Перейти к публикации

фамилии д. Липелей


Рекомендованные сообщения

Уважаемый(ая) Yukon, из Вашего сообщения не понятно, хотите Вы перечислить фамилии жителей села, или наоборот пытаетесь их узнать.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

навстречу сработали )) Да что Вы ,какой я работник у Вас. Я ещё только ползаю( в форуме). А хотел я спросить и узнать историю моего села и моего рода.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Так вот и нужно было написать, что мол хочу узнать фамилии, живших в селе крестьян и историю села, а то из первого сообщения это не понятно.
Только не думайте пожалуйста, что мы здесь на форуме знаем всё. Что знаем, в том поможем. Можем подсказать, где можно найти нужную Вам информацию. Готовых сведений о Вашем роде, я думаю пока нет ни у кого. Вот если Вы сами всё найдете, тогда появится ещё одна история, каких здесь уже тысячи.
Успехов!

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Ардатовская глубинка (http://glubinkann.ru/kruglovskaya-admin-ciya/derevnya-lipelej.html)

 


Деревня Липелей Кругловской сельской администрации Ардатовского района расположена в 5 км на северо-востоке от р. п. Ардатова, между шоссе Арзамас—Саконы и Ардатов—Арзамас. Соединяется грунтовыми проселочными дорогами на севере с с.Нуча (2 км), на востоке с с. Кругловом (2 км), на юго-востоке с д. Щеточное (4 км), на юго-западе с р.п.Ардатовом, на западе с с. Поляна(3 км). Деревня стоит в месте слияния двух ручьев, текущих е юга и в 2 км севернее впадающих в р. Нучу. Один из ручьев берет начало от ключа, бьющего в 1,5 км от деревни.
Посередине деревни образовалось озеро, вдоль которого и раски­нулась деревня.
Историческую справку о д. Липелей составила в сентябре 1992 г. зав. Кругловской сельской библиотекой М. С. Голышкова по сведениям, полученным от бывшей учительницы Липелейской средней школы Александры Ивановны Кочневой (1921 г. рожде­ния).
Деревня Липелей возникла в XIII столетии. Она располагается по склонам оврага. Дно оврага было сырое, по нему текла вода, и до сих пор он называется Родник. Судя по названию деревни, ее первыми поселенцами были мордовские племена. «Лей» — овраг, «Лепе» — ольха, отсюда—Липелей.
В конце XIX—начале XXв. Липелей была уже большой деревней. В ней числилось около 200 дворов. Земля вокруг деревни принадлежа­ла барыне Серебряковой, которая жила в Ветлуге.
По документальным данным, до освобождения крестьян деревня принадлежала помещику Левашову. Согласно обследованию 1859 г., в деревне числилось 85 дворов, мужского населения было 260 чело­век, женского—263.
Деревня была расположена при прудах, в 5 верстах от р.п. Арда­това, по правую сторону от почтового тракта Арзамас — Ардатов. Деревня относилась ко второму стану Ардатовского уезда Нижего­родской губернии.
Управляющим в деревне был Гущин. Крестьянский надел состав­лял 900 десятин. Сеяли рожь, горох, овес, вику, гречиху. На лучших землях сеяли лен и коноплю. Из их семян выделывались масла. Здесь было около 30 маслобоен.
При обследовании лапотного промысла в середине 1880-х гг. в Липелее было зарегистрировано 330 душ мужского и 338 душ женско­го пола, примерно в то же время при обследовании маслобойного промысла в Липелее числилось уже 692 души (331 мужского и 361 женского пола). Число домов и в том, и в другом случае было одинаковым—91 двор.
Землевладение в деревне было общинным. По количеству земли при сопоставлении двух выше упомянутых обследований также можно отметить некоторые не соответствия.
В первом случае было зафиксировано 44 десятины усадебной и неудобной земли в совокупности, 601 десятина пахотной земли, а всего — 645 десятин. Во втором случае было зафиксировано 44 десятины усадебной земли, 11 —неудобной, 557—пахотной, а всего 612 десятин земли. В первом случае душевой надел был определен в 3,5 десятины, во втором — в 1,5 десятины и 30 саженей.
