Перейти к публикации

Жители и деревни бывшей Уктузской волости в XX - XXI вв.


 Поделиться

Рекомендованные сообщения

28 минут назад, uljana сказал:

 

 Значит Нестерово "моложе"  Тундровой?? В 1863 году туда, в Нестерову , ссылались  участники  польского восстания , а в Перепись я нашла их в Тундровой. Почему??

Тундрова была основана одновременно с Окуневой. Нестерова поблизости от нее появилась не ранее сер. 19 в. и ее жители были тундровские. Я думаю, уже к этому времени озеро, у которого была построена д. Тундрова, сильно заболотилось и тундровцам пришлось искать поблизости новое место для своей деревни. Но переезжали  на новое место не в раз, а очень длительное время - несколько поколений. Нестерова появляется впервые на 10-верстовке, которую снимали с 1870-х гг. И там под подписью Нестерово в скобках значится (Тундрово). Для администрации это был один населенный пункт, несмотря на то, что жители продолжали проживать и в постепенно пустеющей старой Тундровой. В переписи 1897 все это значится под именем Тундрово. После революции то же стали переписывать под именем Нестерово. Постепенно от старого Тундрового, давно потерявшего значение как самостоятельный нас. пункт, осталось одно урочище на карте.

Изменено пользователем ulmas
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

3 минуты назад, ulmas сказал:

Нестерова появляется впервые на 10-верстовке, которую снимали с 1870-х гг. И там под подписью Нестерово в скобках значится (Тундрово).

Все карты Уктузской волости, что Вы здесь недавно расположили я все внимательно просмотрела, но такого не видела,покажите еще раз одну из них.

7 минут назад, ulmas сказал:

Для администрации это был один населенный пункт, несмотря на то, что жители продолжали проживать и в постепенно пустеющей старой Тундровой. В переписи 1897 все это значится под именем Тундрово

Здесь  у меня несколько иное понимание: в первую перепись крестьяне  записывалось по сельским обществам , например Тундровское с/о, д. Тундрова. Тундровское  с/общество включало в себя  д. Нестерево, как Вы отметили. Только в 1902 году  Тундровское с/о  разделилось на два: Тундровское общество, дер. Тундровская [так записано] причислено в оклад с 1 октября 1901 г 300 душ старожилов и 33 без согласия общества. По решению   общего  Прис[утствия] Тобольского Губернского управления от 6 марта  1902 г № 176 Тундровское общество разделено на два самостоятельных Тундровское и Нестеровское –д. 37 -1902 г.  

Источник: Ф. И. 154. оп. 12. д. 25. Окладная книга Ишимского уезда для взимания государственной оброчной подати .1 января 1902 г. - 31 декабря 1902 г.

 Получается загнивающее селение  выделяется в самостоятельное с/общество Уктузской волости, как то нелогично!! 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

1 час назад, uljana сказал:

 

В 1923 году образовывается Нестеровский сельский совет в составе Бердюжского района Ишимского округа. Возможно, в списках избирателей 1924 .г по селению Нестерово Нестеровского с/с есть члены семьи Аржаловских – Аржиловых.

 

Нет там в списках селения Нестерово. Сельсовет назван уже Нестеровским, а селение, в котором, очевидно, расположено было его правление, по старинке - Тундровское. Автор списков просто еще не успел советизироваться окончательно, что даже в орфографии сказывается. Например, греческого происхождения имена он стабильно пишет с буквой фита вместо Ф.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

8 минут назад, ulmas сказал:

Нет там в списках селения Нестерово. Сельсовет назван уже Нестеровским, а селение, в котором, очевидно, расположено было его правление, по старинке - Тундровское.

Понятно, спасибо.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

5 часов назад, uljana сказал:

Все карты Уктузской волости, что Вы здесь недавно расположили я все внимательно просмотрела, но такого не видела,покажите еще раз одну из них.

