Перейти к контенту
Николай Чернухин (Энич)

О рождении, крещении, бракосочетании и иных событиях в личной жизни

Рекомендуемые сообщения

Есть смысл на частных примерах и рассказах, поисках и находках,
аккумулировать в данной теме разного рода образцы и копии документов,
которые сопровождали человека в его жизни,
а равно как поиск решений и ответов по всякого рода пятнам в родовой истории.
-----------------------
Надеюсь на востребованность темы и её развитие.

 


Уважаемые знатоки, подскажите несведущему по следующему вопросу.
Мой дед, Виталий Андреевич Корчагин, родился в 1909 год в селе Приютном Черноярского уезда Астраханской губернии.
Имя не такое уж и распространённое, по крайней мере, в нашем селе я более не знал ни одного Виталия, а только Викторов.
После долгих и мучительных "пыток" моих родственников, они говорят, что родился он примерно в начале лета 1909 года.
Но по святкам Виталий есть в мае:
- 5 мая: Виталий Александрийский, прп.
-11 мая: Виталий Керкирский, мч.
---
И вот какой любопытный факт всплывает.
По Астраханским Епархиальным Ведомостям за 1909 год известно,
что в село Приютное 9 июня 1909 года прибыл и заступил на службу священником в Храм Воздвижения Креста Господня
Виталий Генерозов (служил он священником в нашем храме до 6 июня 1917 года).
Скорее всего, как мне представляется (но что не факт, конечно же), он и дал моему деду при крещении имя, которое и сам носил,
потому как данное имя не так уж и часто встречается, да и по жизни меж собой деда редко звали именно Виталием,
а больше Витькой и Виктором, равно как и мою маму часто зовут по отчеству то Витальевной, то Викторовной, хотя по метрикам она Витальевна.
Что может также косвенно говорить, что дед родился 9 или днями позже июня.
Не мог ли батюшка одновременно и в восприемники пойти, и в таком случае он сам ли совершал обряд крещения?
Ведь в храме, кроме него служили ещё в тот момент дьякон Леонид Кутлинский и исполняющий дела псаломщика Василий Навычелов.
Буду весьма признателен за помощь в решении моих догадок.
Спасибо!

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Николай, не забудь разницу между календарями. Дед мог фактически 18 или 24 мая отмечать свой ДР всю жизнь. Это я к тому, что очень близко к началу лета.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Понял, спасибо, но меня больше интересует священник, который (по старому исчислению) прибыл в село 9 июня, и не в итоге ли этого события мой дед оказался его тёзкой?

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Понял, спасибо, но меня больше интересует священник, который (по старому исчислению) прибыл в село 9 июня, и не в итоге ли этого события мой дед оказался его тёзкой?

Ну что сказать... Имя свое мог дать, быть восприемником вряд ли. В принципе, последнее допустимо, но крайних случаях.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
...
Я изменила даты, 13 дней же разница. И ты где-то ошибся 9 июня или июля?

Июня, опечатка, плиз, - исправил у себя в сообщении.
Про святки, 13 дней понятно.
Но, ещё раз уточняю, не могло же быть простым совпадением появление в селе нового священника с именем Виталий, и нехарактерным для селян именем моего деда, Виталий, данным ему при крещении именно в тот промежуток времени?
Если простое совпадение, тогда вопросов нет, но если всё же можно предположить, что именно новый священник крестил деда, дав, хоть и по ближайшим святцам, но своё имя младенцу.
Если есть хоть малейшая зацепка, тогда можно сузить параметры именно даты рождения моего деда.
В крёстных у деда вроде бы по неподтверждённым данным ходили младший брат отца моего деда и младшая двоюродная сестра матери моего деда.
И вот интересно, мог бы в восприемниках и сам священник быть?
И если мог, то он сам же и крестил, или диакон?
Сделал для наглядности реконструкцию выписи от 1911 года, которая вполне себе могла понадобиться отцу моего деда, которого в то время забрали в армию (по крайней мере именно с 1911 года мой дед начал расти без отца, а затем его отец где-то в промежутке 1914-15 годов то ли помер, то ли погиб).
Может так проще с наглядным пособием ответить мне на интересующие меня вопросы:

