Перейти к публикации

Смолево. Старообрядческое Подмосковье


vladimirS
 Поделиться

Рекомендованные сообщения

В план вставляем на июль 2008 года?
Ну, ты даешь, Татьяна! Уж и пошутить нельзя! :)
Вот в 15.00 мой "старообрядец" заглянет в свою тему, и будет мне нагоняй за этот разгул народной стихии. Хи-хи. Скажет. что это я все спровоцировала.
И ведь не согласится, что в основе его байки от деда Володи. :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Ну так конечно, конечно вали все на Володю.
Володя, ты не виноват, это все она придумала.
А почему бы и нет. Кстати на такое мероприятие ТВ точно уж можно заманить

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

ТВ точно уж можно заманить

А также гостиницы и небоскребы для размещения гостей, регулярное отправление почтовых самолетов и дирижаблей во все концы света, включая Лос-Анжелос и Мельбурн. Даешь Нью-Васюки! :D
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Мне кажется, что мы несколько разошлись и перешли некоторую грань корректности по отношению к тем, кто живет в Смолево. Поскольку тему открыл я, а также, вероятно, и спровоцировал тот шабаш, что возник в теме, то я и приношу извинения перед всеми читателями. Я всегда помню, как по-доброму и внимательно все в Смолево к нам относились. Точно также и я с уважением и теплом отношусь ко всем Своим в Смолево.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

vladimirS
Прошу извинить, если моя шутка показалась неуместной. Она относилась отнюдь не к жителям Смолево, а к нашим размечтавшимся "прожектерам". Я с большим интересом и уважением отношусь и к Вашим исследованиям, и к людям, которые так по-доброму помогают Вам в поиске. Думаю, такое же отношение у всех, кто заходит на эту страницу.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Володя! прости мы естетственно относимся с теплом и пониманием к твоим поискам и восторгаемся ими. Но мне действительно понравилось предложение Галины. Но без тебяи жителей Смолева его не реализуешь :D

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Хотеичи.

Вот в какой день поездки мы там были, я помню не точно, но было это после разговора с Марией Терентьевной и с разговором этим связано.
Первой познакомилась с Марией Терентьевной Галина полтора года назад, и среди множества имен, фамилий, связей, что баба Маня сообщила, сказала она вдруг: «А еще у Ивана Михайловича дочь Елизавета была, ее в Хотеичи за Василия выдали». Но ни фамилии Василия, ни отчества не вспомнила.
А для меня это новостью было. Чтобы еще одну двоюродную бабушку мою никто не помнил, никогда не называл Елизавету - это сильно. Всерьез планировать в Хотеичах поиск учинять я не мог, но придумка туда поехать была.
И представлял я, как подойду к первой же бабушке тамошней с вопросом, что, дескать, не в курсе ли Вы: отдали когда-то мою Елизавету Ивановну замуж за Василия здешнего, вот как бы потомков их сыскать. И спросит меня бабушка: «А за какого такого Василия?» Ну, за такого вот, ну обычного такого Василия…
И спросит меня бабушка: «А в каком же годе это было? В нынешнее время, при колхозах ли, а может быть совсем в старое время?». Ну, скорее в старое. Посмотрит бабушка на меня сочувственно и в сторонку заторопится от греха подале. Фу, стыдоба какая…
Разговариваем мы разговоры с Марией Терентьевной, а мысль про Елизавету у меня в голове вертится. Выждал я, когда Мария Терентьевна к близкой теме приступила, и неожиданным вопросом про Хотеичи ее озадачил.
- «Василий который?»: спрашивает: «Моисейкин его фамилия, а по отцу Александрович». Так вот! И Инне Ивановне с Александрой Савельевной я тут же и доложил, но врасплох не застал, потому как все при таком раскладе тут же с легкость и вспоминают, что да, ну, конечно, Моисейкин.
А Инна Ивановна с присущей ей способностью общество на дела разные организовывать, тут же Женю спросила, а что это мы давно в Хотеичи не ездили. Женя с удовольствием согласился, и мы взяли и поехали, не откладывая.
Мария Терентьевна все правильно говорила: при въезде церковь белая будет православная, а наискосок от нее дом Елизаветы с Василием. Правда его продали. Все так: и церковь в начале деревни, а чуть подале, чем напротив, магазин

Хотеичи Церковь Троицы Живоначальной

38f3e5f23dc2.jpg

 

c12da68f1b2f.jpg
Магазин, я вам скажу уверенно, центральная точка поиска. И вовсе не потому, что там есть все для праздника последующего. Нет, это не главное. Главное, что в магазине всегда самая достоверная информация живет. Входишь и спрашиваешь, что надо. Очередь небольшая, но не видел я еще такой очереди в деревенском магазине, чтобы не приняла она твою просьбу близко к сердцу, так, что о покупках своих забыть можно. Если нет очереди, не беда, та женщина средних лет, что за прилавком, знает все и всех…

Как-то на Севере в поселке глухом (поездом до Котласа через Киров, потом сутки-двое теплоходом по Северной Двине, потом часа четыре - три вагончика узкоколейки, механик тягача проходит по вагончикам и требует, чтобы все вещи в проходе были – вагончики переворачиваются) в магазине продавцом мужчину я встретил. Непривычно. Оказалось, что на поселении после окончания срока. Из Симферополя сам. А мы только пару лет назад в Крыму были. Потому и запомнил, как он все расспрашивал меня и плакал…

