Перейти к контенту
genaschka

Печатные издания о Матроне Московской

Рекомендуемые сообщения

За время поисков даты рождения Никоновой Матроны Дмитриевны – Матроны Московской собралась маленькая коллекция книг о её жизни. Книги разные, от «официальных», изданных русской православной церковью до сочинений отдельных авторов. Есть книга заграничного издания, выпущенная в Украине.
В каждой книге, практически, переписывается одна и та же «легенда» о рождении Матроны Московской. Указывается несколько дат: 1881 и 1885 годы, а в одной книге поступили «мудрее» и поставили дату 1881/1885. Хотя, в некоторых, можно найти маленькую толику правды о крестьянах, живших в то далекое время и их быте.

 

Уважаемые Форумчане, если в Вашем регионе имеются в продаже или у Вас имеются отличные от указанных ниже книги, пожалуйста, сообщите.

 


ab750503b16et.jpg 922e1fae1323t.jpg

 

dc468da9108ct.jpg 0807de6f7af1t.jpg

 

dc4e1296558ft.jpg 7881af8a39eft.jpg

 

492058d9a077t.jpg e52375fcd05at.jpg

 

3f8b4ff98f95t.jpg 5026731ec764t.jpg

 

e0e1ea80f76at.jpg 73f33a302989t.jpg

 

ef27741f90b5t.jpg afba04eb9229t.jpg

 

b309bd8107bet.jpg 87f3622d7f67t.jpg

 

f046b12f2117t.jpg d42564d61474t.jpg 6c47ef351211t.jpg

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Геннадий, не выкладывай картинки на Радикал - они там пропадают.
Есть много других аналогичных сервисов.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

В данной теме хотелось бы провести анализ сведений, указанных в книгах, позволяющих хоть как-то определить дату, либо год рождения Никоновой Матроны Дмитриевны и сравнить их с результатами исследований, полученных в ГАУТО.

 

Книга №1 (нумерация, согласно представленному выше списку)
«Житие и чудеса святой праведной блаженной Матроны Московской».
Издание Свято-Покровского ставропигиального женского монастыря, Москва, 1999 год.
На странице 67 читаем:
«…Определение Патриарха Московского и Всея Руси о канонизации в лике местночтимых святых блаженной Матроны Московской (Никоновой Матроны Дмитриевны, 1881-1952)…», т.е. продолжительность жизни Матроны 71 год или около того.

 

На Даниловском кладбище, которое мы посетили вместе с Валерием Бибиковым, показали книгу с записями погребенных на данном кладбище, где имелась запись о захоронении Никоновой М.Д. в возрасте 66-ти лет. Конечно, возраст усопшей трудно было проверить, паспорта, скорее всего, у неё не было. Возраст, вероятно, был записан со слов послушниц.

 

Разница в дате рождения, по двум документам, получается, почти, в пять лет. Какому документу верить?

 

1881 год нельзя, однозначно, назвать годом рождения Матроны Дмитриевны. В Метрической Книге Успенской церкви села Себино за 1881 год зафиксировано рождение четырех девочек, крещенных с именем Матрона. Две в селе Себино (родители: Филипп и Настасья; Федот и Татьяна). Одна в деревне Крюкова (родители Терентий и Агафья). И ещё одна в сельце Устья (родители Максим и Параскева).

 

По второму документу получается, что родиться она могла в период с мая 1885 года по конец апреля 1886 года. В Метрической Книге Успенской церкви села Себино за август месяц 1885 года имеется запись о рождении/крещении мальчика, Ивана, у Дмитрия Иванова и Натальи Никитиной (Никоновых). Из той же МК следует, что крестили всего одну девочку с именем Матрона. Родители её Михаил и Васса проживали в деревне Колесовка. В 1886 году МК Успенской церкви села Себино имеется одна запись о рождении/крещении девочки с именем Матрона. Родители Андрей и Анастасия, проживавшие в селе Себино.

 

Данные записи не позволяют считать годом рождения Матроны Дмитриевны ни 1885, ни 1886.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Книга №1

 

На странице 3 данной книги читаем «…Родители её - Дмитрий и Наталия, крестьяне-были людьми благочестивыми, честно трудились, жили бедно. В семье было четверо детей: двое братьев - Иван и Михаил, и две сестры - Мария и Матрона. Матрона была младшей. Когда она родилась, родители её были уже немолоды…».