 

6ffec72807e77931e208ddbffe0ba80b.jpg

 

----
Примечание.
Служители Храма Воздвижения Креста Господня в селе Приютном в период с 1909 по 1911 годы:
- Священник Виталий Генерозов - в должности с 9 июня 1909 по 6 июня 1917 года,
- Диакон Леонид Кутлинский - в должности с 1 декабря 1905 по 16 марта 1912 года,
- И.д. псаломщика Василий Чавычелов - в должности с 22 мая 1909 по 19 сентября 1912 года.
(Все даты по старому стилю)

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Николай, дьякон крестить не мог, это исключено!
Скорее всего, что твой дед родился именно 5 или 11 мая и одинаковое имя со священником - совпадение. Существует вероятность, что дед родился 5 или 11 мая, а крещен после 9 июня.
Есть ли в эти даты 5 и 11 мая другие имена в святцах? Если да, то вполне вероятно, что крестил деда священник и нарек по святым в дату рождения и конечно, выбрал свое имя. Хотя надо признать, что имена выбирают родители, но священник может влиять.
Есть примеры, когда имена давались не по святцам. В случае крестьян (в отличии от господ) священник мог за это получить нагоняй. По крайней мере, должен был писать объяснительную.
Крестными чаще всего были родственники, причем чаще всего молодые, здесь нет причин не доверять рассказам родственников.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Крестить и быть восприемником священник мог быть только в случае, если ребенок при смерти, а вокруг никого нет, либо если людей полно, но все другой веры.
В другом случае, чтобы стать, по каким-то причинам, восприемником, священник должен пригласить для крещения другого священника.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Понял - важное для меня уточнение.
Спасибо!

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Николай, дьякон крестить не мог, это исключено!
Скорее всего, что твой дед родился именно 5 или 11 мая и одинаковое имя со священником - совпадение. Существует вероятность, что дед родился 5 или 11 мая, а крещен после 9 июня.
...
Крестными чаще всего были родственники, причем чаще всего молодые, здесь нет причин не доверять рассказам родственников.

Тоже спасибо, так как важно!

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
...
Есть ли в эти даты 5 и 11 мая другие имена в святцах? Если да, то вполне вероятно, что крестил деда священник и нарек по святым в дату рождения и конечно, выбрал свое имя. Хотя надо признать, что имена выбирают родители, но священник может влиять.
...

Более внимательно пересмотрю святцы.
Дело в том, в качестве дополнения, более ни у кого из родственников это имя не встречается.
Если полно Василиев, Николаев, Иванов, Дмитриев, есть и Викторы, и Юрии, и некоторые другие, но из всех известных мне мужчин в роду - Виталий встречается единожды.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
...Хотя надо признать, что имена выбирают родители, но священник может влиять.

 

судя по воспоминаниям старожил и МК моих сел , имена давал священник по святцам, и если родители хотели "выбрать" имя, то приносили подарки священнику. Поэтому, часто в одной семье могло оказаться пара Иванов и трое Надежд :P

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Так все верно! Родители имя выбирали тоже по святцам, но последнее слово было за священником. Бывали вредные батюшки и нарекали детишек не так, как хотели родители, вот последние и несли подарочки.

 

Кроме того, родители могли доверить священнику наречь ребеночка, а он имел право дать имя святого, память которого чтится:
в день рождения, в день крещения, на 8 день после рождения, в день чтения молитвы новорожденному или даже в любой другой ближайший к вышеперечисленным событиям.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Николай, я тебе советую почитать книгу:
http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_Bog...sluzhitelja/#2d
только найди главу о таинствах, а то с начала содержания можно подумать, что я тебя не туда отправила :)
Думаю, что назвал в честь себя, возможно твой дед был одиним из первых мальчиков, крещенных им в этой церкви. Привязываться с датой к святцам обычно можно, но тут слишком большая разница получается: конец апреля (а не май) и начало лета. Прямого запрета давать имена православные, но не близкие к дате рождения/крещения не было, хотя как традиция это существовало. В общем почитай, думаю, часть ответов точно узнаешь. Еще бы лучше найти книгу с тем же названием, но изданную вроде в 1912 г., автор, опять же вроде Булгаков (точно помню, что 20 век и фамилия автора или составителя была, и ее тоже в сети видела много лет назад).