«А вам кого из Моисейкиных? Направо – Александр, налево – Виктор». Машина у нас так была припаркована, что удобнее было налево. Едем по пустынной улице, и спросить не у кого. Вот уж дома последние. Тут Инна Ивановна усмотрена в саду мужчина трудится, когда поближе подошли, она и говорит: «А, по-моему я его знаю, только фамилию не помню». Вызвала его, и пока он медленно вспоминал Инну Ивановну, мы серьезно за разговор взялись.
- «Вить, а как твоя фамилия?» - спрашивает Инна Ивановна.
- «Моисейкин я». С другой стороны я вступаю: «Иванов сын?». Про себя думаю – со стороны только красных корочек нам не хватает для полноты образа.
- «Да, Иванович». Я сейчас думаю, что именно с деревни Хотеичи у нас появилась такая деловая хватка разговора. Никаких слез умиления. Все просто: «Здравствуй брат Витя, я брат Вова». И сразу к делу, к информации то есть. Но все же приятно, на самом деле, родственника встретить, о ком еще вчера не знал, не ведал.

b558198dc51c.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Володя очень интересно. Еще раз на Вашем примере убедилась , что случайностей не бывает , интуиция или же что-то иное указывет нам на искомое среди множества вариантов,и машина сворачивает на нужную улицу и вот уже вроде бы незнакомый человек, единственный из замеченных, оказывается близким родственником :) .

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Такие рассказы, лучшая агитация за поездку на родину предков... Все мы через это прошли, только надо торопиться.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Молоково.

 

Вероятно, в восьмой раз уже говорю о том, что Авдотья Яковлевна, моя прабабушка, из молоковских Деминых. Стало быть, едем в Молоково…
С вечера идея приходит кому-то в голову, что можно бы на велосипедах туда отправиться. Это здорово!
У Инны Ивановны дома слишком рано не встают. Только Саша, которому на работу в Москву, поднимается в 5 утра. А мы дружно вскакиваем около семи. Вроде бы пораньше… Но во дворе уже стоят три велосипеда. Едем вчетвером, Галина, Юленька и я, а также Инна Ивановна – на своем скутере.

 

Интересно (немного отвлекаюсь), что близкие по расположению и по числу дворов, а также, естественно, по укладу старообрядческому, деревни по числу фамилий в них отличаются. Вот Ирина приводит данные, что в 1858 году в деревне Яковлевской 35 фамилий установлены, а на каждую из фамилий не более трех дворов приходится, причем есть еще 35 дворов бесфамильных.
В Смолево другая ситуация: фамилий всего 17, а среди них есть такие, что много дворов охватывают. Соколовы, например, 9 дворов, Бубновы - 6, Разухины столько же.
В Молоково третья ситуация: всего 8 фамилий упоминаются, да плюс 5 дворов бесфамильные. Посему мои Демины в тот год аж в 14 дворах проживали.

 

Четыре разговора у меня было в Молоково, пока не понял я, что «ситуация не созрела».
Вообще, следует сказать, в этих местах общаются легко и свободно, рассказывают с готовностью, относятся серьезно. Единственный раз в Молоково меня стали спрашивать заранее, о чем речи вести собираюсь, и зачем мне это, и не наследство ли ищу. Но исключительно из шутливого любопытства, а не от беспокойства.
Я хорошо ориентируюсь в поколениях Деминых где-то с середины 18 века до 1869 года.
Демины в 18 веке тремя семьями в Молоково присутствовали: Семеновичи, Ивановичи и Осиповичи – так я их обозначил по имени самого дальнего известного мне представителя. Семен – прапрадед моей Авдотье Яковлевне.
Но «перепрыгнуть» период с 1870 до 1900 года в разговорах, признаюсь, никак не удавалось. В Смолево много проще. Там я чувствую свою включенность в ситуацию и даже порой удачно вступаю в разговор с репликами типа: «а ну, да, он ведь двоюродный брат Клавдии!».
А здесь не получается, хотя я знаю всех вокруг Авдотьи, начинаю с ее прадеда и заканчивая внучатыми племянниками. Но не находятся они! Значит нужно еще подготовиться, решаю я, не унывая, впрочем.
Рассказывает мне Михаил Назарович Демин.

 

10e712a1132c.jpg

 

Фамилия, естественно, знакомая, а имена, что он произносит, никак и ни с кем не переплетаются. Только успеваю записывать, Федора Савельевича он упоминает, и что отец его, Назар Васильевич, двоюродным братом Исаю Дмитриевичу является, а сноха Агафья Ивановна выходит замуж за Ивана Тарасовича, сына Тараса Федоровича Демина. Нет у меня ни Назара, ни Дмитрия, ни Тараса, никого нет.
Чтобы хоть какие-то ниточки в рассказе Михаила Назаровича почувствовать, понадобилось мне уже дома внимательно в фотографии вглядеться (а Галина, надо сказать, привезла их под шесть гигобайт). Вгляделся, и, вы знает, похоже, нашел я плиту, которую люди в память о Федоре Савельевиче на кладбище Молоково поставили, о котором мне рассказывали.
Вот она.

