TatianaLGNN Опубликовано: 24 июля 2016 Поделиться Опубликовано: 24 июля 2016 Надежда Петровна Ламанова – художник-модельер, сумевшая воплотить свой талант и при Царской России, и при Советской власти.Родилась она 14 декабря (26 декабря по новому стилю) 1861 года в селе Шутилово Лукояновского уезда Нижегородской губернии и была старшей из 5 дочерей подполковника Белорусского гусарского полка Петра Михайловича Ламанова и его жены, Надежды Александровны, дочери генерал-майора Александра Ивановича Лишева. Род Ламановых, к которому принадлежала Надежда Петровна, восходит к помещикам Великолужского уезда 17 века. Когда Наде пришло время получать образование, семья переехала из Шутилова в Нижний Новгород. Там в 1878 году Надежда окончила Мариинскую гимназию.Семья жила небогато, еще более осложнили материальное положение большие долги, оставшиеся после старшего брата Петра Михайловича. Девушка принимает решение уехать в Москву, начать работать, чтобы помочь поставить на ноги младших сестер. В 1884 году умирает отец Надежды Петровны, а через два года — и мать. Теперь юной Надежде приходится рассчитывать только на себя. Будущий знаменитый художник по костюму к этому времени окончила московскую школу кройки Ольги Александровны Суворовой, где училась с 1883 по 1884 год. После - устроилась моделистом в мастерскую к известной в ту пору портнихе Татьяне Степановне Войткевич и скоро стала настолько популярна, что всего через год после начала работы, во второй половине 1885 года, смогла открыть собственное небольшое ателье в Тупом Хлыновском переулке, в доме Помпея Батюшкова, младшего брата известного поэта. Здесь же в это время держала модное заведение и Ольга Суворова. Индивидуальный подход и умение Ламановой создавать платье на любую фигуру, представляя даму в самом выгодном свете, привлекает в ее мастерскую знатных и состоятельных особ. Всего за четыре года штат мастерской увеличился с 11 до 38 мастериц! В самом начале 1890-х Надежда выходит замуж за отставного поручика Андруцкого. Но, увы, счастье было недолгим, вскоре Надежда Петровна овдовела. Как пишет в своих воспоминаниях друг семьи, Георгий Леман, любимый умер у нее на руках. Но эта трагедия не сломила ее. Возможно, даже наоборот, она с головой ушла в работу, чтобы заглушить сердечную боль, и добилась признания на высшем уровне.В 1898 году Надежде Петровне Андруцкой-Ламановой было присвоено высокое звание «Поставщик Двора Ея Императорского Высочества Елизаветы Федоровны», сестры императрицы, жены московского градоначальника. А в 1904 году она удостаивается чести носить ещё более почетное звание - «Поставщик Двора Ея Императорского Величества». Надежда Петровна активно участвовала в различных благотворительных мероприятиях, открыла при мастерской в доме Адельгейма бесплатную школу для девочек, где те, помимо обучения кройке и шитью, могли получить знания по основным общеобразовательным предметам, являлась попечительницей школы кройки при обществе «Московский муравейник».В 1898-99 гг. (предположительно) Ламанова вышла замуж за успешного юриста Андрея Павловича Каютова, впоследствии возглавившего московское отделение страхового общества «Россия».С 1885 по 1907 год мастерская Ламановой сменила несколько адресов: со второй половины 1885-го по вторую половину 1886 года ателье располагалось в доме Батюшкова в Тупом Хлыновском переулке (ныне Б. Никитская, 24/1), со 2 половины 1886-го по 1889-й — в доме Черневой на пересечении Б. Никитской улицы и Большого и Среднего Кисловских переулков (Большая Никитская, д. 11, ныне Б. Никитская 9/15/2), с 1890-го по 1897-ой — в доме Фишера (Б. Дмитровка, 11), с 1898-го по 1908-й — в доме Адельгейма (Б. Дмитровка, д. 25, ныне Б. Дмитровка, 23). Наконец, в январе 1908 года Надежда Петровна приобрела участок по внутреннему проезду Тверского бульвара, где в этом же году по проекту архитектора Никиты Лазарева для семьи Ламановых-Каютовых был возведен 4-х этажный дом (Тверской бульвар, 10).Каждый этаж здесь имел своё предназначение. Строение было задумано одновременно как ателье с пошивочным цехом, демонстрационным залом, школой портновского дела и общего образования. Здесь же располагались квартиры самой хозяйки, а также Вениамина Давидовича Шеффера и его жены, портнихи Елизаветы Петровны, старшей сестры Андрея Павловича Каютова, жилые помещения для служащих. Продолжая познавать моду, Надежда Петровна несколько раз в сезон ездит в Париж, где знакомится с известным кутюрье, молодым тогда, Полем Пуаре. Они подружились на долгие годы. В 1911 году Ламанова приглашает Поля в Россию, о чём сохранились его воспоминания. Показы его моделей и лекции проходят в доме на Тверском бульваре при аншлаге.