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Так все верно! Родители имя выбирали тоже по святцам, но последнее слово было за священником.
...

Посмотрел период май - июнь:
Полный календарь православных именин
Поверен Московской Патриархией
(даты даны по новому стилю)

То есть не забыть бы сминусовать 13 дней:
- 5 мая: Виталий, Всеволод, Гавриил, Климент, Лука, Нафанаил, Фёдор - по старому стилю получается 23 апреля - до лета слишком ещё далековасто.
- 11 мая: Авксентий, Виталий, Дада, Евсевий, Ефрасий (Евфрасий), Зенон, Иакисхол, Квинтилиан (Кинтилиан), Керкира, Кирилл, Максим, Маммий, Марсалий, Мурин, Неон, Сатурнил (Саторнил, Саторний), Сосипатр, Фавстиан (Фавстин), Януарий (Ианнуарий), Ясон (Иасон) - по ст.ст. 29 апреля - не намного ближе.
Далее по 30 июня нового стиля включительно данное имя в святцах не встречается, а дальше, думаю, смысла нет смотреть.
По Святцам всего в православном Месяцеслове не так и много именин с данным именем (по новому стилю):
ВИТАЛИЙ:
Виталий Александрийский прп. 5 мая
Виталий Газский прп. 24 января
Виталий Керкирский мч. 11 мая
Виталий Римлянин мч. 7 февраля
Источник.
---
Итого, что мы можем предположить, исходя из всех мнений вышесказанных.
Батюшка, Виталий Генерозов, прибыл к новому месту службы 9 июня старого стиля.
А здесь в эти дни как раз и младенец мужского пола на свет Божий народился.
И это было, скорее всего в самом предверии прибытия нового батюшки, так как он, скорее всего, и крестил ребёночка в честь вмч. Виталия, имя которого он сам и носил,
и что никак не совпадало на тот момент со святцами, или в первые дни своего прибытия в храм, что позволяет сделать предположение о рождении мальчика
где-то в период между 9 - максимум может быть 11-12-13 числами, и скорее всего этот мальчик был первым крещённым новым батюшкой, так как никто
из ровесником моего деда более не имел такого имени.

 

А если бы до прибытия нового батюшки был факт крещения, то вряд ли предыдущий священник, Иоанн Савичев, дал бы подобное имя ребёнку, а скорее всего по святцам.
---
Как считаете, в таком предположении максимум истины?

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Я не встречалась со случаями, когда священник давал свое имя.
А что произошло с прежним священником? Далеко ли ближайший приход?
Младенца могли не крестить 40 дней и даже больше.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
...
А что произошло с прежним священником? Далеко ли ближайший приход?
Младенца могли не крестить 40 дней и даже больше.

Может и не могли, но ведь мама моя, хоть точно и не помнит день рождения своего отца, но на пару со своей сестрой утверждают, что "папанька родився литом у девятом году".
Вот себе такой первый случай и мог быть.

 

Вот данные о предыдущем священнике:

 

АЕВ, №12 15.06.1909

 

Савичев Иоанн священнослужитель Приютное
священник
перемещен на вакансию священника в с. Ушаковку Черноярского уезда
9 июня Черноярский уезд

 

Это очень далеко от нашего села - км не менее 200.
Ушаковка — село в северной части Черноярского района Астраханской области России.
Административный центр и единственный населённый пункт муниципального образования «Село Ушаковка»
со статусом сельского поселения.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Более-менее мне картина представляется ясной, хоть и с оговорками.

