различным причинам мало знают о Православии по существу», а также на тех, кто находится в поисках веры или только задумывается о принятии Крещения. Цель проекта — «помочь этим людям переступить порог храма». Типичные вопросы этих людей были исследованы и классифицированы по 9 разделам. Нажав соответствующую кнопку после набора номера 09399, можно обнаружить свой вопрос уже сформулированным в соответствующем разделе и выслушать записанный ответ священника. Кто такой Бог? Что сделал для нас Христос? Откуда взялся человек и каково его предназначение? Что нас ждет за порогом смерти? Как подготовиться к исповеди? Когда и как поститься? Почему мы страдаем? Как найти и сохранить любовь? Как воспитывать капризного ребенка? Что делать с пьянством в семье? Эти вопросы постоянно задают православным священникам, и теперь можно узнать ответ по мобильному телефону.

 

Пока служба носит характер «голосовой библиотеки», по выражению о. Михаила Палкина, а не интерактивной связи.

 

Разделы службы «Узнай у священника 09399» таковы: 1 — церковный календарь, вспоминаемые святые, краткое житие, чтение из Священного Писания, является ли день постным; 2 — как подготовиться к Крещению, исповеди, причащению и другим церковным таинствам; 3 — вопросы личной жизни; 4 — о семейной жизни; 5 — основы Православной веры; 6 — богослужение, праздники и посты в Церкви; 7 — святыни Москвы и Подмосковья; 8 — советы священника; 9 — православные молитвы.

 

По словам о. Вадима, содержание разделов будет постоянно обновляться, в том числе — и с учетом новых вопросов, которые можно будет задать, набрав 0 после основного номера — вопрос будет записан. Подробное содержание разделов, а также примеры ответов можно просмотреть на официальном сайте службы www.09399.ru.

 

Как рассказал о. Вадим, основные принципы, которыми руководствовались создатели мобильной службы, таковы: о Православии должны рассказывать по телефону те, кто «реально о нем знает», т.е. священники. Большую часть разделов «начитал» сам о. Вадим; в записи ответов участвовали также священники Алексий Казанчев и Константин Прокопчук. Второй принцип, которого придерживались миссионеры, — «все содержание должно доноситься самым доступным образом».

 

Мобильная служба «Узнай у священника 09399» имеет свою предшественницу: как рассказал диакон Михаил, по инициативе прихожан храма свт. Митрофана Воронежского подобная служба уже существовала с 2001 по 2006 г. Как только она закончила свое существование (по экономическим причинам), в приходе св. вмч. Екатерины и тоже по инициативе мирян возник проект «09399», продолживший миссионерскую работу. Обе службы — некоммерческие, т.е. их создатели и сотрудники работают совершенно бескорыстно, при поддержке энтузиастов — дизайнеров, компьютерщиков, маркетологов, издателей.

 

Однако пользователям приходится платить за техническое обслуживание сервиса. И если минута связи с первой из упомянутых справочных православных служб стоила вопрошающему 1,5 доллара, то дозвонившийся в мобильную службу «Узнай у священника 09399» заплатит 11 руб. за минуту. Дозвониться будет нетрудно: одновременно служба может принять 360 звонков, в том числе — и со стационарных телефонов, звонить с которых нужно по номеру 8-809-505-8399 (звонки должны производиться в тональном наборе). Существует номер и для бесплатных звонков — 8-800-505—9399, но его пропускная способность ограничена.

 

На вопрос журналистов, предполагается ли в перспективе, помимо голосового контента, организовать в рамках новой службы «живое» общение со священнослужителями. Такие планы есть, ответил о. Владимир Вигилянский, однако сначала новому проекту надо зарекомендовать себя. Он отметил как важно для людей, приходящих в церковь, иметь возможность побеседовать со священником. Сейчас во многих храмах, а также на проходной в резиденции Святейшего Патриарха можно задать вопросы дежурному священнику во внебогослужебное время. Однако очень желательным и перспективным о. Владимир считает организацию телефонного «дежурства». Такая возможность будет рассматриваться не раньше осени, отметил он.

 

Священник также подчеркнул, что бесплатный телефон православной мобильной службы «Узнай у священника 09399» должен висеть в каждом храме.

 

«Благовест-инфо»/Патриархия.ru
http://www.patriarchia.ru/db/text/249093.html

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

8 октября — Преставление преподобного Сергия, игумена Радонежского, всея России чудотворца

 


Преподобный Сергий Радонежский родился в селе Варницы (под Ростовом Великим) в 1314 году от знатных и благочестивых родителей — бояр Кирилла и Марии. Еще во чреве матери будущий подвижник трижды возгласил в церкви во время литургии, славя Святую Троицу. С первых дней жизни младенец явился строгим постником: по средам и пятницам не пил материнского молока: мяса он не ел всю жизнь. При крещении он был наречен Варфоломеем.

