Перейти к публикации

Село Шутилово- родина Н.П. Ламановой


Рекомендованные сообщения

К сожалению история села мало исследована.
В 18 и 19 веком оно было раздроблено по владению на несколько помещиков, в том числе им владела Екатерина Николаевна Ламанова, у которой там был и винодельческий завод.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Вот что пишут на сайте Большая Медвидица о нем.
Этнографические экспедиции.
Село Шутилово Нижегородской области
В июне 2009 года я и Ольга Ляшкова стали участниками второй экспедиции в село Шутилово Нижегородской области. Там в заговенье (в первое воскресенье после Троицы) играют старинный обряд проводов Весны — Похороны Стромы». В прошлом году мы с Ириной Бобошиной и Ириной Свечниковой ездили в Шутилово впервые, увидели этот удивительный обряд, который стал визитной карточкой Шутилова. О нем мы рассказывали на первой заповедной конференции перед прошлогодним Островом. В Шутилово мы познакомились с тремя бабушками-хранительницами обряда: бабой Дуней, бабой Таней и тетей Шурой. Прошел год, и директор шутиловского Дома культуры Наталья Алексеевна Новикова пригласила нас на очередную Строму, сообщив, что бабушки живы и согласны ее провести. Конечно, мы приняли приглашение.
В задачи нашей экспедиции входило не только описание и съемки обряда похорон Стромы, а так же продолжение сбора о народном целительстве, свадебном обряде и истории Шутилова и окрестных сел, которые мы начали в прошлом году, а так же проведение «разведки»— какие ремесла сохранились, у кого чему можно поучиться сейчас и собрать сведения о народной магии и убогих, которые почитаются на Нижегородчине как люди, наделенные даром предвидения и целительскими качествами.

 

За пять неполных суток мы собрали богатый сбор:
- записали подробно трехдневный обряд Похорон Стромы;
- собрали очень много рассказов о целительстве и познакомились с распространенным видом целительства в тех местах — "зачитыванием";
- везем три загадки, записанные у бабы Тани (Татьяны Васильевны Семеновой, 82-х лет);
- собрали воспоминания шутиловцев об обряде вождения кобылки (в прошлом году мы начали записывать воспоминания этого обряда);
- сделали описание свадебного обряда: «запой» невесты, первый день свадьбы, брачная ночь, второй день свадьбы и его обряды. В Шутилово на второй день игрался обряд «поиск Ярки» - поиск «старой» невесты и нахождение ее в новом качестве — молодой;
- записали беседу об истории сел Шутилово и Обухово с 87-летним Николаем Ивановичем Масляновым. Когда-то, в молодости Николай Иванович служил кучером при местном начальнике. А тот, в свою очередь, увлекался рукописями. И Николай Иванович смог читать эти рукописи, писанные не позже начала 20 века помещиками и дворянами. Из них он и узнал об истории сел;
- находкой стало знакомство с потомственным плотником дядей Лешей — Алексеем Ивановичем Тютюлиным. Он показал нам свою мастерскую и инструменты, оставшиеся от его деда. Показывая, для чего сделан тот или иной инструмент, дядя Леша иногда оговаривался, что не знает их научного названия. Мы просили назвать по-простому. Оказалось, что названия — очень живые. Например, приспособления для изготовления досок для потолков и полотна дверей называются «жеребец» и «кобылка»;
- мы сделали большой фотосбор наличников шутиловских домов;
- собрали былички о колдунах и рассказы о деревенской магии;
- места близ Шутилова—места «святые»: недалеко находится Дивеево — место пребывания Серафима Саровского и многих православных блаженных, совсем рядом с Шутиловым есть родник Николая Чудотворца со «святой» водой, в соседнем селе Нелей на кладбище есть захоронение матери Анны и ее помощниц, которые получили дар исцеления людей. Мы собрали много рассказов об Анне и подобным ей, а так же рассказы о видениях святого Николая Чудотворца;
- нам рассказали о двух играх в яйца, в которые играли с Пасхи до заговенья;
- записали наигрыши русского и цыганочки;
- в собрание Заповедника нам передали кошель — плетеный из лыка короб, который носили с собой на поля, куда складывали еду.
Мы расспрашивали о сказках в надежде, что хоть одну да запишем — к сожалению, сейчас сказки никто не помнит. Но много рассказывали о сказочнице — родственнице одного из наших «дедов». И многие говорили, что сказок рассказывали им много. Очень жаль…
Светлана Пигарева,
председатель ОРНК Большая Медведица
http://www.ornk.ru/Etno-sbory-Nizhegorodskaja-oblast_.htm

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Маща, почитай внимательно, я думаю, создательницы поста могут быть нам полезны Написала им письмо

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.

Гость
Ответить в теме...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

 Поделиться

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу.
×
×
  • Создать...

Важная информация

Пожалуйста, прочитайте Условия использования