 

Теперь у меня ещё один вопрос - по моей бабушке, маме моей мамы, и соответственно жене моего дедушки, о котором речь шла выше.
В паспорте у неё стояла дата рождения 10 августа 1914 года, но она рассказывала, что родилась она в 14-м году не в августе, а на Троицу, а 10 августа типа поставили, когда выдавали паспорта после войны, примерно.
По православному церковному календарю нам известно, что праздник Троицы в тот год начался 25 мая 1914 года по ст. стилю.
Также мы предполагаем, что священники всё же придерживались Святцев, и именины Феодосии припадают в тот год на 29 мая 1914 года по ст. ст.
Зная эти три отправные точки (Троица, именины Феодосии, воспоминания бабушки - что родилась на Троицу), с какой долей уверенности мы можем считать, что она всё же родилась в 1914 году не 10 августа, как по паспорту, а в период между 25 - 29 мая по ст.ст. 1914г.?
Для наглядности, чтобы проще было ориентироваться, прилагаю образец выписи, который по каким-либо причинам мог бы понадобиться её родтелям в те годы.

 

22ba34ba5ec7757b092be2a4e3776e13.jpg

 

---
Священник был тот же в тот период, а диакон и псаломщик сменились.
Сроки для образца выписи взял примерные, с учётом того, что 4 октября 1914 года скончался и.д. псаломщика Игнатий Кучеренко, а вот кто был после него, что-то никак не вспомню или не найду в своих записях.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Батюшка, Виталий Генерозов, прибыл к новому месту службы 9 июня старого стиля.

Не думаю, обычно на несколько дней позже.
с какой долей уверенности мы можем считать, что она всё же родилась в 1914 году не 10 августа, как по паспорту, а в период между 25 - 29 мая по ст.ст. 1914г.?

С большой долей уверенности.

 

А что, реальных метрик не сохранилось в архиве?

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Батюшка, Виталий Генерозов, прибыл к новому месту службы 9 июня старого стиля.

Не думаю, обычно на несколько дней позже.
с какой долей уверенности мы можем считать, что она всё же родилась в 1914 году не 10 августа, как по паспорту, а в период между 25 - 29 мая по ст.ст. 1914г.?

С большой долей уверенности.

 

А что, реальных метрик не сохранилось в архиве?


Мне думается, что здесь несколько дней роли особой уже не играют, всё равно дата рождения "крутится" около дня прибытия нового священника в связи с именем этого нового священника, а не к святочному дню, от которого уж слишком много прошло времени.
По поводу второго ответа - понял, спасибо!
В Астраханском архиве в его фондах есть только одна метрическая книга по интересующим меня сёлам - по Крестам за 1893 год.
По Приютному у них один ответ - ничего не сохранилось.
Меня при этом вот что поражает - в войну что они там метриками печки топили в Астрахани?
Ведь город не был в оккупации, да и возможность вывоза документов из Астрахани в сторону Казахстана и Урала никем не перекрывалась, если в том была нужда.
Так вот и интересно, куда всё подевалось?
Ладно, пусть метрики из церквей указанных сёл (Приютное и Кресты), которые были в оккупации, пропали, сгорели, уничтожены в сельсоветах или там ЗАГСах, а вот куда делись вторые, консисторские экземпляры из Астраханской Духовной Епархии, которая в Астрахани располагалась?
Не понимаю!!!
Думаю, вот брошу медицину и поеду в Астрахань ночным сторожем в архив устраиваться, с правом предоставления ночлёжки в какой-нибудь каморке внутри самого здания архива - но не примут же, а если примут, то не пустят.
Блин, достал меня этот архив, и знакомых нет там.
Хотя надо им и спасибо сказать: с десятых попыток всё же некоторые документы они там понаходили.
Те же ревизии за 1858 год, хотя до этого также неоднократно писали, что ничего нет.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Кстати, картинки - это не метрики - это фантазия, основанная на воспоминаниях моих предков.
Марки гербовых сборов тоже я нарисовал, но отталкиваясь от подлинников.
Так что им не надо придавать какого-либо значения.
Это фантазия, как бы это всё могло выглядеть, ну и для наглядности - иногда словами труднее бывает передать все тонкости вопроса, проще иногда рисунком.
Для книги рисую.
Но имена все подлинные, в т.ч. и служителей храма, в том числе и по периодам их службы.

 

Сегодня вот ещё прислали из Первомайки (бывшие Кресты) копию домовой книги сельсовета за 1949 год - ничего там такого тоже не оказалось - №124: ФИО деда, кто таков, когда выдан пачпорт, серия-номер, на пять лет - и усё.
А вот что надо - нет ничего.
0a99719e838378f583f28223205f3406.jpg
И, кстати, у всех серия паспорта стоит, а ему и её забыли прописать, во дают, работнички.