 

d7cd07d37314.jpg

 

Ну, а то, что его отцом Савелий Кириллов был, а дедом Кирилл Федотов, установить оказалось делом нетрудным. Да, и отец Кирилла – Федот Осипов 1752 года рождения мне известен. Из Осиповичей, стало быть, Демина Михаила Назаровича предки.
Сын Федора Савельевича – Тарас также похоронен на кладбище в Молоково. Помнится мне, что Михаил Назарович сказал: «А жена его Фима из Смолево, только вот не помню из чьих, кажется, из Беловых». Захоронение у Тараса Федоровича семейное и на кресте его жена упоминается: Демина Ефимья Ивановна 1892 года рождения.
Постой, постой, сказал я себе, где-то я уже это слышал!
Рассказывала мне в Смолево Иволгина Валентина Ивановна, что у деда ее, Соколова Ивана Ивановича, у которого сын был Соколов Иван Иванович 1887 года и внук тоже Иван Иванович, но 1913 года, так вот, у деда ее (первого Ивана Ивановича) дочь была…и звали ее Ефимья Ивановна, а родилась она в 1892 году… и выдали ее замуж в Молоково за Демина.
Каково!
Но только вот выдали ее замуж за Демина Ивана Ивановича. Мне бы в ту минуту спросить: «Точно за Ивана Ивановича, не за Тараса Федоровича, не нарекли ли Вы его своим сходно?».
Ну, вот кто ж знал, не спросил. Спрошу еще, все впереди…

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Молоково
продолжение

 

Я просто не успел все написать, поэтому продолжаю…
Когда я говорю о предках Федора Савельевича Демина, то говорю с уверенностью, поскольку все сказанное по этому поводу на данных четырех ревизских сказок, Подворной переписи 1869 года и Исповедной ведомости 1796 года базируется.
Другое дело, когда речь заходит о Тарасе Федоровиче. Что я знаю совершенно определенно:
1) что Тарас Федорович сын Федора Савельевича (это сказал Михаил Назарович),
2) что Тарас родился в 1888 году (это я сам прочитал),
3) что Федор Савельевич умер в 1894 году (это все мы на камне прочитали), следовательно, мог быть отцом Тарасу,
4) никакого другого Федора Савельевича в Молоково в 1869 году не указано.
Исключено ли, что речь идет о другом Федоре Савельевиче? Конечно, нет. Кто-то склонен крикнуть: «Ищите женщину!». Да, я как бы не против вовсе. Да и что собственно ее искать. Пелагеей Спиридоновной жену Федора Савельевича зовут. 1845 года рождения. Тоже из Молоково, кстати. Но что это нам дает?
Вероятно, нужно поискать еще и Савелия. И мы с легкостью находим, да не одного, а двоих (1851 и 1852 года рождения). Савелий Нефедович и Савелий Федулович. Савелий Федулович, между прочим, внучатым племянником Авдотье моей приходится.
Оба Савелия неженаты к 1869 году. Дадим им разбег в год на то, чтобы женой и ребенком обзавестись? Дадим. Стало быть, в 1870-1871 годах у кого-то из них мог Федор и родиться. Возраст возможного отца к такому браку «правильный» - 17-18 лет, хотя по статистике браков преимущественный возраст женихов 19-20 обычно бывает. Но и Федору в этом случае поспешить надобно с браком: ему браком разрешиться нужно лет в 16-17, поскольку к 1887 году он непременно при жене быть должен. График напряженный, но возможный, поэтому мы такой вариант также не будем исключать…
Самое верное сейчас написать Михаилу Назаровичу письмо с вопросами. Что я и сделаю…

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Меткамелино

 

Название деревни сложное и малообъяснимое. На одной из карт я прочитал: «Мяхкомелино», где-то было написано: «Меткомелино».
В Меткамелино отдали замуж за Ермила Тараканова сестру моего отца Евдокию Тимофеевну. У Евдокии с Ермилом было три сына: Иван, Григорий и Андрей.
За нами в Смолево приехали Люба (дочь Ивана - моя двоюродная племянница) с мужем Володей и мой двоюродный брат Андрей.
Раньше мы никогда не виделись и были знакомы с Андреем по переписке, а с Любой – по телефону и электронной почте. Нина Капитоновна, мама Любы, нас в Меткамолино с пирогами ждала. У Нины Капитоновны фамилия по отцу Чехова. Нужно бы выяснить, из каких она мест.

 

d5b47bbc1409.jpg

 

Я уже с уверенностью могу утверждать, что фамилии (по старообрядческим деревням, по крайней мере) свою исходную прописку имеют. Вот взять, к примеру, фамилии по трем деревням в 1858 году, о которых я в прошлый раз говорил. В Яковлевской один список фамилий, в Молоково - второй, в Смолево – третий. Только Бубновы (коренная смолевская фамилия) встретились мне в Яковлевской. Бубновы прослеживаются в Смолево от Селивана, который около 1620 – 1630 года родился. Проживание Бубновых в Яковлевской означает, скорее всего, что либо семья кого-то из Бубновых переехала из Смолево в Яковлевскую, либо после бракосочетания муж водворился в дом к жене. Кстати, «водворился» - это не мой изыск, а принятый в этих местах оборот. Водворяются очень редко, но все же бывает. Правда, в данном случае надо обратить внимание на то, что Бубновы в Яковлевской тремя дворами представлены, стало быть, появились там относительно давно.

