Перейти к публикации

Смолево. Старообрядческое Подмосковье


vladimirS
 Поделиться

Рекомендованные сообщения

Володя, я себя тоже не считаю профессионалом. И полностью согласна с этим:

Третий – «все так и есть, но вероятность ошибки в записях существует, а какие-то тонкости, например, старшинство по двору, в исповедных ведомостях могут вообще не соответствовать действительности».
Что разумный человек может выбрать из этих трех вариантов? Мне кажется, что всегда и во всем, причем неважно, какого документа это касается, - только третий вариант.

вот про эту вероятность ошибки я и говорю.
Что касается
1. Ты проходишь мимо слова «брат». Готова ли ты его поставить под сомнение? Если готова, то почему? Какие у тебя доводы?

Я не ставлю под сомнение "брата" в данном случае. Почему? Потому что: 1. Была семья в которой были дети с такими именами; 2. Отчества совпадают, и они не Ивановичи :); 3. Потому что так написано. Т.е. тут налицо несколько доказательств данного предположения. Но если бы эта исповедка была бы единственным документом, и отчество было бы Ивановичи, то сомнения у меня были бы. Очень часто брат становится в других документах дядей, зятем, двоюродным братом, другой матери (отца) братом и пр.
Что касается старшинства во дворе и невозможности того, что они проживают в разных дворах. Думай как хочешь. Для меня то, что тут написано, ни о чем не свидетельствует. Ни за, ни против твоего предположения. Еще раз повторю, почему. Берем ревизию 1816 г. Три брата написаны в разных дворах. Берем исповедки 20-х годов - они написаны одной семьей. Что там было на самом деле? Возможно, они жили разными домами на одном дворе. Вели ли они общее хозяйство - можно только гадать. А гадать как-то неправильно в данном случае. Более того, я не раз видела, при последовательном просмотре исповедок с интервалом в 2-5 лет, что две соседние семьи могут то вместе быть написаны, то раздельно. Что, предполагать, что они ежегодно то в один двор сбегались, то разбегались по соседним? Так что я просто хочу немного притормозить полет фантазии, т.к. исповедки - самый ненадежный и ошибочный источник :)
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Старообрядческие метрические книги.

 

В ЦИАМ Ирина нашла метрические книги Покровских общин деревень Молоково и Смолево за 1913 – 1916 годы. Огромное ей за это спасибо. Отдельное спасибо Галине, которая их переписала.
Полностью общины называются по документам так:
Деревни Молоково - «Покровская старообрядческая община приемляющих священство Белокриницкой Iерархии но непримляющих окружного послания». У нее есть печать с изображением пятиглавого храма и надписью «Святыи Храм деревни Молоковой Карповской волости Богородского уезда Московской губернии».
Деревни Смолево - «Покровской старообрядческой общины неприемляющих окружного послания в деревне Смолевой».

 

У каждой из общин есть совет, председатель и некоторые члены которого расписываются в книгах о родившихся, об умерших, о бракосочетавшихся (за тот или иной год). Записи во всех книгах ведутся лицом, совершающим обряд. Во всех случаях – это старообрядческий священник Лев Федорович Хорошев, проживающий в деревне Молоково. Он ведет службы в Храме Покрова Пресвятыя Богородицы в деревне Молоково, а с 1916 года появляется запись о проведении обрядов в Храме во имя Покрова Пресвятой Богородицы деревни Смолево.
Бессменный в эти годы председатель Совета общины деревни Смолево – Иван Михайлович Соколов, мой прадед. Он обязательно расписывается в книге. Рядом с его подписью одна-две подписи других членов Совета общины. Это, как правило, подписи Акима Михайловича Соколова, моего двоюродного прадеда, реже – Ульяна Ивановича Соколова и Еремея Ивановича Соколова. Оба они – сводные мои прадеды, правнуки Анны Еремеевны, моей прапрапрабабушки, от ее первого брака. А Иван Михайлович – внук от второго брака.

 

В Совете молоковской общины председателем Евстрат Меркулович Демин. Другие подписи – Федосея Нефедовича Демина, Петра Михеевича Демина, Терентия Терентьевича Демина. Все они, я думаю, дальние родственники моей прапрабабушки Авлотьи Яковлевны Деминой, но, чтобы это выяснить, нужны первые ревизии, а их у меня пока нет.
Записей в книгах не очень много. Так, например, в книге о бракосочетавшихся в 1915 году по общине деревни Смолевой их вообще нет, в связи с чем, очевидно, Иван Михайлович мой оставляет следующее пояснение:
«Декабря 31 дня при проверке бракосочетавшихся записей в сей подлинной книге за минувший 1915 год, в означенной книге записей бракосочетавшихся не было. Именно потому, что в минувшем 1915 году совершение браков при деревне Смолевой в Покровской старообрядческой общине не происходило, в чем и удостоверяем, что сия копия с подлинной верна. Члены Совета: Председатель Иван Соколов, Аким Михайлович Соколов». Концовка фразы мне не совсем понятна, учитывая, что все метрические книги эти представлены копиями. Но общий смысл записи ясен.

 

Есть записи, касающиеся жителей других деревень. Вот, например, узнаем, что в деревне Губино Ашитковской волости Бронницкого уезда существовало две старообрядческих общины (должно быть - два старообрядческих общества), о чем свидетельствует запись в книге о родившихся деревни Молоковой за 1916 год:
«№ 17. 6 (7) августа. Деревни Губиной второго общества Максим.
Родители: Крестьяне деревни Губиной второго общества Онисим Дмитриев и жена его Екатерина Ивановна Казаковы, родитель проживает на Ново-Казанской железной дороге, а родительница на родине.
Восприемники: Крестьяне деревни Губиной первого общества Назар Нистярович Гурьев, Анна Григорьева Казакова второго общества».
Я не знаю, почему два общества в Губино, но такие случаи встречаются. Вот, например, в Хотеичах был православный приход и два моленных дома для общин окружников и неокружников отдельно. Возможно, что и в Губино так же.

