Перейти к публикации

Выставка "Купеческий портрет" в Историческом музее, Москва


Рекомендованные сообщения

Выставка "Купеческий портрет" в Историческом музее, Москва
16.12.2013 - 31.03.2014

 

51750a1cdf01808f8506dd663b525f48.jpg

 

Выставка купеческих портретов, принадлежащих двум коллекциям из собрания музея – живописной и дагерротипной, включая ранние фотографии, – задумана как попытка по-новому взглянуть на такое сложно определяемое историческое и художественное явление, как портрет третьего сословия старой России на протяжении более двух веков. Уникальное собрание дает возможность проследить эволюцию жанра от «купеческого» портрета к портрету купца, т.е. от костюмного и предметного изображения к психологическому портрету конкретного человека третьего сословия.

 

Портреты представителей купеческих родов XVIII – начала XIX века были заказаны и исполнены, в основном, для родовых портретных галерей. Они немногочисленны, так как создавались по поводу очень важных событий в жизни их героев, на них купцы, сохраняя свой патриархальный облик, позируют в кафтанах старорусского покроя, демонстрируют жалованные купеческие медали. Анонимные портреты «купецких людей» XVIII в. воспринимаются как выражения человеческих типов: грозная, пышущая жизненной энергией архангелогородская старуха в пунцовой душегрее и изысканная купчиха в шелковом платье с декольте и с веером в руках как будто являют два возраста жизни женщины.

 

В первой четверти XIX века в купеческих портретах фронтальное изображение фигуры на темном фоне, орнаментальная линейная композиция, плоские формы, локальные цвета переходят из одного портрета в другой. В этих портретах индивидуальны лишь лица моделей. Характер и темперамент портретируемых, а подчас даже их возраст остаются не выраженными. Не удивительно, что нам почти никогда не известны имена изображенных, как, впрочем, и имена живописцев.

 

Живописный портрет второй половины XIX – начала XX века создавал уже не родовую купеческую галерею, а череду индивидуальных образов, из которых складывался новый облик сословия. Возникшая в связи со свалившимся на нее от предыдущих поколений баснословным богатством «московская купеческая аристократия» могла позволить себе портретироваться у лучших живописцев – К.Е. Маковского, В.А. Серова, Л.О. Пастернака, А.Я. Головина. Однако диктат заказчика иногда оказывался сильнее художественного диктата живописца – и тогда, несмотря на изящные позы и безукоризненный наряд, в портрете невольно проступало лицо нувориша.

 

Портреты представителей купеческих родов начала XX века (Рябушинских, Бахрушиных, Басниных, Кузнецовых и др.) заказывались как для общественных мест – благотворительных заведений, государственных учреждений, так и для особняков «купеческой аристократии», как, например, конный портрет англомана и коллекционера Евфимии Носовой-Рябушинской, работы А.Я. Головина, напоминающий брюлловскую «Всадницу». В них появляются небывалые прежде композиционные решения: портреты парадные в рост, портреты на фоне коллекции или за столом в кабинете.

 

Дагерротипия – изысканное искусство малых форм – просуществовало недолго, с 1840-х до конца 1850-х годов, но было очень популярно в просвещенной купеческой среде, старавшейся приобрести памятную реликвию или «сувенир чувств», отличавшийся от живописного портрета камерностью и магическим жизнеподобием.

 

На выставке редкие произведения забытых художников соседствуют с шедеврами признанных мастеров, Вместе они дают возможность почувствовать силу удивительных по своей жизненной энергии личностей, прошедших в трех поколениях путь от крепостного крестьянина – до купца, предпринимателя, банкира, собирателя и, наконец, – мецената и благотворителя.
На выставке представлены предметы купеческого коллекционирования, связанные, прежде всего, с бытовой культурой третьего сословия – народный костюм и украшения, купеческие портреты и проч.

 

Издания
Каталог «Купеческий портрет XVIII - начала XX века из собрания Исторического музея»

 

Источник - сайт Исторического музея

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Спасибо за ссылку. В центральной части Москвы находится большая грузинская улица, а также и многие другие улицы.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Verba
Напишите Татьяне Леонтьевне на почту, указанную тут: http://selvolostj.narod.ru/

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.

Гость
Ответить в теме...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

 Поделиться

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу.
×
×
  • Создать...

Важная информация

Пожалуйста, прочитайте Условия использования