 

Меткамелино наряду с несколькими деревнями сегодня входит в Большую Гжель. И, к сожалению, эти странные полугородского типа конгломераты поселений, безусловно, уступают какой-то воздушной чистоте и тишине Смолево. С дорогами здесь сложно. Характерна реакция Володи на предложение Любы «ну, что поедем?»: «Куда? По Меткамелино – ни за что! В Смолево – нет проблем!». Разговор этот, кстати, возник в связи с тем, что мы собрались навестить мою троюродную тетю, что живет в Меткамелино, И про это стоит рассказать.

 

Идем мы по улице втроем (Люба сразу отказалась), а Андрей, я чувствую, в думу впал. Наконец, остановил меня и предупреждать начал, что Она (тетя моя троюродная…ничего, если уж я без имени?) знает так много, как, пожалуй, никто другой, очень авторитетна в деревне … но, вот, дескать, есть проблема…станет ли она вообще с нами разговаривать…человек она непредсказуемый.
Андрей, чувствуется, человек добрый и переживающий. Всячески он нас готовил к контакту. Галина камеру от греха подальше спрятала. Скромно и тихо мы во двор вслед за Андреем проникли и подальше от него скучковались. Единственное, что мы не сообразили, - нужно было вообще где-нибудь в кустах залечь, чтобы нас невозможно было от крапивы отличить.
Переговоры вел Андрей через окно закрытое и занавеску отодвинутую, просил хозяйку поговорить с нами. Его молча выслушали, сверху вниз глядя, нам короткий и суровый взгляд достался. Потом занавеска задернулась, из-за нее рука показалась, и резким жестом нам на калитку было указано. Я потому так подробно пишу, что случай такой единственным был за всю нашу поездку.

 

День этот в Меткамелино полон контактами и переездами: Коптево, Ново-Харитоново, Жирово, Игнатьево, Кузяево. Некоторые из них – это темы отдельных разговоров.
А вечер, глубоко в ночь уходящий, мы за шашлыками и песнями провели…и ежика в белых носочках спасали…

 

a45ea567f6a6.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Ново-Харитоново – Жирово

 

В Ново-Харитоново еще одна моя троюродная сестра живет, Раиса Евсеевна. Двоюродная моя бабушка, Маслова Евдокия Михайловна из Кузяево, вышла замуж за своего земляка Конькова Николая. А у них Евсей и родился, что Раисе отцом приходится. Фамилия у него Акулин. Я никак не мог понять, почему Акулин, а не Коньков. Оказывается, служил он вместе со своим двоюродным братом. Каким-то образом документы их перепутали, и поменялись они фамилиями. История своей простотой непостижимая. Так и не понял я, почему каждый из них свою фамилию не стал отстаивать. Не может объяснить этот казус и Раиса Евсеевна.

 

559565312510.jpg

 

Не все, что рассказывается, нужно принимать на веру. Но аккуратно записать весьма желательно. Это уж позднее, за письменным столом своим, будете внимательно вчитываться в свои карябушки, и только удивляться, что это я здесь не дописал, а там не доспросил. Но вот и запись четкая и фраза взор ласкает своей полнотой, но не клеится никак то, что записано…

 

Записано со слов Раисы Евсеевны, что отец у Николая Конькова Андреяном звался. А вот нет в подворной переписи Кузяево за 1869 год ни одного Андреяна. Андреев - море, а Андреянов нет. Тут только одно объяснение наиболее вероятным признать надо: ошибается в чем-то моя сестра троюродная. Но вот в чем?
Гипотеза первая: не Андреян, а Андрей. Скорее всего, так и есть. Но определить Андрея, способного в 1879 году отцом стать невозможно – их несколько.
Есть и другая версия: может быть, Андреян все же был, но только Николаю не отцом, а, скажем, дедом приходился. А что? Вот такой случай всего один в Кузяево. Андрей Андреянович 1853 года рождения присутствует в переписи. На мой взгляд достаточно вероятная ситуация сложилась.
Позднее, вечером того же дня, вглядываясь в записи, читаю я упоминание Раисы Евсеевны о Маслове Кандее, что в старообрядческой церкви в Игнатьево служил, а его потомок к Кузяево во втором доме справа при въезде живет.
Я знаю, что в Кузяево живет Маслов Константин Карпович. Его дед действительно с 1923 года служил в церкви в Игнатьево. Но только звался он Зиновий. Последнюю службу провел Зиновий Кузьмич в 1929 году, вслед за этим церковь закрыли, а потом, в 50-е годы, и вовсе разобрали.
Вот Кандей Маслов – имя для меня новое. Он мог до Зиновия в старообрядческой церкви служить. Видимо, понимая, что не все может вспомнить, рекомендует нам Раиса Евсеевна к Анашкину Ивану Ивановичу, что в Жирово живет, обратиться.
Едем в Жирово. Необычный человек Иван Анашкин. Какой-то светлый и жизни радующийся.