Земля в Липелее называлась «серяком», т. е. серая земля, смесь суглинка с песком. Занятия и характер жителей Нучинской волости, к которой относилась и д. Липелей в 80-хгг. Х1Хв., описывались так: «Жители Нучинской волости совсем другого сорта. Не заботясь о земле и не улучшая своего сельского хозяйства, они рассчитывают на легкие (по труду) заработки от побочного промысла... Делают и обжигают кирпич (во всей волости насчитывается до 26 кирпичных заведений), который сбывается в г. Ардатов и местным покупателям для печей и пр. (кирпич ардатовский за пределы уезда не выходит); здесь же (в Нучинской волости) существуют круподерки; жители часто отправляются в Оренбургскую губернию, в г.Троицк и другие города в пастухи и чернорабочие; есть кровельщики, маляры и т.д. Словом, народ менее, чем в Хрипуновской волости, привычны к усидчивости и занятию земледелием, ищущий легкого труда и скорой наживы. Но как народ Нучинской волости ни предприимчив сравни­тельно с хрипуновским, однако дело, при существующих сейчас условиях, не клеится. Они с года на год терпят убытки и впадают в большую и большую бедность».
В это время за Липелеем числилось 498 руб. недоимок. По прогно­зам исследователей, эта сумма со временем должна была увеличить­ся.
Поголовье домашнего скота в то время в деревне было следую­щим: лошадей—70 голов, коров—90голов, мелкого скота—155 голов.
У 8 крестьян была собственная покупная земля, всего 26 десятин земли. Размер собственного земляного надела колебался от одной до шести десятин. Кроме того, крестьяне деревни арендовали до 300 десятин земли у соседних помещиков.
Одним из важнейших промыслов, ориентированных на рынок, в д. Липелей было битье масла. Самая лучшая по качеству и ухоженная — усадебная — земля была занята в деревне под конопляники. Липелейские крестьяне продавали излишки конопляного семени на ардатовских базарах и своим односельчанам — владельцам масло­бойных заведений.
В Липелее в середине 1880-х гг. было 19 маслобоен. Крупных скупщиков масла и семени в деревне не было. Маслобойщики рабо­тали часто самостоятельно, а часто на скупщиков из других селений Ардатовского уезда.
Лен и конопля обеспечивали крестьян одеждой. В каждом доме пряли пеньку и ткали холсты. Вся одежда была своего производства, основная обувь — лапти. По производству лаптей Липелей был на втором месте в волости, на первом — Нуча, на третьем — Леметь.
Действительно, в середине 80-хгг. прошлого века д.Липелей была одним из центров лапотного промысла. Плетением лаптей в это время занималось 100 мастеров. Впрочем, в отличие от Лемети, Чуварлейки, Ужовки, Измайловки, в Липелее промысел этот не был исконным. Еще в 50-хгг. Х1Хв. на рынке не было липелеиских лаптей.
В качестве товарного и массового лапотный промысел в Липелее стал развиваться с 60-70-х гг. XIX века. Сюда он был занесен из Нучи, которая в свою очередь переняла этот промысел в д. Ужовке (Котовской волости).
Своего липняка у кустарей Липелея не было, поэтому лыко для промысла они были вынуждены покупать в Ардатове у леметских или ужовских крестьян. Связка лык на базаре стоила 30 коп. Чтобы обеспечить себя материалом на год, липелейскому лапотнику требо­валось затратить не менее 3 0 руб. В Липелее плели и мелкие лапти— самый изящный и прочный вариант лаптей. Для их заплетания требо­вались усидчивость, аккуратность. Лапти состояли из мелких поло­сок самого прочного лыка, сдирок на эти лапти не использовалось. В день мастер мог изготовить не более 4 пар таких лаптей, из связки лык выходило не более 8 пар. На месяц интенсивной носки хватало одной пары мелких лаптей, кроме того, при необходимости их, в отличие от некрещеных лаптей, всегда можно было починить. На ардатовских базарах такие лапти стоили 8 коп. за пару. Мастер мог в течение года изготовить 800 пар лаптей на сумму 64 руб. Если вычесть отсюда затраты на покупку лыка, то чистый доход липелеиских кустарей был в среднем на 12 руб. ниже, чем доход, например, леметских кустарей или кустарей других лапотных селений Котовской волости.