 

По другим Чернухиным стопы бумаг находятся, повторные метрики попадаются, выданные после войны, а вот по моим - ну как и не жили будто, как будто у меня предки марсиане какие-то... или штирлицами работали.
Мне Бочаров Анатолий (работает сейчас над книгой и сидит в РайЗАГСе района - кучу бумаг оттуда по родственникам присылает, но только вот ни деда, ни бабки, ни их родителей почему-то нет там, а вот по другим - есть).
Тоже и по Корчагиным - мильЁн всяких Корчагиных, а вот про деда нет.
В наградных документах, у меня под боком его орденская книжка лежит и другие удостоверения, даже имя неправильно указано - везде Виктор, нигде нет Виталия, а по паспорту был Виталий, и мама моя по свидетельству о рождении Витальевна.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

В селе до сих пор жива какая-то юродная сестра моего деда, ей уже 100 лет или около того, её сестра моя пытает про дядю её Гаврилу что-нить рассказать.
Ответ: "про Гаврюшку, что лить, не помню ничаво про яго" - и весь сказ.
Вот, что Гаврюшка - это помнит, а о нём - ничего не помнит.
Что за память такая.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Ну вот бывают такие люди... как заколдованные... У меня прабабушки такие: у одной с именем что-то все не так было, у второй фамилию родственники попутали, никак не могла понять, из какой она семьи, третья так всех с возрастом обманула, что мне только скандал с небесной канцелярией помог, но это все еще цветочки, от четвертой есть только имя и мифическое предположение фамилии и места рождения, но с моими данными эти предположения не стыкуются. И проверить самой реально невозможно - по-арабски не читаю совсем :) да и МК нет за нужные годы, хоть бы и читала...

в войну что они там метриками печки топили в Астрахани?

Могли.
возможность вывоза документов из Астрахани в сторону Казахстана и Урала никем не перекрывалась, если в том была нужда.

Могли разбомбить по дороге, могли не вернуть оттуда, куда вывезли. Мне рассказывал краевед историю эвакуации архива одного завода: остатки документов он нашел по пути следования эшелона, причем благодаря тому, что или сам с ним был, или успел поговорить с сопровождавшими (этот нюанс не помню, а спросить уже некого).
ночным сторожем в архив устраиваться

Нет, иди сотрудником хранилища, там всегда нехватка мужчин, а надо тяжести таскать :)
с десятых попыток всё же некоторые документы они там понаходили

Видимо, там многое не разобрано, не описано как следует. остается надеяться, что найдут хоть что-то.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Ира, два последних твоих умозаключения вселяют-таки оптимистичность: может и вправду, не всё ещё потеряно, и есть ещё шансы найти дополнительную информацию.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Подскажите ещё один момент.
В 1923 году, 29 декабря, у моих деда с бабушкой родился первенец, старший брат моего отца.
В стране времена в те годы были лихие.
Вполне себе возможно родители новорожденного пошли в ближайшие дни, может уже и после Нового года, регистрировать ребёнка в местный сельсовет, дабы выправить ему метрику.
А у его родителей какие должны были быть документы, удостоверяющие личность, и вообще нужны ли они тогда были?
Вот, к примеру, пришли они в сельсовет зарегистрировать новорожденного, а у них и самих никаких метрик нет - могли ли им также в тот момент справить метрику о рождении, к примеру в таком, показанном ниже на рисунке исполнении, или всё же они обязаны были к тому времени иметь какие-либо удостоверяющие личность документы?
Примеры для наглядности ниже.
К примеру, так:
40eb96e38731d179a6bd12dadeed9d5a.jpg
или так:
2bcceffee1a8c8bae8ed5893a74cd790.jpg

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи

Создать аккаунт

Зарегистрировать новый аккаунт в нашем сообществе. Это несложно!

Зарегистрировать новый аккаунт

Войти

Есть аккаунт? Войти.

Войти

  • Недавно просматривали   0 пользователей

    Ни один зарегистрированный пользователь не просматривает эту страницу.

×

Важная информация

Пожалуйста, прочитайте Условия использования