 


254f8c41c8c4.jpg

 

Прислуживает в православной церкви в Игнатьево, поет, отчего речь у него так же распевно-громкая. Среди прочего произносит он такую фразу: «…а бабушку у меня звали Лукерья Викуловна, по отцу своему она Маслова… а Зиновий, что в церкви служил, ее двоюродный брат! А дочь его Марию в Смолево отдали замуж».
Вот это уже нечто, да не просто нечто, а, прямо скажем, «о-го!». И то, что Марию Зиновьевну из Кузяево замуж за Бубнова Ивана Федотовича выдали, я знаю хорошо. Вы вот что, советует нам Иван Иванович, поговорите с Сапожниковой Лидией Осиповной. Ее мачеха тоже из Масловых.
И поехали мы к Лидие Осиповне, что напротив церкви в Игнатьево живет.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Игнатьево – Кузяево.

 

Нравится мне смотреть, как люди по-хорошему «раскручиваются». И я, разговор этот затеявший, становлюсь им со своими вопросами, в общем-то, не нужен. Им есть о чем поговорить, поспорить, согласиться.

 

2414ec838221.jpg

 

Вот что интересно, думаю я, вспоминая, как спорят в наших разговорах Инна Ивановна и Александра Савельевна в Смолево - такой спор аргументами у них богат. Поэтому за словами «Да что ты говоришь?» непременно какой-то факт следует, который свою позицию подкрепляет. Тогда и оппоненту ничего не остается, как за словами «А ты что говоришь!» свой аргумент выдвинуть.
Но, как правило, разговор согласительный характер носит, а собеседник не только соглашается с другим, но и что-то дополнительное сообщает.

 

Вот и у Лидии Осиповны с Иваном Ивановичем также. Мне все время кажется, что тема родственных отношений в людях, с которыми я разговариваю, постоянно живет. Она близка им, поэтому и откликаются.
Лидия Осиповна легко называет два десятка имен. И среди них одно мне известно – Зиновий…
Живет Лидия Осиповна прямо напротив православной церкви Великомученика Георгия Победоносца. Между ее двором и церковью небольшая площадь. На ней ранее старообрядческая церковь стояла, в которой Зиновий и служил. Церковь разобрали в 50-е годы.
Галина с Любой в это время, когда я разговоры вел, вокруг церкви ходили и красоту эту фотографировали.

 

2f89d9b0bf40.jpg

 

b4e67d7ff744.jpg

 

…Напишу-ка я письмо в Кузяево Маслову Константину Карповичу, с которым Галина год назад разговаривала. Это ничего, что я с ним не знаком. Зато есть, что ему сказать о его предках пяти поколений. Это благодаря рассказам Ивана Ивановича и Лидии Осиповны. Вот так, например:

 

«Самого дальнего из ваших Масловых, Константин Карпович, что я знаю, звали Василий Иванович, он родился в 1774 году. У Василия Ивановича в 1806 году родился сын Панфил. Панфил, по-видимому, был женат дважды, первую жену звали Анной, вторую - Мариной Михайловной. У Панфила, в свою очередь рождаются сыновья: в 1831 – Иван, в 1833 – Егор, Кузьма в 1834 году и Викул в 1837. Все они, скорее всего, от Анны. А вот их дочери Февронья 1851 года и Анна 1853 года рождения, я думаю, от Марины.

 

Жену Викула звали Екатерина Тимофеевна, их дети: Никита 1858 года, Трофим 1863 года, в 1868 родилась Лукерья.
Кто жена у Кузьмы я не знаю, но его дети: Аксинья 1858 года, Татьяна 1863 года, Елена 1867 года. А после 1870 года родился сын Зиновий, Ваш дед».
Ну, и так далее. Но вот в конце я такую приписку сделаю: «Не исключено (но и не доказано), что Василий Иванович по сходству фамилии и отчества родной брат Петра Ивановича Маслова 1792 года рождения, от которого пошли мои Масловы».

 

Проверить это не так просто. Первым делом хорошо бы в ревизию 1811 года заглянуть. Петр в тот год, даже, если и женат был, жил, скорее всего, в доме отца. Есть надежда узнать, как звали отца Петра. Если версия об их родстве справедлива и совсем повезет, то выясниться, что братья одним двором живут. Но думается, что Василий, которому уже 37 лет, мог и свой дом построить. В этом случае этой ревизии недостаточно. Более всего подошла бы ревизия 1796 года, но, по словам Ирины, материалы ее практически полностью пропали.
Была еще ревизия 1783 года, но, похоже, она тоже не сохранились. Остается надеяться, что попадется Исповедная ведомость году в 1795, в которой Петр может быть упомянут.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Владимир, поделитесь секретом: вы все разговоры записываете на диктофон или у вас великолепная память? Запомнить такой объем информации, да еще помнить всех родственников до 18 века... :blink: Просто чудо!