В 1885 г. староста С. Зотов привез один мешок картофеля для раздачи крестьянам на семена, но крестьяне не захотели принять новую культуру. Он посадил ее на своей усадьбе, а осенью мужики попробовали ее на маслобойне с маслом, она им понравилась, и они стали сажать ее на своих усадьбах. С этих пор картофель вошел в севооборот крестьян.
Земли было мало, урожай плохой, не хватало хлеба, крестьяне уходили на заработки. В основном в Липелее были мастера по каменному делу. Печники, каменщики работали в Ардатове, уходили и далеко, в другие города. Многие здания в Ардатове были построены руками липелейских каменщиков и даже по их чертежам. Нынешние здания районной библиотеки и школы№ 1 были построены по черте­жам мастера-самоучки Петра Андриановича Голышкова.
Демографическая ситуация в деревне и ее организационное состо­яние с 1880-х гг. по 1912 г. изменились следующим образом: в 1897 г. в деревне проживало 812 жителей: 400 местных и 12 пришлых мужчин, 391 местная и 9 пришлых женщин.
Деревня Липелей (другие названия: Липели, Лепелей) входила в состав Нучинской волости Ардатовского уезда Нижегородской гу­бернии. В1910 г. в Липелее числилось 184 двора, составлявших одно крестьянское общество. В 1912г. число дворов увеличилось до 219. В то время здесь проживало 894 человека. Крестьяне держали всего 330 голов домашнего скота.
В начале XX в. в деревне действовала бакалейно-галантерейная лавка. Она принадлежала Е. Н. Доныииной.
Культурный уровень деревни был низкий. Население жило плохо, домики в три окошечка со ставнями, мебель—стол и лавка, деревян­ная кровать; маленькая керосиновая лампа.
Население было почти неграмотное. Первая школа была постро­ена в 1916 г. подрядчиком Рубцовым. Первая учительница— Ольга Ивановна Видяева.
По документальным данным, в Липелее уже в 1914 г. была начальная школа.
В 1917 г. в Липелее существовала революционная группа. В нее входили Иван Алексеевич Сиднев, П.А.Голышков, М.В.Денисов, Т.Е. Козырев и др.
Они имели связь и с передовыми людьми с. Лемети, которыми руководила учительница. Во время революции И.А. Сиднев перевер­нул портрет царя вверх ногами. Портрет этот висел в Нучинском волостном правлении. За это И. А. Сиднев был судим.
Советская власть устанавливалась мирным путем. Колхоз органи­зовался в 1932 г. Первым председателем был В. А. Денисов.
Колхоз креп, набирал силу, но мирной жизни помешала война. Почти 40 человек погибли на фронтах Великой Отечественной войны. Женщины и дети заменяли на полях своих отцов и мужей. Серпами убирали весь выращенный урожай. Особенно отличилась бригада Е.С.Тиминой.
В 1950 г. объединились 3 хозяйства—Нуча, Круглово и Липелей. Центральная усадьба была в Нуче. Руководили колхозом В.И. Бала­шов, О.Любавин. Но колхоз при них был в числе отстающих.
С приходом председателя колхоза двадцатипятитысячника И. К. Шишина колхоз стал крепнуть, набирать силу и вышел в передовые колхозы района.
В 1960 г. произошло слияние с ризадеевским колхозом. Центр хозяйства перенесли в с. Круглово, а в последующем и колхоз стал называться «Кругловским». С 1962 г. и по сей день руководит колхозом Степан Семенович Матвеев.
По данным обследования 1978 г., в селе числилось 92 хозяйства, проживало 265 человек (112 мужского и 153 женского пола).
Не узнать Липелея в настоящее время, молодежь почти вся остается в родной деревне, построили новые добротные дома, в домах новая современ­ная мебель, водопровод, газовые установки. Появились видеомагнитофоны, легковые машины.
В 1992 г. в селе имелось 85 хозяйств, численность населения составляла 183 человека (85 мужского и 98 женского пола), жители держали 141 голову скота, в том числе 40 коров.
В настоящее время д. Липелей является подсобным хозяйством Выксунского металлургического завода. Труженики села стали работниками подсобного хозяйства.
В деревне действуют клуб (1965 г. постройки), начальная школа на 50 ученических мест (1969 г. постройки), магазин (1960 г. постройки).