 

Когда ему исполнилось 7 лет, родители отдали мальчика учиться грамоте, но она не давалась ему, пока однажды в лесу он не увидел инока и не попросил его помолиться об успехе его учения. Старец помолился и благословил отрока. С тех пор он стал успевать в науках. При этом мальчик был равнодушен к удовольствиям юности, любил читать священные книги и стремился ко всему доброму.

 

Когда родители Варфоломея переселились в Радонеж, а старшие братья женились, он захотел идти в монахи. Но родители, видя молодость сына, удерживали его. После кончины родителей Варфоломей стал искать удобное место для пустынных подвигов. Вместе со старшим братом Стефаном он поселился в глухом лесу, выкопал здесь пещеру, построил келью и маленькую деревянную церковь во имя Святой Троицы. Стефан вскоре ушел в один из московских монастырей, а Варфоломей, будучи 24 лет от роду, принял постриг с именем Сергий и, живя в лесу, посвятил себя трудам, борьбе со злыми помыслами, посту и молитве. Число иноков стало быстро увеличиваться, и таким образом основалась обитель.

Pustyn.jpg
Преподобный Сергий в пустыне

 

В 1354 году епископ Волынский Афанасий посвятил преподобного во иеромонахи и возвел в сан игумена. Обитель разрасталась и становилась богатым монастырем. Константинопольский патриарх Филофей обратил на нее внимание и прислал со своим посольством крест, параман, схиму и грамоту, в которой восхвалял прп. Сергия за его подвижничество и дал совет ввести строгое общинножитие. Преподобный последовал этому совету и с благословения митрополита Алексия ввел общинножительный устав.

 

Еще при жизни Преподобный Сергий удостоился благодатного дара чудотворений. Он воскресил отрока, когда отчаявшийся отец считал единственного сына навсегда потерянным. Слава о чудесах, совершенных Преподобным Сергием, стала быстро распространяться, и к нему начали приводить больных как из окрестных селений, так и из отдаленных мест. И никто не покидал Преподобного, не получив исцелений недугов и назидательных советов. Все прославляли Преподобного Сергия и благоговейно почитали наравне с древними святыми отцами. Но людская слава не прельщала великого подвижника, и он по-прежнему оставался образцом иноческого смирения.

 

Прп. Сергий умел действовать «тихими и кроткими словами» на самые жестокие и загрубелые сердца и таким способом часто примирял даже враждующих князей. Благодаря ему все князья соединились перед Куликовской битвой, признав главенство Димитрия Донского. Старец воодушевил кн. Димитрия, предсказал ему победу и дал в помощь как свое благословение монахов Александра Пересвета и Андрея Ослябю, которых сам постриг в схиму. Жизнеописатель преподобного Сергия повествует, что святой видел в духе весь ход битвы, знал имена погибших воинов, за которых сам тут же служил панихиды. В 1389 году Димитрий Донской пригласил св. Сергия скрепить духовное завещание, узаконявшее новый порядок престолонаследия от отца к старшему сыну.

Javlenie.jpg

За ангельскую жизнь Преподобный Сергий удостоился от Бога небесного видения. Однажды ночью авва Сергий читал правило перед иконой Пресвятой Богородицы. Окончив чтение канона Божией Матери, он присел отдохнуть, но вдруг сказал своему ученику, преподобному Михею (память 6 мая), что их ожидает чудесное посещение. Через мгновение явилась Божия Матерь в сопровождении святых апостолов Петра и Иоанна Богослова. От необыкновенно яркого света Преподобный Сергий пал ниц, но Пресвятая Богородица прикоснулась к нему руками и, благословляя, обещала всегда покровительствовать святой обители его.

 

Кроме Троице-Сергиева монастыря Преподобный основал еще несколько обителей. Многие благочестивые мужи просияли славой в его обители, многие из них были поставлены на игуменство в другие монастыри, а иные стали архиереями: его ученики учредили до 40 монастырей в Северной Руси.

 

Достигнув глубокой старости, Преподобный, за полгода прозрев свою кончину, призвал к себе братию и благословил на игуменство опытного в духовной жизни и послушании ученика, преподобного Никона (память 17/30 ноября). В безмолвном уединении Преподобный преставился к Богу 25 сентября 1392 года. Накануне великий угодник Божий в последний раз призвал братию и обратился со словами завещания: «Внимайте себе, братие. Прежде имейте страх Божий, чистоту душевную и любовь нелицемерную...»

 

Через 30 лет были найдены нетленными его мощи и одежды, и в 1452 году он был причислен к лику святых. И по сие время подает он помощь притекающим с молитвой к его мощам, покоящимся в Троице-Сергиевой Лавре.

 

www.patriarchia.ru

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.

Гость
Ответить в теме...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

 Поделиться

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

×
×
  • Создать...

Важная информация

Пожалуйста, прочитайте Условия использования