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Natali M
Память у меня ниже среднего. Диктофон очень приличный в доме есть и мы даже пользовались им три раза.
Первый раз в профессиональных целях при проведении интервью и получилось вполне прилично.
Дважды в попытке записать разговор на тему генеалогическую. Если вы пишете диалог и без дополнительных фоновых шумов, то получается все хорошо. Но, если в разговоре больше двоих, да еще фоновый шум ребенка, то разбирать позднее то, что получилось - каторжный труд. У меня терпения просто не хватает, поэтому и получается, что диктофоном не пользуюсь.
Правда, могу сказать, что детали разговоров запоминаю легко, да и как все, вероятно, заметили, с тетрадкой не расстаюсь. Ну, а связи родственные с помощью Древа жизни улавливаю. Так что никакой мистики. :rolleyes:

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Кузяево. Некрополь.

 

При входе такая надпись:

 

5676b6e5c064.jpg

 

Бесспорно, конечно, но сурово…

Бури бывают разные. Порой ее след из поваленных деревьев на километры тянется. Но в этот сезон мы все больше встречаем места их бесчинства, которые как точечные удары выглядят. Вокруг деревья нетронутые стоят, а среди них на небольшом участке (порой метров 50 в диаметре) все повалено.
Последствия такого вот удара мы на кладбище в Кузяево наблюдали.

 

e98112015077.jpg

 

Справа от дорожки такие огромные деревья повалены, а влево – все уцелело. В этом месте вплотную к дорожке находятся захоронения семьи Храпунова-Нового и Барминых. Фамилии-то какие!

 

90b58bac52d6.jpg

 

Зоркий Галин фотовзгляд на надгробии … Барминой надпись изготовителя усмотрел

 

976a50660c99.jpg

 

Раньше я уже говорил, что семьи Кабановых и Соколовых пересекаются: младшая сестра отца Наталья вышла замуж за Степана Ивановича Кабанова. Обе фамилии не из редких, посему сразу и не скажешь, та ли это семья упоминается. Но вот только предки Степана Ивановича (неизвестные мне пока) каменоломнями в Мячково владели, камень в Москву поставляли, а кто знает, возможно, и мастерские по обработке камня для всяческих нужд тоже их были.

 

Кстати, место «напротив почтамта» на Мясницкой весьма интересное и примечательное…
Вот что мне удалось почерпнуть на скорую руку:
Во-первых, дом № 19 - дом в китайском стиле, где долгое время существует магазин «Чай. Кофе». Как стиль дома, так и магазин в нем придумал в 1896 году московский чаеторговец, купец второй гильдии Сергей Перлов. Кстати, его магазин был первым чайным магазином в Москве. У Сергея с братьями было, говорят, 88 магазинов в городах Российской Империи и в Европе: Вене, Берлине, Париже. Фирма поставляла товар для четырех иностранных правительственных дворов. Дом строили специально для представителя китайского императора, приехавшего на коронацию Николая II. Я, впрочем, не совсем понял, строили или только украшали.
В далекие уже времена советского дефицита не посетить этот магазин в последний день командировки в Москву было бы просто неправильным. Запах молотого кофе в магазине этом я помню до сих пор.
Следующий за «чайным» - дом № 21. Дом с полуротондой был построен Баженовым для генерала Юшкова. С 1844 года в нем размещалось Училище живописи, ваяния и зодчества, а после 1917 года – Высшие художественно-технические мастерские (ВХУТЕМАС).
Думаю, что в этом доме родилось много замечательных архитектурно-строительных затей. Но ВХУТЕМАС известен и другими. С ним связана идея на месте храма Христа Спасителя возвести пресловутый Дворец Советов. Так вот…

 

Но что еще ближе к входу в метро расположено, я не припоминаю. Может быть, кто-то и дополнит меня…
Подумал – а вдруг старая фотография этого места найдется…

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Кратово

 

Для тех, кто уже запутался в моих публикациях, сообщаю, что последние месяца полтора-два речь в них идет о нашей с Галей поездке в Смолево в июле этого года.
Готов взять на себя обязательство закончить сей дневник до зимних холодов.

 

Вообще-то, Кратово не входит в зону моих поисков. Возникло оно в планах поездки по предложению Наташи погостить денек у нее на даче. Сформулировано оно было следующим образом: «Раз вы собираетесь в Кузяево, то приезжайте ко мне…». Мы, никак не желая смириться с тем, что одно Кратово находится между Жуковским и Раменским, упорно искали второе где-то вблизи околицы Кузяево, но так и не нашли…»

 

Ирина подъехала в Смолево в то время, которое в санаториях и лагерях детских именуется полдником. Поскольку полдник (или любое иное время дня) у Инны Ивановны по полной обеденной программе проходит, то и выехали мы из Смолево не рано.
Я, естественно, с картой в руках. Поворот на Раменское в районе Донино нашли без проблем. Что интересно, магазин нужный в Раменском тоже одним махом обнаружили.
Проблемы начались позже. Я бы сказал, проблемы концептуальный характер носили, поскольку мы никак не могли с улицы Прямолинейной в Кривоколенный переулок вырулить. Если бы Наташа не отловила нас на трассе, то так и кружили бы по Раменскому, привлекая в качестве источников информации то милиционеров тамошних, то таксистов. Въезд меж высоченных заборов был такой неприметный, что мы точно бы в него не свернули, но с нами уже была Наташа…

 

3ace5775b4d9.jpg

 

Вначале обзорная экскурсия по участку лесному и по даче самой, что очень кстати было, поскольку в веренице комнат, переходов и лестниц разобраться было бы сложно.
На счет Златы я уже был предупрежден, что она в пылу расположения к человеку и зализать может, поэтому был осторожен с ней и в близкий контакт старался не вступать.