 

Просматривая Метрические Книги Успенской церкви села Себино за различные годы можно утверждать, что девочек с именем Мария в семье Никоновых никогда не было. Что Иван (р.1885) и Михаил (р.1888) были последними детьми, рожденными у Дмитрия и Натальи. Что старшей дочерью в семье была Пелагея Дмитриева (р.1873), в замужестве Горшкова.

 

Утверждать, что семья жила бедно, тоже не представляется возможным, судя по документам, найденным в ГАУТО. В 1888 году Никоновы проживали в избе из дуба, была печь (что было не в каждой семье). В хозяйстве имели горницу из разного леса, деревянный двор и ригу, также деревянную. Стоимость всех строений оценивалась, приблизительно, в 90 рублей. На 1911 год семья Никоновых, вообще, находилась на седьмом месте по уровню жизни из 53 домохозяев.

 

Какую же полезную информацию можно было извлечь из приведенного выше отрывка? Практически, никакой.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Ну не совсем так. Записи в метрических книгах не опровергают данные слова: "...Дмитрий и Наталия, крестьяне-были людьми благочестивыми, честно трудились..."

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Да, конечно, они такие и были. Моё упущение.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Книга №1 (нумерация, согласно представленному выше списку)

 

Из рассказов людей, знавших блаженную старицу Матрону.
Анна Дмитриева Прохорова:
Стр. 32. «Матроне было восемь лет, когда забрали (арестовали.-Прим.ред.) нашего дедушку, Илью Горшкова (Матрониной сестры муж). Жена его растерялась: Ох, что ж я теперь буду делать?» У них было семь или восемь детей».

 

Из МК села Себино следует, что бракосочетались Илья и Пелагея (сестра Матроны) в 1892 году, дети у них рождались в 1894, 1903, 1904, 1905, 1908 годах. Условно можно принять период времени с 1894 по 1903 как отсутствие Ильи Владимирова Горшкова в семье (правда, никаких документов подтверждающих нахождение его под арестом не найдено). При небольших вычислениях получается год рождения Матроны 1885-1886. Некоторые авторы также склонны к такой дате рождения, но как написано выше, в 1885 году у Никоновых был рожден сын Иван.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Книга №1 (нумерация, согласно представленному выше списку)

 

Стр. 4. «О богоизбранности девочки свидетельствовало то, что при крещении, когда священник, опустил дитя в купель, присутствующие увидели над младенцем столб благоухающего легкого дыма. Об этом поведал родственник блаженной Павел Иванович Прохоров, присутствовавший при крещении…». Интересно было проверить, действительно ли Павел Иванович присутствовал при крещении?
Был выбран временной период с 1880 по 1890 год. Так как фамилии крестьян в МК в это время ещё не фиксировались, пришлось выбрать всех Павлов Ивановых, как восприемников так и крестьян у которых жены были восприемниками (возможно, они также присутствовали при таинстве крещения). Четыре раза (1880, 1882, 1884, 1887) Павел Иванов был записан как восприемник, два раза (1885, 1887) – как муж восприемницы. Матрон в эти годы в МК записано не было.
Остается не просмотренной Метрическая Книга за 1883 год (имеется только первая страница записей о рождении), возможно, описываемое выше событие произошло, именно, в 1883 году.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Павел Иванович мог присутствовать при крещении не только как восприемник или муж восприемницы. Поэтому вывод не может быть столь категоричным.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Конечно, всякое могло быть, поди проверь. Скорее всего, он присутствовал на "параллельных" кристинах и мог быть там кем угодно. Родственником Никоновым он стал только в 1908 году, когда его внучка венчалась с Михаилом Дмитриевым Никоновым.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Книга №1 (нумерация, согласно представленному выше списку)

 

Стр. 7. «В отрочестве ей представилась возможность попутешествовать. Дочь местного помещика, благочестивая и добрая девица Лидия Янькова, брала Матрону с собой в паломничества: в Киево-Печерскую лавру, Троице-Сергиеву лавру, в Петербург, другие города и святые места России. До нас дошло предание о встрече Матронушки со святым праведным Иоанном Кронштадтским, который по окончании службы в Андреевском соборе Кронштадта попросил народ расступиться перед подходящей к солее 14-летней Матроной и во всеуслышание сказал: «Матронушка, иди-иди ко мне. Вот идет моя смена-восьмой столп России».
В дневниках Иоанна, выложенных в интернете (не известно, соответствуют они оригиналу или нет), не нашлось такой записи.
Поэтому обращаюсь ко Всем, у кого есть возможность посмотреть в архивах дневники, проверить данную информацию.