Её дом стал настоящим клубом для самых великолепных женщин того времени. Она создавала образы для таких дам, как Её Высочество Великая княгиня Елизавета Фёдоровна и Великая княгиня Мария Павловна, Мария Ермолова и Ольга Книппер-Чехова, Вера Холодная и Ефимия Носова, в ее вечерних платьях, расшитых бисером и стразами, блистали балерины Тамара Карсавина и Екатерина Гельцер... Многие портреты дам, созданные Валентином Серовым, написаны в платьях «от Ламановой». В 1901 году друг семьи, К.С. Станиславский, пригласил Надежду Петровну в Московский Художественный театр для создания костюмов к спектаклям «В мечтах» и «Вишневый сад». Сотрудничество МХАТ с Ламановой продлится сорок лет. Кроме собственных работ, Надежда Петровна выполняла костюмы к спектаклям по эскизам известных художников, таких как Бакст, Головин. Её изделия были настолько точны и удобны актёрам в создании образов, что заменить её практически не кем. Актёры и публика в восторге от её мастерства. Недаром Станиславский называл Ламанову «Шаляпиным» от моды.После Октябрьской революции, вопреки всему, Ламанова решила остаться на Родине.Когда ее ателье ликвидировали, Надежда Петровна продала дом на Тверском бульваре, чтобы расплатиться с поставщиками и персоналом, остальную часть денег вложила в Народный банк. Семья Ламановых-Каютовых из роскошного особняка вынуждена была перебраться в квартиру №4 в доме №4 по Еропкинскому переулку, которую впоследствии уплотнили, оставив Надежде Петровне лишь комнату.Так для бывшего Поставщика Императорского Двора началась новая жизнь и новый этап творчества. В 1918 году Надежда Петровна вступила в союз Рабис. В 1919-м её вместе с мужем заключают под стражу. Два месяца она находится в Бутырке. Ламанову спасает гражданская жена Максима Горького — актриса Мария Андреева, ее давняя клиентка. Надежду Петровну освобождают, и неутомимая художница продолжает свою творческую деятельность. С 1919-го она начала работать при отделе художественной промышленности Наркомпроса РСФСР Главнауки, возглавила учебно-производственную мастерскую Современного костюма и одновременно работала инструктором по художественному моделированию при секции «Игла» при МОНО, организовала 3 выставки. С 1922 года Ламанова - член Академии Художественных наук.В этот период Надеждой Петровной были разработаны многочисленные модели простой одежды, рассчитанной на широкие демократические слои населения. Одновременно она занимается проектированием платья по идеям народного русского костюма, работает в стиле конструктивизма, экспериментирует с дешевыми тканями: солдатским сукном, домотканым полотном, бумазеей.. Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах Больше способов поделиться...
TatianaLGNN Опубликовано: 24 июля 2016 Автор Поделиться Опубликовано: 24 июля 2016 В 1924 году Государственный Учёный Совет признает студию Н.П. Ламановой заслуживающей сохранения при Главнауке и достойной всяческой поддержки хозорганов.В 1925 году Надежда Петровна Ламанова и Вера Игнатьевна Мухина совместно издают альбом «Искусство в быту», где представлены простые модели, которые без труда могла сшить себе любая женщина.С 1926 года художник создала ряд моделей по мотивам творчества народов Севера, за что получила Почётный диплом юбилейной выставки искусства народов СССР. Мастерской Современного Костюма под руководством Ламановой в 1927 году был присужден диплом Государственной Академии Художественных Наук за оригинальный творческий замысел.По заказу Кустэкспорта Ламанова создает коллекции для международных выставок в Париже (1925), Лейпциге (1930) и Нью-Йорке (1928/1929). В 1925 году на Всемирной выставке в Париже костюмы Ламановой из русских полотенец произвели настоящий фурор. Высокое жюри присудило ей Гран При. Международные выставки принесли ей известность, признание и награды. По её коллекциям мир узнал, что в России есть своя самобытная мода. На Родине же она по-прежнему известна и любима, теперь уже не царствующими особами, а женами советской номенклатуры и артистками ( в костюмах художницы позируют для журнала «Красная Нива» Александра Хохлова, Лиля Бриг и Эльза Триоле), у нее по-прежнему престижно шить платье... Как государственная, мастерская «Современный костюм» просуществовала до конца 1924 года. За отсутствием кредитов она прекратила существование и Надежда Петровна была вынуждена продолжать ее на правах кустарной, так как ей была необходима лаборатория для разрешения задач, которые ставили перед ней экспортные организации, театр и общественные организации. За это в марте 1928 года Надежду Петровну лишили избирательных прав «как кустаря, имевшего двух наёмных мастериц». Но прекраснейшие характеристики, данные ей театром, руководством Академии художественных наук и другими организациями, спасают ее от унизительного клейма лишенки, в 1930-м ее восстановили в избирательных правах, и она смогла продолжить работу. Так, например, в 1930 году Ламановой по заказу был выполнен бесплатный проект по созданию пионерских костюмов.