Здесь  у меня несколько иное понимание: в первую перепись крестьяне  записывалось по сельским обществам , например Тундровское с/о, д. Тундрова. Тундровское  с/общество включало в себя  д. Нестерево, как Вы отметили. Только в 1902 году  Тундровское с/о  разделилось на два: Тундровское общество, дер. Тундровская [так записано] причислено в оклад с 1 октября 1901 г 300 душ старожилов и 33 без согласия общества. По решению   общего  Прис[утствия] Тобольского Губернского управления от 6 марта  1902 г № 176 Тундровское общество разделено на два самостоятельных Тундровское и Нестеровское –д. 37 -1902 г.  

Источник: Ф. И. 154. оп. 12. д. 25. Окладная книга Ишимского уезда для взиман

Все карты Уктузской волости, что Вы здесь недавно расположили я все внимательно просмотрела, но такого не видела,покажите еще раз одну из них.

Здесь  у меня несколько иное понимание: в первую перепись крестьяне  записывалось по сельским обществам , например Тундровское с/о, д. Тундрова. Тундровское  с/общество включало в себя  д. Нестерево, как Вы отметили. Только в 1902 году  Тундровское с/о  разделилось на два: Тундровское общество, дер. Тундровская [так записано] причислено в оклад с 1 октября 1901 г 300 душ старожилов и 33 без согласия общества. По решению   общего  Прис[утствия] Тобольского Губернского управления от 6 марта  1902 г № 176 Тундровское общество разделено на два самостоятельных Тундровское и Нестеровское –д. 37 -1902 г.  

Источник: Ф. И. 154. оп. 12. д. 25. Окладная книга Ишимского уезда для взимания государственной оброчной подати .1 января 1902 г. - 31 декабря 1902 г.

ия государственной оброчной подати .1 января 1902 г. - 31 декабря 1902 г.

 Получается загнивающее селение  выделяется в самостоятельное с/общество Уктузской волости, как то нелогично!! 

А причем тут логика? Когда это ею руководствовались при всевозможных  административных реформах и изменениях? Какой логикой можно обьяснить, что жители той же Уктузской волости, никуда не выезжая из нее, за свою жизнь успели пожить в десятке областей (причем менялось отнюдь не название, а кардинально сама территория каждой новой области, дважды частотой в год), а что творилось при этом с границами Бердюжского района - так я это попытался картографировать, но всех изменений так и не смог отразить. Просто меняли границы района и принадлежность нп с такой частотой, что этого не успевали отразить на картах и схемах того времени. Ну, оставались еще жители в старой Тундровой. Ну, выделили их опять отдельно. Надолго что ли? В 1924 году она опять одно целое с Нестеровой-Тундровой. Кто скажет, кто покажет где она была эта старинная Тундрова? Даже урочище на самых подробных картах занимает гораздо большую площадь, чем могла занимать сама деревня. Забыли само ее место.  

Ту карту с Тундровой и Нестеровой-Тундровой кто только не выкладывал. Был ее фрагмент в какой-то теме на форуме. 

 Болотистым место, где была основана д. Тундрова, было изначально. Оттуда и название - северное, сибирское слово "тундра" означало просто обширное безлесное болото. Но, видать, была в нем неплохая грива с плодородными почвами, по самому берегу озера, и неплохая рыбалка до времени.

Изменено пользователем ulmas
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

6 минут назад, ulmas сказал:

А причем тут логика? Когда это ею руководствовались при всевозможных  административных реформах и изменениях?

 

Довод достаточно убедительный!!!!

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

4 часа назад, uljana сказал:

 

Довод достаточно убедительный!!!!

Увы. Кроме, как сумасшествием, стремлением каждого нового начальника все сломать и сделать по-своему, или же вредительской борьбой нуворишей за власть, ресурсы и финансирование, ежегодные административные реформы логически не обьяснить.  Народу все это чаще всего ни к чему не надобно. Бывали, конечно, исключения, когда административный центр оказывался на гигантском расстоянии от какого-то богом забытого поселка, тогда как прямо под боком у него был административный центр другой области, района, округа или края. Вот тогда сами жители просили исправить произвол, учиненный властями без всякого намека на логику. Обьяснить кто и зачем обьединял и разьединял хотя бы деревни с позиций логики невозможно. Это было делом каких-то субьективных сиюминутных (вероятнее всего, каких-то фискальных) интересов неизвестных нам давным-давно почивших лиц. Которые и в то время, скорее всего, откровенно не озвучивались.  Если даже и экономических, то ради чьей выгоды? Кто и зачем, пользуясь своим положением или связями, пробивал на высшем и высочайшем уровне то или иное административное решение? 