 

224bddf758cf.jpg

 

Потом был ужин в комнате под абажуром и долгие разговоры далеко за полночь. Поутру Ирина раньше всех проснулась. Наташа крепким кофе и вкусными пирожками пыталась нас в чувство привести.

 

125240941c18.jpg

 

Нам даже показалось, что ей это удалось, и мы с Ириной принялись бумагиразбирать, но усилия умственные наши оказались тщетными и явно недостаточными в это утро.

 

4ef86bbd051b.jpg

 

Планы на этот день были большими, поэтому Ирина взяла руль в свои крепкие и надежные рули, и мы поехали в Дулево. Фарфоровый завод смотреть…

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Дулево.

 

В Дулево, как вы, возможно, слышали, Терентий Яковлевич Кузнецов около 1850 года завод фарфоровый организовал. Мои Масловы из Кузяево там работали. Работал кое-кто и из Смолево. Например, я от нескольких человек слышал, что Иванов Александр Федорович, сын репрессированного в 1937 году Соколова Федора Ульяновича и Анастасии Тимофеевны, директором завода в Дулево был в послевоенное время.
Я предполагал, что на заводе с такой историей музей должен быть. Хотелось мне поговорить с человеком, который его курирует, и поспрашивать обо всем.

 

Музей, действительно, на заводе есть. Но, как я понял, существует он исключительно для vip-персон, а вот простым человекам, вроде компании нашей, делать там как бы и нечего вовсе. Это я из разговора с руководителем завода, Натальей Николаевной, уяснил.
Аргумент, препятствующий разговору нашему в дружеское русло перейти, был такой: мы сейчас только собираем документы, и у нас ничего нет. Забавно, думаю, а вдруг я мог бы лепту небольшую внести в «собирание» информации. Ну, не я, так кто-то другой на моем месте… А если бы даже и не внес, то разве трудно попросить кого-то из своих помощников, кто к делам музея отношение имеет, уделить минут 15 человеку, за 700 с хвостиком километров приехавшему. И не обиду такая небрежность вызывает, а иронию в Ваш адрес, уважаемая Наталья Николаевна….

 

c19988aa8456.jpg

 

Но вот один из главных специалистов предприятия, что нас у заводоуправления встретил, дельный совет дал – пойти в местный краеведческий музей. Что мы и сделали.
Музей в бывших казармах находится.

 

f2ca3f53f2d8.jpg

 

Три-четыре здания таких казарм (общежитий, если говорить современным языком) сохранились в прекрасном состоянии.

 

6651cd0c8d0c.jpg

 

Мы рассматриваем стенд, посвященный заводу. Обратите внимание, что сзади нас часть зала отгорожена и воссоздана каморка, в которой проживали две семьи. Одна внизу, а вторая – на антресолях, которые можно было устроить, поскольку высота помещения, по моим оценкам, четыре метра превышает.

 


f432bd12b097.jpg

 

В той же экспозиции портрет встретили. Портрет как портрет, ничего особенного. Кроме авторства: подписано «Федор Маслов. 1921».
В Списке лиц, представленных к почетным наградам по XIV отделу Всероссийской промышленной и художественной выставки 1896 года в Н-Новгороде (Е.Галкина, Р.Мусина. Кузнецовы. Династия. Семейное дело. 2005, с. 373), значится от фарфорово-фаянсовой фабрики «Товарищества М.С.Кузнецова» смотритель Федор Григорьевич Маслов. Служит 23 года. Федор упоминается и в 1912 году как работающий на Дулевском заводе.
В ревизской сказке 1834 года по деревне Кузяево указано, что у Фомы Петровича Маслова, моего прапрадеда, есть младший брат Григорий 1825 года рождения. Чтобы отслужить до 1896 года 23 года на заводе, Федору достаточно родиться около 1855 года. Семьи Григория в Кузяево в 1869 году нет, видимо, она перебралась в Дулево.
Но в списке на «исходотайствование» званий «потомственный почетный гражданин» и «личный почетный гражданин» (там же, с. 383) Федор Григорьевич упоминается как крестьянин деревни Кузяевой, заведующий художественной частью живописного отделения завода. Отдельно упоминается и о награждении его большой серебряной медалью за службу церковным старостой. Не исключено, что здесь идет речь о старообрядческом приходе в Игнатьево.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Т.е. авторство почти подтверждено, а на портрете то кто? Может еще работы сохранились, например в запасниках?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Бибиков Валерий

 

