Перейти к публикации

Надежда Петровна Ламанова в воспоминаниях современников


Рекомендованные сообщения

Доброго вечера уважаемые форумчане.
Позволю внести, насколько это возможно, небольшую лепту в сбор информации о Надежде Петровне.
Приведенный ниже текст является частью интервью известного историка моды Ольги Борисовны Вайнштейн с актрисой и режиссером Мосфильма Марией Яковлевной Заржицкой (1906-2002). Так получилось, что наша семья оказалась связанной узами свойства с семейством Заржицких. С полным текстом интервью ("МОЕ ЛЮБИМОЕ ПЛАТЬЕ. ПОРТНИХА КАК КУЛЬТУРНЫЙ ГЕРОЙ В СОВЕТСКОЙ РОССИИ") можно ознакомиться по адресу: "http://stengazeta.net/?p=10003793"

 

"...Единственным исключением из сложившейся системы был салон знаменитого дизайнера Надежды Ламановой. Заметим сразу, что хотя в нынешней истории моды она обычно именуется «дизайнером», современники Ламановой нередко по старинке называли ее портнихой. Сшить платье у Ламановой почиталось за большую удачу, хотя, правда, и здесь воспоминания современников существенно корректируют легенду.
Мария Заржицкая (МЗ): «А, вот насчет Ламановой. Ламанова мне сшила платье. Я должна вам сказать: конечно, она была прекрасный модельер, но далеко не всем сама все шила. И даже, может, я не знаю, кому она там шила. Но у нее была целая мастерская. При этом там были швеи, и были еще надомницы. И там мне сшили такое платье, что было хуже всех моих платьев.
ОВ: Надо же! То есть у нее все на поток было поставлено?
МЗ: Да! Мне все шили ее помощницы. Да, она далеко не всем шила. Но она была действительно самая знаменитая портниха. Она не считалась модельершей. Она называлась портнихой. Это была, конечно, звезда» (Заржицкая 1997).
Как видим, материалы устной истории дают несколько иную картину. Когда вместо Ламановой действовали ее помощницы и срабатывал метод «коллективного» пошива, качество ее платьев ухудшалось. Ламанова лично занималась (создавала модели, закалывая ткани на фигуре) только платьями для знаменитостей — актрис, дам из партийных кругов. Как мы помним, Вера Викторовна Карахан, одна из героинь истории, рассказанной Лидией Поповой, имела в своем гардеробе несколько платьев от Ламановой, но не могла надеть их на прием в 1934 году, опасаясь прослыть буржуазной модницей. Таким образом, хотя Ламанова до войны активно делала костюмы для театра и кино, некоторые ее платья в итоге попадали «в шкаф», подобно книгам, которые по цензурным соображениям писались «в стол».
Если Ламанова представляла тип дизайнера (социальный апофеоз портнихи), то низшую ступеньку в иерархии портних занимали обычные женщины, обшивающие свои семьи. Для таких портних, помимо заказов на новые платья, текущая работа состояла в переделке одежды..."

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Неопубликованные воспоминания скульптора Нины Германовны Зеленской, подруги Веры Игнатьевны Мухиной, о Надежде Петровне Ламановой из личного фонда Зеленской и Ивановой, хранящегося в РГАЛИ. Несмотря на некоторые неточности, воспоминания эти представляют интерес как свидетельства человека, лично знавшего Ламанову. Орфография и пунктуация оригинала сохранены.

 

РГАЛИ, фонд 3024, опись1, дело 21

 

Н.Г. Зеленская
Разрозненные воспоминания
1985 г.

 

листы 40-44
Надежда Петровна Ламанова

 