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Селезнева Н.Т. Свадьба в селе Липелей Ардатовского района Горьковской области (Публ. Гусаровой Т.В.). (12.78 Kb)

 

(http://www.opentextnn.ru/museum/nn/aetnolog/familisrite/?id=1367 Сайт "Открытый текст")

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Дивеевский скит. Село Нуча. Царский крест
http://www.proza.ru/avtor/ekbasova
Елизавета Басова

 

Приходская церковь д. Липелей
...
Село Нуча Ардатовского района Нижегородской области расположено в 6-ти км. от г. Ардатова, между двумя шоссе, идущими на село Саконы (Муромское направление) и на город Арзамас. Село стоит на реке Нуча, которая впадает в реку Тешу и является ее левым притоком.
Село основано в начале XVI века и впервые упоминается в «Арзамасских поместных актах (1578-1618)» за 1593 год. Название села дано по реке. По преданию, во время похода на Казань, войско Царя Ивана Грозного через дремучие леса на хорошую дорогу провели жители села Моляксы. Государь повелел построить каменную церковь и остановился возле неизвестной речки чаю попить. Поднесли ему чашку, он выпил и говорит: «Ну, и чай!» А река с тех пор называется Нуча.
До 1610 года деревней Нуча владели братья Соловцовы Павел и Остафей 1616 года Яков Павлович Соловцов, дворянин Василий Иванович Жуков, а с 1627 года еще и Левашов Федор Васильевич. В 1784 году селом владели Ивановы Петр и Александр Ивановичи, Татищев Петр Васильевич, Мантуров Федор Васильевич.
Дворяне Левашовы и Словцовы являлись строителями церкви в селе Нуча. Левашовы имели земли в деревнях Шпага и Липелей, а Словцовы в деревне Леметь.
Строителю Саровского монастыря о. Пахомию Владимирским Епархиальным Начальством было предписано освятить церковь в селе Нуча - так 13 июня 1787 года в день памяти мученицы Акилины при Спасской церкви был освящен придел во имя Святителя Николая Чудотворца. Существует предание, что на освящение придела в церкви с. Нучи о. Пахомий брал с собой иеродиакона Серафима (будущего святого преподобного Серафима Саровского Чудотворца). На освящение была приглашена и Александра Мельгунова - первоначальница Дивеевского монастыря многим помогавшая храму.
С тех пор история храма постоянно переплетается с историей Дивеевской обители.
Так два года спустя 13 июня 1789 года на первый день Святой Пасхи умер Александр Степанович Словцов, много помогавший Саровскому монастырю деньгами и хлебом, поэтому и похоронить своего благодетеля саровские монахи решили у себя возле церкви Живоносного Источника.
о. Пахомий с казначеем о. Исаией и иеродиаконом о. Серафимом направились в село Леметь, находившееся в 6 километрах от нынешнего города Ардатова для организации похорон почившего благодетеля и по дороге заехали в Дивеево навестить Агафью Семеновну Мельгунову, высокочтимую всеми старицу и благодетельницу. Мать Александра была больна… Она просила о.Пахомия и иеродиакона Серафима не оставлять ее обители, как Царица Небесная Сама наставит.
В тот же день 13 июня старица Агафья Семеновна скончалась и Саровские старцы на обратном пути успели как раз к ее погребению. Первоначальницу Дивеевской общины прославили в 2001 году в лике святых.
В «Ведомости о церквах и церковнослужителях за 1790 год» записано, что церковь в с.Нуча во всем достойная, «священнослужители в должностях исправны и состояния похвального», «поучения воскресного и праздничного дня читаются … суеверий и записных раскольников не имеется».
В «Ведомости о церквах…» за 1799-1820 г.г. отмечалось, что зданию церкви требуется капитальный ремонт: «на придельной Николаевской церкви крыша ветха… надувает снегом и наливает дождем» (1799 г.); «…на колокольне щекотурка вся отпала» (1818 г.); «а в приделе Александра Свирского щекотурка внутри вся отпала…» (1820). Как видно из Летописи: Спасская церковь к 1820 году требовала капитального ремонта… Часть села Нуча в то время по наследству досталась юным сиротам Михаилу и Елене Мантуровым. Михаил Васильевич был помещиком и жил там с сестрой Еленой и с женой Анной Михайловной (лютеранкой). Неожиданно он заболел и не найдя спасения у врачей отправился за 40 верст в Саров к о. Серафиму.
Батюшка Серафим не оставил Дивеевской обители, но руководил ее устройством из Сарова. Поэтому ему нужен был помощник, который непосредственно заведовал бы всем делом на месте, и притом был преданным и совершенно послушным о.Серафиму. Такого служку и послал Бог старцу в лице Михаила Васильевича Мантурова. Встреча со Старцем радикально меняет жизнь этих помещиков и чудесно исцеленный Мантуров, принимает на себя подвиг самопроизвольной нищеты и по благословению батюшки Серафима в 1822 году продает имение в Нуче, отпускает на свободу крепостных и переезжает на жительство в с.Дивеево, купив 15 десятин земли на указанном ему месте для будущей обители.... Позже на вырученные от продажи имения средства он пристраивает к паперти Казанского храма в Дивееве две церкви (во имя Рождества Христова и во имя Рождества Богородицы), а также покупает земельный участок под Троицкий собор будущего монастыря, где ныне почивают мощи преподобного Серафима Саровского.