 

Посмотрите, какая интересная запись в книге о бракосочетавшихся в деревне Молоково за 1915 год нашлась:
«№ 1. 8 ноября город Борисоглебск Тамбовской губернии дом Родиона Трефиловича Чистова в моленной на Большой улице.
Крестьянин местечка Купинска Каменецкого уезда Подольской губернии Купинской волости Григорий Петрович Фальчевский, проживающий в городе Елисаветграде Херсонской губернии ивановская улица, дом Зарле, старообрядец, первым браком, 29 лет.
Крестьянка деревни Смолево Татьяна Родионовна Чистова, старообрядка, проживающая в г. Борисоглебске на Большой улице, первым браком, 28 лет.
Свидетели: Крестьянин деревни Молоковой Михаил Мартьянович Демин, проживает на родине, крестьянка деревни Антоновой Татьяна Родионовна Новикова, проживающая в городе Славянске Харьковской губернии, Екатеринославская улица, дом Киселевой.
Оглашено; 13 октября и 4 ноября, 7 ноября 1915 года, моленная в доме Родиона Трефиловича Чистова».

 

А я-то ранее размышлял, куда мои Чистовы из Смолево уехали? В какой Борисоглебск? В Тамбовский ли? Или в тот, что нынче Тутаевым зовется?
Родион Трефилович – это родной брат Василия Трефиловича, что церковь в Смолево с одного места на другой перевозил. У него еще жена была на 42 года его моложе, Зинаида из Заполиц. Помните? А дочка их Анфиса за старшего брата моего отца Григория замуж вышла…
Буду знать, что у Родиона еще дочь была… звалась она Татьяной. А вот Татьяна Родионовна Новикова, что в свидетелях записана, может быть еще одна его дочка?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Володя, в Губино скорее всего было не две общины, а два общества, как бы их правильно назвать... гражданских. Поищи в сети, сейчас не могу сама сообразить, но у каждой общины был свой хлебный магазин (общественный склад), свое управление, земля была отдельная у каждого общества. Т.е. это хозяйчственное такое деление. Иногда две деревни объединялись в обно общество, иногда - наоборот, одна деревня на несколько обществ делилась. Часто это было связано с разными помещиками в одной деревне.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Ира, отвечаю как переписчик документов, т.е. метрик. В них именно четко указывалось первое или второе общество.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Ну да, если в деревне было несколько обществ, то их по номерам и называли. Или ты увидела, что это именно религиозные общины?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Володя, какая описка? Ответьте на мой вопрос (ты или Галя) - из чего следует, что в Губино было 2 религиозные общины? Из записи, в которой, на мой взгляд, нет никакой описки, этого не следует. Из ее я вижу лишь то, что в Губино было две сельские общины, в которые крестьянство объединилось после отмены крепостного права.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Прочитал всю тему. Блеск! Завидую... :)

 

Спасибо, мне очень приятно, что понравилось.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Володя, какая описка? Ответьте на мой вопрос (ты или Галя) - из чего следует, что в Губино было 2 религиозные общины? Из записи, в которой, на мой взгляд, нет никакой описки, этого не следует. Из ее я вижу лишь то, что в Губино было две сельские общины, в которые крестьянство объединилось после отмены крепостного права.

 

Я хотел бы уточнить, Ирина: никто (ни я, ни Галина) не настаивает на том, что в Губино было две общины старообрядческих. Да и с какой стати мы будем это делать?
Строго говоря, у нас на руках лишь свидетельство того, что в Губино было два каких-то общества. Ты говоришь, что это суть субъекты хозяйствования. Ну, и хорошо! Скорее всего, так оно и есть. Мне кажется это вполне убедительным, по крайней мере, у меня нет аргументов против. Давай на этом и договоримся, тем более, что мы ничего о Губино и не знаем. Было ли Губино владельческим, я также не знаю. :blink:
В этом случае мой пример с Хотеичами, а тем более его распространение на Губино, не состоятельно. Но экскурс в эту сторону обоснован лишь моим интересом к особенностям существования трех разных общин в одном селе. Ни в Смолево, ни в Молоково такой дифференциации не было.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Кузяево

 

Представьте: материалы эти лежат у меня почти полтора года.

 

Ревизия 1834 года «февраля 26 дня Московской губернии Богородского уезда с. Игнатьева, деревень Фрязиной, Коломиной и Кузяевой госпожи Коллежской Осессории Анны Ивановны Шевич о состоянии мужского и женского пола крепостных, доставшихся по наследству после родительницы ее Коллежской Осессории Екатерины Дмитриевны Власовой в 1824 году».
И подворная перепись 1869 – 1871 годов той же деревни:
«Ведомость о селении Кузяевского сельского общества Карповской волости с. Кузяево
1. От большого Касимовского тракта, идущего в г. Егорьевск в 3 верстах.
2. От Коломенского шоссе в 24 верстах.
3. От станции Богородск Нижегородской железной дороги в 13 верстах.
4. Близ ручья старой дороги водой пользуются из колодца.
5. В 4 верстах от волостного правления.
6. В селе Игнате в полутора верстах во имя Великомученика Георгия приходская церковь.
7. Богоугодных заведений нет.
8. Школ нет.
9. Общественных зданий нет.
10. Казенных зданий нет.
11. Лавок в селении 1, питейный дом 1, постоялый двор 1, трактира и харчевни нет.
12. Мельниц нет.
13. Три фабрики фарфорово-фаянсовых для выделывания фарфоровой посуды с двух глиняных для выделывания глиняной посуды.
14. В селе грамотных мужчин 95, женщин 6.
15. Селению принадлежит 907 десятин 50 соток земли. Из сего числа пахотной 302 десятины 1200 соток.
16. На десятину высевается ржи 1 четверть с 8 мерами, овса 2 четверти.
17. В сем селении высевается ржи 101 четверть, овса 202 четверти».