У Веры Игнатьевны не было среди знакомых незначительных людей. Я этим хочу сказать не то, что это были люди с наградами и как сейчас говорят «престижные», а это были очень интересные и талантливые люди. Она очень дружила и часто бывала, например, у балерины Марины Тимофеевны Семеновой, которая была много ее моложе, а так-же с очень интересным человеком Надеждой Петровной Ламановой, которая была много ее старше.
Я только по рассказам Веры Игн. знаю о прошлом Надежды Петровны Ламановой, но работая с Верой Игн. я имела счастье познакомиться с ней лично. Это была уже очень пожилая, но все еще внешне эффектная женщина с огромным чувством собственного достоинства и благородной простотой.
До революции Над. Петровна была очень состоятельной женщиной имевшей свое «дело» т. е. Ателье мод занимавшее целый дом на бывш. большой Дмитровке ныне Пушкинской ул. Она одевала весь Императорский двор и всю богемную Москву. Ездила за последними новинками мод несколько раз в год в Париж и казалось-бы, что логическое следствие всего этого был-бы уход с «белыми».
Но Над. Петровна радостно встретила Революцию, которая, естественно, отобрала у нее ее «дело» и все ее состояние.
Надо сказать, что ее «дело» было поставлено на необычный для того времени лад. Все ее швеи выполняли какую-нибудь одну специальность. Так например — одна шила только юбки, другая только рукава и ни одна из них не делала целого платья, что для того времени было необычайно.
Мне пришлось как-то встретиться с одной из бывших швей этого ателье, которая со слезами на глазах рассказывала, как Над.Петр. устраивала им праздники и обязательно снабжала полным приданым выходящих замуж девушек.
Если эти работницы уходили из этого ателье и поступали к обыкновенным портнихам, то те принимали их очень охотно т. к. марка «она от Ламановой» была очень заманчива.
Но Н.П. была очень творческим человеком и после революции сидеть сложа руки не могла. Где-же применить свои силы? Конечно театр. Я, наверное, не знаю, но думаю, что Н.П. познакомилась с Верой Игн. в Камерном театре, где Вера Игн. работала с крупным художником Александрой Александровной Экстер, причем скульптуру Вера Игн. делала «между прочим», а главным образом они с Экстер делали декорации и костюмы. Экстер была много старше В.Игн., очень властная и Вера Игн. вполне ее признавала своим «ментором».
В 1925-м году СССР выступал на Всемирной выставке в Париже. Что мы тогда голые, голодные и босые могли выставлять я не знаю, но тем не менее Париж был покорен двумя экспонатами, а именно: самим павильоном построенном из единственного у нас в то время возможного материала — дерева, построенного тогда очень молодым архит. Константином Степановичем Мельниковым, который так поразил парижан, что был приглашен муниципалитетом Парижа остаться на год в Париже для проектирования, кажется, рынка, что он и сделал, а второй экспонат был отдел мод. Этот отдел был сделан: Ламановой, Экстер и Мухиной.
Надо сказать, что Над.Петр. была необыкновенно изобретательна на те материалы из которых делались модели платьев и шляп. Так платья были сделаны из настоящих деревенских панёв и деревенских вышивок. Украшения в виде бус был — крашенный горох, а что касается шляп, которые в это время были главным украшением туалета дам, то они были сделаны из рафии, которая вообще служила только для подоплеки шляп и покрывалась, шелком, бархатом или другими материалами украшенными цветами или перьями. Рафия это что-то вроде очень нежного камыша, который высушивался и уплощался вроде соломки, но рафия была очень мягкой и хорошо поддавалась окраске.
Так вот в Париже наш отдел мод произвел сенсацию!
Дальше Над. Петровна начала работать в МХАТ'е и так-же не безуспешно. Артисты к ней относились с огромным уважением. Она очень чувствовала сцену и ее специфику. Я помню очень хорошо блестящий спектакль «Женитьба Фигаро», где графа Альмавиву играл в то время специально для этой роли приглашенный молодой Юрий Александрович Завадский, который еще был артистом Вахтанговского театра. Он был красив и очень элегантен и выходил в камзоле из василькового атласа сделанного Надеждой Петровной из... крашенной рогожи.
Вера Игн. очень дружила с этим интересным человеком, Над. Петровна просто обожала Веру Игнатьевну.
В последний раз я видела Н.П. в начале войны. Она расстроенная уходила от Веры Игнатьевны которая уезжала в эвакуацию. Она сказала: «Я в последний раз увидела Верочку». Предчувствие ее было правильным, т. к. когда она пошла в МХАТ, с которым она должна была ехать, что-бы узнать, когда уезжает театр, то оказалось, что театр уже уехал ее об этом забыв известить. Она вышла из театра сердце ее не выдержало и она тут-же умерла.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.

Гость
Ответить в теме...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

 Поделиться

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу.
×
×
  • Создать...

Важная информация

Пожалуйста, прочитайте Условия использования