Михаил Мантуров становится самым близким и любимым учеником прп. Серафима - Мишенькой - как величал его преподобный.
Так по Промыслу Божиему в 1824 году «тщанием помещика Василия Яковлевича Левашова с прихожанами» начался ремонт храма в с. Нуча. А в 1827 г. Спасская церковь «по… указным предписаниям возобновлена вновь» и к ней пристраивается трапезная.
Елена Мантурова добровольно отошла ко Господу 28 мая 1832 году вместо своего смертельно заболевшего брата «за святое послушание старцу» (причислена к лику святых в 2001 г. как Елена Дивеевская). В Нуче сохранились могилы Василия и Анны - родителей преподобной Елены и Михаила Мантурова.
Документы Нижегородской Духовной Консистории свидетельствуют о благоустроении и благоукрашении церкви в с. Нуче. Так по сведениям 1839 года «… по внутреннему и внешнему состоянию Спасской церкви ветхостей не усмотрено» … «иконоствсы позолощены и окрашены». А в 1852 году Епископ Иеремея, объезжая вверенную ему Епархию, посетил с.Нучу. Осмотрев церковь, «изъявил свою Архипастырскую признательность и благословение».
В «Объездном журнале за 1863 год» благочинный протоиерей Александр Пальмов о Спасской церкви с.Нучи записал: «… чистота и порядок в церкви наблюдается во всем; причт живет между собой в любви и согласии. Прихожане в отношении к Священнику почтительны, к церкви усердны и в исполнении Христианского долга рачительны в знании предметов веры». В селе имеется церковно-приходская школа. В 1860-е годы Нуча – центр волости. Крестьяне села занимались хлебопашеством, среди промыслов преобладали: маслобойный (по выработке конопляного и льняного масел), производство кирпича, плетение лаптей, которыми снабжались еще и Воронежская, Тульская, Витебская губернии. С середины 19 века крестьяне Нучинской волости в большом количестве нанимались пастухами в южные губернии России.
В Епархиальных Ведомостях за 1904 год записано: по свидетельству надписи, построена в 1595 году и значится как церковь в честь Всемилостивого Спаса с престолами:
- главный холодный в честь Всемилостивого Спаса Происходящих Честных Древ Животворящего Креста Господня;
- правый придел теплый, во имя Святителя и Чудотворца Николая Мирликийского;
- левый придел с северной стороны преподобного Александра Свирского; - в первом ярусе колокольни – иконы Божией Матери Казанская. Последними помещиками в селе Нуча, вплоть до революции 1917 года, были Левашовы и Юргины.
В 1937 г. храм закрывают. Последний священник иерей Андрей (Дроздов) репрессирован. Одно время храм в Нуче служил прибежищем для схимонахини Маргариты - единственной дивеевской монахини, дожившей потом до возобновления монастыря.
К концу 20 века некогда богатое село почти вымерло. Из 400 дворов осталось 12. Прекрасные пруды высохли, красивейший храм стоял в чистом поле…
Распоряжением Владыки Георгия, Архиепископа Нижегородского и Арзамасского от 17 мая 2007 благословляется при Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском женском монастыре основать скит в честь Всемилостивого Спаса в селе Нуча. Из-за малого числа насельниц решено было приписать его пока к Дивеевскому скиту в селе Автодеево (скитоначальница монахиня Феофония Удальцова).
В настоящее время скит живет трудами и молитвами пяти сестер. Позолоченный крест, установленный на колокольне еще в Царской России, сияет с надеждой на скорое восстановление старинного храма Всемилостивого Спаса.
27 июля 2009 года в селе Нуче остановится Крестный ход Павлово-Дивеево. Он совершается ежегодно на протяжении 17 лет. Приглашаем всех православных паломников посетить наш скит и помолиться в старинном храме Всемилостивого Спаса.
Наш адрес:
607142, Нижегородская обл., Ардатовский р-н, п/о Круглово, с. Нуча, Скит Всемилостивого Спаса. моб.тел. +7 916 127 89 27 http://www.4udel.nne.ru/ Паломнический центр Дивеевского монастыря ежедневно с 8 до 21 часа тел. 8-83134-3-00-23, тел./факс 8-83134-4-34-45

 

http://www.proza.ru/2009/07/08/38
© Copyright: Елизавета Басова, 2009
Свидетельство о публикации №2907080038

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.

Гость
Ответить в теме...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

 Поделиться

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу.
...
×
×
  • Создать...

Важная информация

Пожалуйста, прочитайте Условия использования