Это портрет А.В.Перегудова. Что он писатель и родился в Дулево, знаю. Но что-либо добавить к этому не могу. Пришлось смотреть в Интернете. Первый же материал из словаря. Ребята, стал читать и зачитался настолько, что ссылку забыл взять! Умели же писать, черти! Это я про статью данную. Ни прибавить, ни отнять. Это надо полностью прочесть, чтобы проникнуться эдаким классовым взглядом на творчество писателя. Уж простите меня, грешного, что привожу целиком. Здесь каждое слово дорого…
«ПЕРЕГУДОВ Александр Владимирович [1894-] - советский писатель. Р. в с. Дулево, Иваново-Вознесенской губ., в семье конторщика. Окончил Московское промышленное училище. Печататься начал с 1911. В своих ранних рассказах и повестях П. либо описывал природу, мир животных ("Лесные рассказы") либо воспроизводил переживания людей, близких к природе, психологически примитивных. Преклонение перед стихийными силами природы, поэтизация звериного начала в человеке доминировали в раннем творчестве Перегудова. Основной темой рассказов П. являлась любовь, трактуемая чрезвычайно упрощенно. Постоянен для ранних рассказов П. мотив бегства от общества и культуры в природу или примитивную среду с упрощенными отношениями людей друг к другу.
Романом "Фарфоровый город" [1929] П. впервые переключился на актуальную тематику - перешел к изображению сложного социального коллектива, отобразив жизнь большого фарфорового завода. Однако П. не удалось поднять социально-производственную тему на должную идейную высоту, а в обрисовке людей стройки избежать схематизма, банальности и даже фальши.
Характерная для П. натурализация вносила элементы упрощения в изображение действительности. Гораздо более удачен и современен роман Перегудова "Солнечный клад" [1932], в к-ром П. коренным образом изменяет основную направленность своего творчества. Коллектив строителей побеждает "лесную глухомань", возводя на торфяных болотах электростанцию, человеческая деятельность организует природу в целях лучшего использования ее же даров (в частности торфа - "солнечного клада"). Герои трактуются уже не в плане упрощенного "биологизма", но в их классовой функции.
Все же мировоззрение строителей социализма дано П. отвлеченно, декларативно, причем их убеждения вступают, как показывает писатель, в конфликт с "личной жизнью", любовными переживаниями его героев. Если в образе Дерюгина П. поднимается до разоблачения одного из ранее оправдываемых им индивидуалистов-анархистов, то на образе лесника Терентия еще сказывается имевшая у П. место идеализация близкой к природе первобытной психологии. Но в центре внимания П. теперь уже не анархическая примитивно-эгоистическая индивидуальность, противостоящая коллективу, а личность строителя социалистического общества».

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Про Перегудова действительно сильно сказано - ни отнять, ни прибавить! :blink: Куда нам с нашей первобытной психологией!

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Вторые Кузнецовские чтения

 

2 октября 2007 года в Доме культуры Дулевского фарфорового завода и в Ликино-Дулевском городском краеведческом музее успешно прошли вторые Кузнецовские чтения. Организованы они были администрациями Орехово-Зуевского района и города Ликино-Дулево, ПК «Дулевский фарфор», Ликинским музеем. Официально они назывались так: «Кузнецовский фарфор. Традиции и современность. Образовательные научно-практические Чтения, посвященные 175-летию со дня основания Дулевского фарфорового завода». В них приняли участие работники завода, художники, искусствоведы, историки и краеведы, авторы книг о династии Кузнецовых, священнослужители. В зале ДК, возведенного в 1929г. по проекту великого архитектора Мельникова, собралось немало ветеранов производства, музейных работников и краеведов из Москвы и области, много молодежи.
Все выступления были интересны и содержательны, но особо надо отметить доклад директора ПК «Дулевский фарфор» Натальи Николаевны Захаровой, хорошо иллюстрированные сообщения директора Ильинской школы Ю. А. Карякина и членов Союза художников России супругов М. М. и Г. Н. Обрубовых, эмоциональное, увлекательное выступление протоиерея о. Олега Пэнэжко из соседнего Иоанно-Богословского храма, выстроенного с помощью Кузнецовых. Собственно личности замечательного человека Матвея Сидоровича Кузнецова и его родных были посвящены выступления В. Н. Алексеева, Е. А. Агеевой и М. С. Дроздова.
Интереснейшим событием на Чтениях стало посещение музея Дулевского завода. Целый этаж большого здания заводоуправления отдан под экспонаты (их более 40 тысяч!) – изумительные работы местных умельцев, художников. Живые, запоминающиеся пояснения и справки давал старейший художник Дулева 85-летний Валентин Александрович Городничев. Его персональная выставка развернута в Городском музее. Там и был проведен «круглый стол», посвященный проблемам сохранения исторического наследия, такого национального достояния, каким несомненно является дулевский фарфор и завод, его производящий.
В целом, Кузнецовские чтения в Ликино-Дулево показывают явный прогресс и претендуют на то, чтобы со временем стать авторитетной научной конференцией Всероссийского масштаба, а не только Московского региона. Ведь «фарфоровая империя» Кузнецовых была Всероссийской. Дай Бог, чтобы сохранился в Дулево сам градообразующий завод! Здесь, в Восточном Подмосковье, – корни, истоки и Кузнецовых, и Морозовых, и Зиминых, и Солдатенковых…

 

Информация с сайта "Богородск-Ногинск"

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.

Гость
Ответить в теме...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

 Поделиться

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу.
...
×
×
  • Создать...

Важная информация

Пожалуйста, прочитайте Условия использования