 

Нет, я заглядывал, конечно, в них и убеждался, что все на месте, лежат оцифрованные. Двор моих Масловых установлен. Но по-настоящему я их обрабатывать не мог. Двух материалов, да еще с разбегом в 35 лет слишком мало для анализа. Материалы по Кузяево так просто (как смолевские или молоковские) в руки не даются.
Наконец, месяц назад Галина провезла мне новый пакет материалов (спасибо Ирине, которая их нашла!):
списки избирателей по выборам в уездное земство 1917 года Смолево, Молоково и Кузяево, а также метрические книги старообрядческих общин Смолево и Молоково за 1913 – 1916 годы.
Метрические книги кузяевской общины числятся в архиве, но их не выдали в связи с реставрацией. Правда, Галина их, конечно, переписать не смогла бы. Записи там, если не ошибаюсь, за период 1906 – 1920 годов, да и деревня значительно больше Смолево.
Но для себя отметил, что опять именно с кузяевскими материалами сложности.

 

Я уж был готов сложности эти загадочными кузяевскими явлениями объяснить. Кузяево своими воронками в кругах уфологов известно и в список анормальных мест российского значения, по-видимому, включено.
Например: «КУЗЯЕВО - аномальное место на востоке Московской области. Здесь местные жители и дачники многократно наблюдали появление НЛО. В 1998 году дачник из Москвы, физик Валерий Викторович РУДЕНКО заметил в лесу неподалеку 3 странные воронки диаметром 2-3 метра, странный внешний вид которых его смутил». Об этом:
http://kosmopoisk.org/anomalies/show1.html?id=184
Полный список мест с космодромами пришельцев здесь заведен:
http://anomalia.kulichki.ru/news9/756.htm
Но я призадумался, и предположение это в итоге отклонил за недостаточностью оснований.

 

Что действительно загадочным является – полное отсутствие фамилий в этих двух материалах, что я выше упоминал. До приезда Галины я твердо знал две из них: Масловы и Прошкины исключительно по рассказам. Но вот она привезла целый ворох фамилий. Те, которые большим числом персоналий представлены (а, следовательно, могут оказаться коренными кузяевскими), я приведу: Блинковы, Ванины, Грязновы, Гордяковы, Ермаковы (возможно, Ермиловы, здесь мы с Галиной посомневались), Исаевы, Кононовы, Корсаковы, Люсины, Мазовы, Мироновы, Мокеевы, Никоновы, Пузановы, Ригины, Сизовы, Стенякины, Фомины, Чинцовы, Чижовы, Шошковы, Ширяевы.
Представителей этих фамилий я нахожу в своих материалах…

 

(продолжу)

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Володя, а я как всегда - замечу, что земля, принадлежащая селению измерялась не в сотках, а в саженях :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Игнатьево – Кузяево.

 

«Самого дальнего из ваших Масловых, Константин Карпович, что я знаю, звали Василий Иванович, он родился в 1774 году. У Василия Ивановича в 1806 году родился сын Панфил. Панфил, по-видимому, был женат дважды, первую жену звали Анной, вторую - Мариной Михайловной. У Панфила, в свою очередь рождаются сыновья: в 1831 – Иван, в 1833 – Егор, Кузьма в 1834 году и Викул в 1837. Все они, скорее всего, от Анны. А вот их дочери Февронья 1851 года и Анна 1853 года рождения, я думаю, от Марины.

 

Жену Викула звали Екатерина Тимофеевна, их дети: Никита 1858 года, Трофим 1863 года, в 1868 родилась Лукерья.
Кто жена у Кузьмы я не знаю, но его дети: Аксинья 1858 года, Татьяна 1863 года, Елена 1867 года. А после 1870 года родился сын Зиновий, Ваш дед».
Ну, и так далее. Но вот в конце я такую приписку сделаю: «Не исключено (но и не доказано), что Василий Иванович по сходству фамилии и отчества родной брат Петра Ивановича Маслова 1792 года рождения, от которого пошли мои Масловы».

 

Уважаемый Владимир! Нашла родную фамилию "Маслов" в Ваших сообщениях на форуме и видя Вашу удивительную компетентность в изучении истории старообрядческого Подмосковья, хочу у Вас спросить, не знаете ли вы истории о том, как примерно в 1676 году после церковных преследований переселилась из Гуслицкого уезда на Украину группа староверов (15 семей), среди которых были Масловы, Моисеевы, Глебовы, Москвичевы, Ратовы, Яблочниковы, Березовы. Они основали недалеко от речки Южный Буг село Борсков (ныне - Тывровского района Винницкой области), мой предок - Степан Маслов - стал руководителем общины. А может, сможете подсказать, как в прошлом (а также, и теперь) называлась эта деревня Гуслицкого уезда, из которой и переселились на Украину мои предки? И как дальше сложилась судьба этой деревни, а также Масловых и Моисеевых, оставшихся там? Нет ли ссылок в литературе и интернете на эту историю? Буду очень благодарна за ответ Вам и всем остальным, кто отзовется.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Трудно сказать точно, наши ли это с Вами общие Масловы. Мои из деревни Кузяево, но она была, по крайней мере, в 1834 году (ранее у меня просто нет сведений) владельческой. Входила ли она в Гуслицкую волость в 1676 году, не знаю. Вот Смолево, если верить публикациям С.С.Михайлова, входила в Гуслицы. И Моисеевы там водились, но, думаю, что фамилия эта появилась не ранее середины 18 века.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Насчет Москвичевых. В Смолево были Московские (фамилия такая). Но, опять-таки, все сведения у меня ограничены по Смолево 1710 годом.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Вот Смолево, если верить публикациям С.С.Михайлова, входила в Гуслицы.