Продолжилось после революции и ее сотрудничество с театрами. В 1921 году Надежда Петровна начинает работать в театре им. Вахтангова. Костюмы к спектаклям «Принцесса Турандот» (костюмы менялись каждые 1 — 2 года), «Зойкина квартира», «Дочь русского актера», «На крови», «Марион де Лорм», «Коварство и любовь», «Егор Булычев», «Достигаев и др.», «Зависть», «Гамлет», «Человеческая комедия», «Флорисдорф», «Много шума из ничего», «Без вины виноватые» созданы под ее руководством.Список ее работ для других театров также весьма внушителен. Вот лишь некоторые из них: Студия им. Грибоедова - «Сон в летнюю ночь», театр Революции - «Инга», театр Габима - «Голлам», «Сон Якова», «Потоп», Драмбалет - «Сказка города», театр имени Станиславского — «Борис Годунов», «Золотой петушок», «Севильский цирюльник», «Кармен», Трам - «Закон Ликурга», театр Сатиры - «Меркурий», еврейский театр - «Дантист», театр имени Завадского - «Волки и овцы», студия Хмелева - «Не было ни гроша», театр Красной Армии - «Васса Железнова», «Последняя жертва», «Мещане», «Господа офицеры», «Слава», «Волки и овцы», «Банкир»...С 1932 года Ламанова вернулась в МХАТ в качестве консультанта по костюму и конструктора и работала для спектаклей «Женитьба Фигаро» (костюмы по эскизам Головина), «Хозяйка гостиницы», «Таланты и поклонники», «Слуга двух господ», «Воспитанница», «Егор Булычев», «Пиквинский клуб», «Гроза», «Реклама», «Мольер», «Анна Каренина», «Борис Годунов» и др.Надежда Петровна Ламанова стала одним из первых художников по костюмам в истории советского кино. Она создала костюмы к кинофильмам «Поколение победителей», «Цирк», «Александр Невский», участвовала в создании костюмов для фильма « Аэлита». 15 октября 1941 года Надежда Петровна не смогла эвакуироваться с МХАТ. От сильных переживаний, вызванных этой ситуацией, тяжелым расставанием с близкой подругой, Верой Мухиной, уехавшей за несколько дней до этого в эвакуацию, новостями о том, что костюмы, увезенные на гастроли в Минск, сгорели в первые дни войны, у нее случился сердечный приступ и она скончалась по дороге из театра домой в возрасте 79 лет, лишь месяц не дожив до своего восьмидесятилетия. Похоронена Надежда Петровна Ламанова в Москве, на 3-м участке Ваганьковского кладбища.Костюмы художника-моделиста хранятся в собраниях самых известных музеев России и мира - Метрополе (Нью-Йорк), Эрмитаже (Санкт-Петербург), Государственном Историческом музее (Москва), Музее декоративно-прикладного и народного искусства (Москва), в музее МХАТ, в коллекции историка моды Александра Васильева и других частных коллекциях.О Надежде Петровне Ламановой не даёт забыть Дом моды Славы Зайцева. С 1994 года проводится конкурс профессиональных художников-модельеров её имени, помогая развитию моды как искусства и как индустрии в России. Лауреатами конкурса в разные годы становились такие известные сегодня модельеры, как Султанна Французова, Ольга Солдатова, Олег Шаров и другие. Каждый год Вячеслав Михайлович Зайцев задает единую тему конкурса. В юбилейный для Ламановой 2016 г. ею стала "Надежда". Согласно заданной темы и своего видения ее конкурсанты делают коллекцию из 6-9 луков, которую и представляют на подиуме Дома Моды Slava Zaitsev. Конкурс отличает демократизм и поощрение в конкурсантах стремления к свободному художественному поиску. Участие в конкурсе бесплатное. Гран-при конкурса - показ на Неделе моды MBFWR присуждается при поддержке компании "Артефакт". Конкурс имени незаслуженно забытой русской художницы является проводником понимания моды как высокого искусства, а не ремесла, напоминанием о великом модельере, талант которого по своему масштабу не уступает таланту кутюрье с мировой известностью и легендарными именами. " Мария Маркович Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах Больше способов поделиться...
TatianaLGNN Опубликовано: 24 июля 2016 Автор Поделиться Опубликовано: 24 июля 2016 Изыскания в архивах Пскова и СПБ проводились Андреем Ламановым-Екатеринбург, чуточку мной в ЦАНО , а основная поисковая работа проведена и проводится Марией Маркович в архивах, музеях и библиотеках Москвы. Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах Больше способов поделиться...
Рекомендованные сообщения
Присоединяйтесь к обсуждению
Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.