 

Что касается Лидии Яньковой, по записям в МК, рождена она была 1885 году, т.е., предполагаемо, моложе самой Матроны на пару лет. К сожалению, в ГАУТО, не удалось, пока, найти проездные (или выездные) документы для паломничества Лидии и Матроны.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Книга №1 (нумерация, согласно представленному выше списку)

 

В данной книге больше нет сведений прямо или косвенно указывающих на дату рождения Никоновой Матроны.
Но, есть много информации о месте её проживания в Москве и области (№ страниц указывать не буду, сведений много и часто повторяются).
«В 1925 году Матрона перебирается в Москву, в которой проживет до конца своих дней».

 

- жила Матрона до войны на Ульяновской улице у священника Василия, мужа её послушницы Пелагеи;
- на Пятницкой улице;
- в Сокольниках (в летней фанерной постройке);
- в 1935 году в Вишняковском переулке, недалеко от храма Николы в Кузнецах (в подвале у племянницы);
- у Никитских ворот;
- в Сергиевом Посаде (у племянника Ивана);
- в Царицыно;
- с 1942 по 1949 год в Староконюшенном переулке (в старинном деревянном особняке у Е.М. Ждановой);
- на подмосковной станции Сходня, на улице Курганная, дом 23, у Сергея Курочкина (последний земной приют).

 

Как воспринимать данную информацию решать Вам.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Книга №2 (нумерация, согласно представленному выше списку)

 

«Житие и чудеса блаженной старицы Матроны».
Издание Покровского женского монастыря, Москва, 2006 год.

 

Напомню обложку данной книги

 

dc468da9108ct.jpg 0807de6f7af1t.jpg

 

А так же, хочется напомнить цель переработки книг о Матроне-это хоть как-то, определить год, не говоря о дате, её рождения.

 

Не знаю, можно ли приводить цитаты из данной книги, так как написано, что «ни одна из частей данной книги не может быть воспроизведена ни в какой форме без письменного разрешения издательского отдела Покровского женского монастыря».

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Книга №2 (нумерация, согласно представленному выше списку)
Из рассказов Зинаиды Владимировны Ждановой:
Стр. 15
«Матушка Матрюшенька была сверстницей моей матери, Евдокии Носковой, которая также жила в селе Себине».

 

Сверстница, женск. к сверстник; женщина одинакового с кем-либо возраста; ровесница.

 

Стр. 25
«Матушка предсказала необычную судьбу и моей матери. Её слова в деревне пересмеивали, так как мать, по их понятиям, была старой девой (двадцати восьми лет), некрасивой, неграмотной…».

 

В Метрической Книге церкви села Себино за 1885 год имеется запись о рождении 29 июля у крестьянина Михаила Гаврилова и законной жены его Феоктисты (Зинаида Владимировна не раз в книге упоминает имя бабушки - Феоктиста) Ивановой девочки Евдокии.
Выходит, Матрона Никонова должна была родиться в 1885 году (по определению сверстницы) или около того. Хотя, сама З.В. Жданова указывает год рождения Матроны, как 1881. Выше, при обсуждении книги №1, уже отмечалось, Матрона Дмитриева не могла родиться в 1885 году.
Вполне можно допустить, что Матрона и была сверстницей Евдокии, родившись в 1883 году (единственный год, за который не сохранились записи о рождении в МК, см. книгу №1).

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Книга №2 (нумерация, согласно представленному выше списку)

 

Из рассказа Анны Филипповны Выборновой:
Стр. 16
«Крестили Матрену в нашем храме, в сторожке при церкви, вместе с моим папой. Сначала папу крестили, а потом её».