 

Владимир, спасибо за сведения. А можно подробнее ссылку на работы С.С. Михайлова?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Русава

 

Михайлов Сергей Сергеевич в статусе главного редактора выпустил, если не ошибаюсь, три номера Историко-краеведческого альманаха "Гуслицы", а в последние годы два аналогичных выпуска "Гуслицкая округа". У него есть публикации на сайте Богородск-Ногинск, а также на сайте Ильинского погоста. Все легко находится в интернете по этим названиям.
Вообще я весьма рад Вашему появлению на форуме вот с такой значимой для меня фамилией, как Масловы.
Всего Вам доброго. Расскажите, что Вам известно про Масловых. Владимир.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

VladimirS

 

Владимир, спасибо за ссылки по Михайлову, обязательно ими воспользуюсь. Написала Вам личное сообщение, но не уверена, что дошло, поэтому продублирую.
Со своей стороны могу предложить Вам ссылку на статью винницкого журналиста, который брал интервью у жительницы села Борсков, основанного переселенцами-староверами:
http://umoloda.kiev.ua/number/707/286/25686/
Обратите внимание, в статье есть фамилия «Тимофей Красильников». Это «летописец» села Борскова, который собрал уникальные факты и написал очерк по истории Борскова (рукопись хранится в Винницком областном краеведческом музее).
Вообще, в Виннице Масловы – нередкая фамилия, жители Борскова постепенно переселялись в Винницу приблизительно с 1960-х годов, потому что Борсков, к сожалению, приходит в упадок.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Кузяево.
Продолжение.

 

Так вот, о фамилиях. Часть из них, как известно, произошла от имен предков. В Кузяево таких возможных вариантов несколько: Ермиловы (или Ермаковы), Исаевы, Кононовы, Мироновы, Мокеевы, Никоновы, Фомины.

 

Попробую воссоздать картину с Ермиловыми (Ермаковыми). В списках избирателей 1917 года записаны Ермаковы, 10 человек (это в возрасте старше 20 лет, а так, их, естественно, больше).
Среди них Февронья Панфилова 70 лет и Матрена Ермолаева того же возраста. Скорее всего, они приобрели фамилию в замужестве. Вот только возраст и оставляет надежду их найти. Попробую в 1869 году, когда им по 20 лет примерно.
Февронью Панфилову (здесь самое главное убедиться, что другой такой нет) в возрасте 18 лет я нахожу, но незамужней. Зато, какая фамилия по отцу – Маслова! Моя…
С Матреной Ермолаевой 18 лет – удача. Отдана она замуж за Ивана Федотова. И еще важно, что в 58 дворе, где она прописана, отец ее мужа Федот Гаврилов с братом Артемием числятся (55 и 60 лет соответственно). Возраст у них «правильный», чтобы попробовать в 1834 году искать. Обращаюсь к 1834 году: Артемий 24 лет и Федот 16 лет, сыновья Гаврилы, там есть.
Хотя самого Гарилы Ермилова в живых уже нет к 1834 году, но жив его отец Ермил Иванов 63 лет. Вот здесь я и говорю Галине: послушай, возможно, мы не совсем правильно фамилию переписали. Ведь Ермаков и Ермилов мало отличаются написанием. Скорее всего, фамилия именно от Ермилы и произошла! А чтобы точно это установить, нужно побывать в Кузяево, поговорить с людьми или посмотреть некрополь.

 

Далее Исаевы идут. Их представителей в 1917 году в Кузяево вдвое больше, чем Ермиловых. Но преимущественно в возрасте до 47 лет. Единственный, кто может помочь в поиске – Осип Николаев 55 лет. И что вы думаете – нахожу его в 1869 году семилетним пареньком. Но вот отец-то его Николай Иванов, оказывается, по годовому паспорту в Кузяево проживает, а сам Коломенского уезда Федосьинской волости деревни Жуковой. Не забыть бы сказать Ольге, вдруг это ее заинтересует…

 

Попробую с Кононовыми разобраться. Тоже непростой вариант: из старших только Евдокия Ермолаева 75 лет и Семен Дементьев 50 лет в списках 1917 года. Опять везенье! Есть такой Семен Дементьев в возрасте 1 года в 1869 году. Мало того, его мать записана как Авдотья Ермолаева 25 лет.

 

Пусть вас это не смущает: вариации «Авдотья – Евдокия» - частый случай, и, я думаю, написание имени зависит от того, кто запись делал.
Вот, например, в ревизии 1834 года деревни Молоково:
Дочь Федора Савельева Земекова Евдокия 11 лет в ревизии 1834 года записана как Авдотья Федоровна 27 лет, а дочь Алексея Петрова Осетрова Евдокия 5 лет в 1850 году – Авдотья Алексеева 23 лет. И вообще в документах 1850, 1858 и 1869 года имя Евдокия в деревне Молоково попросту не появляется. И наоборот, упомянутая в 1869 году в Молоково Авдотья Фокина в 1917 году записана как Евдокия Фокинична…
Но я отвлекся…

 

Речь о Кононовых. Итак, мы нашли не только Семена Дементьева, но и его отца Дементия Федотова 20 лет. Вот с ним, казалось бы, тупик. Не может быть Дементия в 1834 году. Но чуть выше строчкой упомянута вдова Анна Никифоровна 55 лет, его мать. Так – так, ей в 1834 году было бы 20 лет. Есть шанс!
Никогда бы я этот шанс не использовал, если бы не Ольгина подсказка! Что это там в ее ученической в клеточку и с полями тетрадочке записано? В книге родившихся по Рогожскому кладбищу в 1849 году за № 1755 упоминается о рождении 24 июля сына Доментьяна у Федота Константинова и Анны Никифоровой из деревни Кузяевой. Наш Дементий Федотов? Конечно, наш!
Что искать дальше? А дальше (в 1834 году) мы Константина будем искать. Искать-то его особенно нечего. Он единственный в Кузяево, к тому же и сын Федот у него обозначен, 16 лет. Константин Никифоров 1767 года рождения. Я-то ожидал Конона найти, думая, что от него фамилия Кононовы произошла. Не вышло, не выяснили мы этого. Бывает…

 

продолжу

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Володя, всегда с большим интересом читаю эту тему. Приятно когда о тебе помнят :"отец-то его Николай Иванов, оказывается, по годовому паспорту в Кузяево проживает, а сам Коломенского уезда Федосьинской волости деревни Жуковой. Не забыть бы сказать Ольге, вдруг это ее заинтересует…"
конкретизирую область моих поисков: с.Коломенское с окрестными деревнями и селами относится к Московскому уезду Московской губернии, позднее это Нагатинская и Царицынская волости, после 1917 года - Ленинский район Московской области, сейчас Москва.
Коломенский уезд - к моим отношения не имеет.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Кузяево.
Продолжение.

 

Да, как-то слабо у меня версия о происхождении фамилий кузяевских от имен предков подтверждается…

 

Мироновых попробуем поискать. Нам почти ничего и не известно: в списках избирателей 1917 года числятся Татьяна Григорьевна 60 лет и Афанасий Степанов 50 лет. Естественно с мужчины начнем, потому как Афанасий, мальчик 2 лет, в 1869 году прописан, а отец его Степан в возрасте 6 лет находится в 1834 году. Добавим еще, что в тот же год и отец у Степана, Мирон Иванов 43 лет, нами с легкостью обнаружен. Стало быть, все-таки Мироновы. Чтобы уж совсем сомнений не было, скажу, что у Степана еще сын Поликарп в 1869 году встретился мне. А в 1917 году два Поликарпова сына - Григорий Поликарпов и Иван Поликарпов Мироновы 24 и 30 лет соответственно - в список внесены.

 

Кто у нас на очереди? Мокеевы. В 1917 году с радостью двух подходящих для поиска мужчин Мокеевых улавливаю: Родион Семенов 50 лет и Иван Семенов – 60. Назад, в год 1869!
Это, без сомнения, двор 25: вот вам Иван Семенов 14 лет и Родион Семенов 1 года. Родители живы: Семен Григорьев и Агафья Алимпиева, по 40 лет тому и другому. Ну, что ж, будем искать Семена Григорьева в 1834 году… Есть Семион Григорьев сын 4 лет! А отца у него зовут Григорий Мокеев. Мокей Нестеров чуть-чуть не дожил до ревизии 1834 года.
Естественно, мимо отчества Агафьи я тоже пройти не мог, уж очень редкое. И что вы думаете – нашел одного единственного Алимпия Тимофеева. Агафьи рядом с ним быть не могло, поскольку умер он в 1818 году. Не нашел я семьи Агафьи Алимпиевой в Кузяево, видимо, взяли ее замуж из другой деревни.
Но случайно нашел кое-что интересное в связи с Алимпиев Тимофеевым. Весь двор Алимпия (может быть, собственной семьи у него и не было?) из одних племянников состоял с их семьями: Симон Гордеев с семьей в 5 человек, Ефим Гордеев (тоже пятеро), Владимир Гордеев (с женой и сыном), а также племянница Пелагея Гордеева незамужняя. Ну, и что тут интересного?
А вот что: среди всей этой братии племянников Афанасий Ефимов есть 8 лет. В 1869 году ему 45 лет и сын Василий у него появляется 23 лет. А в 1917 году Василий Афанасьев 72 лет записан. С какой вы думаете фамилией? Гордяков его фамилия. Мыслится мне, что она с именем его деда Гордея связана…

 

Еще попробуем? Следующие – Никоновы. Их всего-навсего трое в 1917 году: Евстигней Григорьев 50 лет, Михей Григорьев 57 лет и Анна Панфиловна 60 лет. Итак, начнем с 1869 года: Михей с Евстигнеем Григорьевы 9 и 5 лет соответственно во дворе 143 живут. Отца зовут Григорий Николаев, ему 37 лет. В 1834 году в Кузяево несколько Николаев, Но ни у одного из них нет сына Григория 2 лет. Зато этот самый двухлетний Григорий сыном приходится Никону Максимову. И наоборот: Никакого иного Григория Николаева (Никонова) в Кузяево 1869 года не наблюдается. Ошибка?