 

Казалось бы, верная подсказка. Были просмотрены церковные МК за десять лет, с 1880 по 1890 годы. Вообще-то нужно отметить, что имя Филипп, довольно редко встречается в этой местности. За десять лет не более шести раз встретилось это имя, три из которых в селе Себино.

 

- 10/11 (рождение/крещение) ноября 1885 Филипп Георгиев (Егоров) Носков. 11 ноября 1885 года более никого не крестили. Третьего ноября 1885 года крестили девочку именем Матрона, рожденной в деревне Колесовка, прихода церкви села Себино. Родители Михаил Иванов Страхов, Васса Иванова.

 

- 6/7 октября 1889 Филипп Иванов Обжоркин. В октябре 1889 года именем Матрона не крестили.

 

- 11/12.ноября.1889 Филипп Созонтов Каширский (предположительно). 9 ноября 1889 года крестили девочку именем Матрона, рожденной в деревне Щепина, прихода церкви села Себино. Родители Петр Михайлов Монякин, Параскева Никитина.

 

Совпадения крещения в один день Филиппа и Матроны за десять лет не выявлено.
Однако, следует напомнить, что записи о рождении в МК церкви села Себино за 1883, отсутствуют.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Книга №2 (нумерация, согласно представленному выше списку)

 

Из рассказа Ксении Ивановны Сифаровой, двоюродной сестры жены брата блаженной Матроны:

 

Стр. 17
«Вот рассказ моего дедушки. Дня за два до крестин в церковную сторожку зашел уставший прохожий, священник отец Василий из деревни Борятино, что в пяти километрах от Себина. Это было накануне какого-то праздника. Этот священник и крестил младенца Матрюшеньку».

 

Отец Василий, возможно, речь идет о приходском священнике Василии Ивановиче Троицком? Но Василий Троицкий служил в данной церкви с 1863 года и, практически, до самой смерти в 1906 году. Может отец Василий и посещал деревню Борятино, но в каком году и зачем? Деревня Орловка-Борятино относилась к приходу церкви села Хованщина, надо посмотреть МК церкви на предмет записи Троицкого как восприемника или ещё в каком качестве.

 

Вопрос о рождении Никоновой Матроны остался открытым.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Книга №2 (нумерация, согласно представленному выше списку)

 

Эти книги (№1 и №2) похожи по содержанию. Во второй книге более полно приведены рассказы односельчан, тем или иным образом связанных с жизнью Матроны. Книга менее официальна, если можно так сказать, рассказы в ней не рецензировались и в издании сохранен авторский стиль. В книге много старых фотографий Москвы и Подмосковья.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Гена. А книга 1883 года консисторская? А где второй экземпляр книги? У нас например сейчас ЗАГсы отдают МК в архив с 1875 по 1917 года

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Вам впору диссертацию писать о Матроне.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Гена. А книга 1883 года консисторская? А где второй экземпляр книги? У нас например сейчас ЗАГсы отдают МК в архив с 1875 по 1917 года

За 1883 год МК, скорее всего, консисторская, так как включает несклько приходов разных церквей. Приходской экземпляр пока мною не найден.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Вам впору диссертацию писать о Матроне.

Татьяна, спасибо за внимание, но до диссертации далеко, да и не надо. Книжицу небольшую с результатами поисков хотя бы.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

У меня еще такие есть:
М.: Даниловский благовестник, 2010. - 176 с
8c1d6355211e.jpg

 

Издание Покровского ставропигиального женского монастыря, 2004. - 128 с.
7a7c8153f131.jpg

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Юля, спасибо за внимание!
Хотелось бы их тоже полистать-почитать. Интересно, написано как в других книгах или нет?
Юля, если появиться возможность, то прошу приобрести такие или отличные от списка книги для меня.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Гена, думаю, всё тоже самое. Привезу на выставку, на которую приедешь, только напомни. На счет приобретения - не знаю. Мне кажется, что каждые пару месяцев житие переиздается. Обложка другая - текст тот же или слегка изменен.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи

Создать аккаунт

Зарегистрировать новый аккаунт в нашем сообществе. Это несложно!

Зарегистрировать новый аккаунт

Войти

Есть аккаунт? Войти.

Войти

  • Недавно просматривали   0 пользователей

    Ни один зарегистрированный пользователь не просматривает эту страницу.

×

Важная информация

Пожалуйста, прочитайте Условия использования