 

Фомины. Знатная фамилия. Если верить Интернету, то первым, кто завел фарфоровый промысел в Кузяево в начале 19 века, был Петр Тимофеев Фомин 1788 года рождения. Его отец Тимофей Фомин умер в возрасте 70 лет в 1824 году, поэтому отчество деда Фомы я не знаю.

 

Отдельной группой хотел бы добавить такие фамилии: Ванины, Прошкины, Стенякины. Готов ниже объяснить, почему.
Чьи это дети? Можно сказать: «Ивановы». А можно: «Ванины», как бы подчеркивая, что, дескать, любимчики его. Есть у меня в списках 1917 года Ванин Кузьма Назарович 54 лет (пяти лет в 1869 году). Матерью ему приходится Ирина Петрова Маслова, дочь моего прапрапрадеда Петра Иванова. Отцом – Назар Антонович 49 лет в 1869 году, сын Антона Андреева, внук Андрея Иванова. Может быть поэтому – Ванин? Ванин именно Антон Андреев, поскольку у Андрея Иванова еще сын есть – Карп. Так вот сыновья Карпа, Григорий и Никифор, другой фамилией обзаводятся. Люсины.
Если из того же принципа исходить, дескать Люся – Люда – Людмила, то никак не получается. Имя совершенно не свойственное моим местам подмосковным, старообрядческим. Вы не поверите, но во всей моей базе нет ни одной Людмилы рождением ранее 1920 года. Нет ни в Смолево, ни в Молоково, ни в Кузяево. Так что, как придумались Люсины, не знаю.

 

А вот про Прошкиных догадаться не трудно. Есть среди них Прохор Михайлов 1761 года рождения, которого в определенном возрасте могли Прошкой окликать.
Ну, все понятно, скажете вы: сейчас он под Стенякиных Стеньку – Степана найдет! И попробую. Для этой цели мне Михаил Антипов Стенякин вполне подходит. Ему в 1917 году 66 лет, а в 1869 – 15. Его отца (Антипа) уже нет в живых в этот год, но в 1834 году присутствует в Кузяево, причем в единственном числе. Зовут его Антип Степанов…

 

Надеюсь, не наскучил вам со своими фамилиями кузяевскими.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Забытый брак.

 

Вначале я подумал, дескать, и как ухитрился забыть про этот брак. Но потом проверять стал. Еще в 2005 году Ольга на VGD записала:
«Сысой Егоров 1821-1848
Авдотья Дмитриева 1823-?
Венчались 11 мая 1841…».
Вот и догадайся, что Сысой Егоров Чернов из Новинок, а Авдотья Дмитриева неизвестной фамилии – девушка из Молоково. В этом Ольга мне только что призналась.
Авдотья по отцу Землеков. Только буковка «е» во втором слоге под вопросом некоторым. Если приглядываться к записям ревизских сказок 1834, 1850 и 1858 годов, то да – «е». А в списках избирателей 1917 года фамилия Земляков через «я» пишется. Но поскольку 1917 год – время, как вы понимаете, смутное, то надежнее на старые материалы полагаться.

 

Землековы.
Авдотья Дмитриева – дочь Дмитрия Малафеева и Аграфены (здесь сложно – я не то что фамилию, отчества ее не знаю). Дмитрий же Малафеев 1794 года рождения, как мне думается, к антиобщественным, а, кто знает, может быть, и к антигосударственным поступкам склонен был. За что, по-видимому, его в 1833 году на поселение и сослали. Так что Авдотья с 10 лет без отца воспитывалась.
У Дмитрия не только отец и дед известны, но и прадед – Родион. Его годы жизни лишь приблизительно можно определить. Вот, в частности, известно, что в 1728 году у него сын Тихон родился. Понятно становится, что Родион, скорее всего, родился ранее 1712 года. Ну, а в 1796 году его в живых уже нет. Стало быть, Авдотья Родиону праправнучкой приходится.
Вообще-то у Родиона внуков и внучек предостаточно, но меня только праправнуки и праправнучки заинтересовали. Авдотью мы обнаружили. Но вот еще двое:
праправнук Иван Васильев Землеков, что в 1840 году родился, и Настасья Сидоровна 1846 года.
Иван Васильев, скажу я вам, не простой Иван Васильев, а в жены взявший Демину Феклу Егорову. Чтобы всем понятнее было, рассказываю: жил в свое время в Молоково Демин Трофим Семенов. И было у него сыновей двое (было-то больше, но нас двое сейчас интересуют): Трофим и Артамон.
У Трофима в свою очередь два сына: Григорий и Яков. Так вот у первого из них – Егора Григорьева – Фекла и родилась, что за Ивана Васильева замуж вышла. А у Якова родилась Авдотья. Выйдя за Соколова Михаила Яковлева в Смолево, она моей прапрабабушкой и определилась.
А Настасья Сидорова совсем даже не Землекова, а дочерью Гусеву Сидору Макееву приходится, что на Землековой Фекле Федоровне женился. И вышла она замуж за Демина Василия Федорова – сына Федора Артамонова и внука Артамона Трофимова… Только что мы с вами его вспоминали.
А что мне на это все Ольга ответила, я вам в другой раз скажу. Может быть, еще и Елена откликнется… Ага, дескать, вы же про мои Новинки речи ведете!

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Забытый брак
(продолжу с вашего разрешения)

 

…Так вот, Ольга мне и говорит:
«Брак этот между Новинками и Молоково не единственный. Спустя 8 лет, как Сысой Егоров с Авдотьей Дмитриевой поженились, младший брат Сысоя Николай тоже берет замуж невесту из Молоково. Авдотью Терентьеву. Родилось у них четверо сыновей».

 

Могу кое-что к этому добавить.
Родители у Авдотьи Терентьевой – Терентий Сысоев и Матрена. Фамилия Матрены по отцу мне неизвестна. А вот Терентий – Демин. Правда, это не моя ветвь Деминых (этих ветвей в Молоково было три и можно предположить, что они родственные).

 

Одна из этих трех веток - «Осиповичи» Демины. Образована она двумя братьями: Федотом Осиповым (прадедом Авдотьи Терентьевой) и Емельяном Осиповым.
Братья Авдотьи Терентьевой присутствуют в качестве восприемников: Терентий Терентьев при рождении у Николая с Авдотьей сына Николы (первого) в 1852 году и Яков Терентьев при рождении Николы (второго) в 1853 году.
Интересно, что в 1851 году у этой пары рождается сын Павел, его восприемники Наум Терентьев и Авдотья Дмитриева. Наум – имя для меня новое, если это еще один из братьев Авдотьи. Но может быть простое совпадение отчеств, и он никакого отношения к Молоково не имеет. Точно также и Авдотья Дмитриева. Если это жена старшего брата Николая Сысоя Егорова, о которой я в прошлый раз говорил, то представляет она уже не деревню Новинки, куда выходила замуж, а село Коломенское.
К сожалению, о семьях Терентия Терентьева и Якова Терентьева мне практически ничего не известно. Знаю лишь, что Терентий в 1855 году был отдан в рекруты.

 

Сыном Федота Осипова (прадеда Авдотьи Терентьевой) был Кирилл. На кладбище в Молоково сохранились захоронения внука Кирилла Федора Савельева и его правнука Ефима Федорова. Женой Ефима была Мария Митрофанова. Прожила она ровно 100 лет.

 

f359bbf9b207.jpg

 

Вообще долгожители в Молоково (как и в Смолево, впрочем) раньше встречались достаточно часто. Например, сын Ефима и Марии Тимофей прожил 84 года, дочь Анна – 90 лет. Вот только другой сын Осип Ефимович прожил, видимо, недолго. Он пропал без вести в ноябре 1941 года.
Еще у Сысоя Федотова Демина, деда Авдотьи Терентьевой, был сын Евсей, а у Евсея -внук Федосей Нефедов. Захоронение его сына Романа Федосеева на кладбище в Молоково также есть.

 

239a09c73799.jpg

 

Нужно сказать, что эта веточка Деминых полна вопросов. Практически все невесты, кого брали замуж эти Демины, для меня неизвестны. Не породнились они со смолевскими фамилиями. Да и с местными, молоковскими, также немного: вот только с Гусевыми и Хохловыми.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Сказку-то свою запиши, сказала Галина. Ну вот, записал (о чем ниже), но помните, что это всего лишь сказка. Правда, решил предисловие сделать, поскольку «литературные прения» открылись.
Мне кажется, что учить всех определенному стилю повествования бесполезно и не нужно. У каждого он свой, но не всем это известно. Просто пишущий по тем или иным причинам не решается писать так, как ему надо бы. Для этого себе свободу высказывания следует дать, и. пожалуй, это единственный совет, который я в себе нахожу.
Вот, например, Галина: ее основательность (удивительная, по истине!) диктует ей стиль «фундаментально-пафосный». От него я страдаю, но, в основном, про себя. И вдруг – ее Екатеринбургские заметки появляются. Что я могу в этой ситуации? А вот что: бегать вокруг нее с криками: «Вот оно!!». Размахивать руками и говорить: «Вот бы тебе сохранить такой стиль!». Конечно, если она сама это примет.
У меня другая проблема. Мне хронически не хватает «жизненного контекста». Причем, не просто адресованного к какому-то конкретному времени, но и к конкретному месту и конкретным людям, которые жили в Смолево и соседних местах в ту пору.

 

Нашла Ольга запись о Смолево в переписных книгах 1646 года в РГАДА и мне переслала. Спасибо тебе, Ольга, огромное. Знаешь ведь, как я эти сведения ждал. Я распечатал твое письмо и с собой ношу. Заглядываю в него. Пытаюсь за именами и словами другими эту жизненную канву уловить.

 

Зная, что с людьми, там записанными, каждую минуту что-то происходило, значимое и незначимое, радостное и горькое, поражаешься, насколько малые сведения нам найти удается. Тем большую важность они приобретают. Поэтому «фантазирую». Когда мне Ирина говорит: «Не фантазируй!», я с интересом к этому прислушиваюсь, потому что это слова из области оценочной и оценки для меня значимой. Но «фантазировать» не прекращаю, поскольку это не фантазии, а те мысли, из которых предположения и гипотезы строятся. А без них в нашем деле никак нельзя. Так что, вот вам сказка…

 

Сказка Смолево, год 1646.

 

Информация простая. Восемь дворов в деревне и указаны в них старшие дворов, а более – ничего. Да и то ли Смолево найдено, тоже вопрос был. Обозначено оно так: «Деревня Исаково Смолево тож на речке на Сеченке». Ольга дважды текст перечитывала в связи с почерком сложным, поэтому во втором случае название речки прозвучало как «Оскреневка». На самом деле речка Брекленевкой называется.
Я сразу вспомнил, что где-то есть у меня современная перерисовка некой карты старинной с обозначением «Восточные земли Московского княжества». Самой такой надписи на карте нет, она приводится в записке сопроводительной, видимо, тех, кто ее перерисовывал. На том месте карты, где Смолево быть должно, селение обозначено, но так для меня неудачно, что название его (в две строчки) на загиб карты пришлось, и «съелось». От первой строчки видно только «Иса…», а от второй: «См…». Но, безусловно, совпадает с тем, что Ольга нашла. Речка-ручей Брекленевка Сеченке притоком приходится. Сама Сеченка через Карпово и Молоково протекает. В Молоково на ней приличных размеров пруд устроен. В общем, то, что надо – наше Смолево.

 

Еще сказать нужно, ближайшая запись по Смолево, что у меня есть, к 1710 году относится. Временное расстояние в 64 года преодолеть невозможно, следовательно, рассчитывать, что в записи 1646 года я какие-то знакомые имена мог найти, было бы наивно…

 

Люди знающие вот что говорят: «Подворный учет существовал в России чуть более полувека. Всего известно 4 подворных переписи. Первая была проведена Алексеем Михайловичем Романовым (1646-1647 гг.), последняя, так называемая Ландартская перепись, - Петром I в 1715 - 1717 гг. Перепись 1646 года в отличие от предыдущих писцовых описаний была, прежде всего, учетом населения. Переписчики записывали всех облагаемых податями лиц мужского пола, включая детей (последних - с указанием возраста)».

 

Запись про Исаково-Смолево на 73 листе дела Ольгой обнаружена. А на предыдущих листах: на 72 - деревня Молоково о пяти дворах и четыре двора деревни Лопаково. Кроме того, на обороте 72 листа деревня Оринина (Ариннино) описана, а на 73 – деревни Вороново, Скоморохово (ныне, по-видимому, Мещеры) и Минино зафиксированы.
В Молоково из пяти дворов в трех указаны сыновья, типа: «…с сыном Перошком», «…с сыном Осташком» или: «…з детми Семенком да Иваском». То же и в Лопаково в двух дворах: «…с сыном Созонком» или «…с пасынком с Трофимкой Савельевым». А вот в Исаково-Смолево никого, кроме старших по двору не указано.

 

Стал я думать-гадать, дескать, чего это так вот с деревней моей обошлись. И придумал версии:
одна версия (маловероятная): указывались только старшие сыновья, от которых в ближайшее время можно ожидать создание отдельных дворов, а вот в Смолево, стало быть, таких детей и не оказалось;
версия другая (сомнительная).
По поводу второй версии вот что скажу: обратите внимание на последовательность записей, т.е. порядок посещаемых деревень. Из Молоково в Лопаково километров шесть-семь по асфальту легкому, но асфальта в то время не наблюдалось. А наблюдалась дорога лесная не ахти как и наезжанная, поскольку, если была какая надобность, то от всей деревни кто-то один-двое ехали и разрешали проблему за всех, а дорогу лишнего не топтали.
Ну, ладно, захотелось ему именно в Лопаково поехать, кто ж запретит. Но в Лопаково быть и не заехать в Смолево и Минино (все в одном месте) – это уж какой повод нужен! Может, и был такой повод, например, к застолью по случаю какому спешил писарь с чернильницей на поясе.
Я вот что, кстати, по поводу этой чернильнице на поясе думаю. Не стал бы он дворы обходить и каждый раз писанину свою раскладывать и чернильницу устанавливать. Это же морока какая, а на коленке-то не попишешь! В одном доме надиктовали про все дворы, потом пошел, пересчитал дворы на всякий случай и вперед, к столу. Но настроение праздничное, поскольку грядущая услада от трудов праведных его душу грела. И думаю я, что ждала его эта услада не иначе как в Карпово. Вон ведь следующий маршрут как запланировал. Вокруг леса шевлягинского непроходимого через Вороново и Скоморохово. Правильнее – Скоморохово Мещерьева тож. По месту – сегодняшние Мещеры.
Вот утро, брат… утро всегда после этого дела хмурое образуется. И лишние слова писать, детей всяких там обозначая, рука не идет. Поэтому, когда в Смолево нагрянул, то силы его окончательно оставили. Ладно, еще дворы переписал…
Что-то я совсем за писаря распереживался…

 

Сказка, по сути, с названия Исаково и начинается. Либо два названия (Исаково – Смолево) по первоначалу параллельно существовали, либо Исаково было исходным для деревни. И связано, возможно, оно с неким Исаком, который среди основателей деревни старшим был. Вот только среди имен-полуотчеств тех, кто в 1646 году прописан, никакой Исак не просматривается. И означает это, скорее всего, то, что между ними и Исаком еще одно поколение было.
Если первую мою версию принять, то выходит: во дворах дети малые, а старшим по дворам – 25 - 40 лет. Родились они где-нибудь в 1610 – 1620 годах, приблизительно, конечно. На предыдущее поколение еще лет 30 прикинем, и выходит рождением порядка 1570 – 1600 годов.
А вот тут и смысл есть про Исака вспомнить. Ежели он где-нибудь около 1550 – 1560 года рождения и в рядах переселенцев был, да еще за старшего, то видится мне событие, которое могло его подвигнуть на переезд из привычных мест западных, да в зрелом возрасте – это Брестская уния 1595 года…
Но Брестская уния 1595 года – это разговор особый.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Володя, твою "сказку о Смолево" прочитала с большим интересом, и еще раз по доброму позавидовала твоей манере излагать факты и трактовать скупые строки официальных документов, вроде бы все логично у тебя, да и читать интересно :rolleyes:
Так что жду с нетерпением разгадки о происхождении названия деревни Исаково Смолево тож, которая если я правильно догадалась в Брестской унии 1595 года?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.

Гость
Ответить в теме...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

 Поделиться

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу.
×
×
  • Создать...

Важная информация

Пожалуйста, прочитайте Условия использования