Изменено пользователем ulmas
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Аржаловы, Аржиловские из Казанского района, преимущественно из д. Боровлянка, откуда происходят их тундровско-нестеровские родственники, и из д. Бол. Ярки того же района (из которой в Окунево переселились в конце 18 в. мои прямые предки Кокушкины, в Ишимский дистрикт приехавшие из подтюменской деревни Перевалова):

00000430.png

 

00000431.png

Это из того же 5 тома книги "Память.Тюменская область" (с.428-429), о которой писалось выше.

 

Буквально на соседних страницах книги явно одно и то же лицо опубликовано как Аржалов и Аржилов Михаил Иванович, 1906 г.р., уроженец с. Дубынка, погибший в бою за одну и ту  же деревню с разницей в 1 день. Явно составители сборника сами не читали, что пишут.

 

Кроме того, в ОБД Мемориал есть сведения об участниках ВОВ, жителях Боровлянского сельсовета - Аржеловском Викторе Павловиче 1904 г.р. (жена Мария Прокофьевна Аржеловская) и об Аржеловском Сергее Петровиче 1923 г.р.

 

Разумеется, больше всего в данной базе представителей фамилии Аржеловский, Аржиловский, Аржаловский встречается среди уроженцев д. Онохино Тюменского района, где была историческая родина этой фамилии (до переселения одной или нескольких семей ее носителей в Ишимский дистрикт в 1759 - начале 1760-ых гг). О переселенцах из тех мест в Приишимье я много писал в теме о деревне Окунево настоящего форума.

Изменено пользователем ulmas
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Я перепись 1897 г. Боровлянки еще не смотрел. В 1782 г. точно не жили. Деревня Боровлянка, по материалам переписи этого года, возникла позже с. Казанского и д. Бол. Ярки, после 3 ревизии 1763 г. - в основном, из бывших тюменцев, жителей двух вышеупомянутых селений. Самая распространенная фамилия в деревне в первую ее перепись была Нагибин. Тоже старинная тюменская. Аржиловских мужского пола в 4 ревизию там еще не было, но у двух жителей были жены урожденные Аржиловские из д. Зырянская Тюменского уезда. В 20 в. эта деревня слилась с соседней Онохиной и в настоящее время это одно крупное село Онохино. Родственники этих жен, будущие боровлянкинские домохозяева Аржиловские, очевидно, подселились позднее. Либо из самого Тюменского уезда, либо из соседних деревень и сел по Ишиму, населенных бывшими тюменцами.

------

Да, между 3 и 4 ревизиями в д. Бол. Ярки (Ярковская, она ж и Зорина) поселился со своей семьей несколько отставший от прочих тюменцев переселенец Григорей Иванов сын Аржиловской из с. Зырянского Тюменского уезда. По результатам ревизии 1782 г. причисленный, по фактическому месту жительства, к ведомству Красноярской слободы Ишимского дистрикта. Одна Аржиловская, из семьи этого Григория, была замужем за жителем этой же деревни. Боровлянковские, ярковские  и тундровско-нестеровские Аржиловские, скорее всего, потомки вышеупомянутого Григория. Интересующей вас фамилии в д. Ярковской (Бол. Ярки) в 1782 г. также нет.

Изменено пользователем ulmas
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

В 19.06.2019 в 14:13, uljana сказал:

 

  В 18.06.2019 в 23:05, ulmas сказал:

Аржиловский Николай Дмитриевич, рядовой 1903 г.р., с.Окунево, погиб 27 февраля 1942, похоронен с. Бологижа, Старорусский район Новгородской области (Там же, с. 200-201). 

Вы правы, ни одной семьи с такой фамилией не было записано в 1897 году в  д. Окуневой,  и запись о рождении Николая не найдена в метрических книгах  Уктузской и Бердюжской церквей за 1903 г.

В списках избирателей  1924 года (Ф.Р.3 оп.6.д.50, Ишимский архив) по д. Окунево Окуневского сельского совета Бердюжского района, как я поняла крестьян с фамилией «Аржиловский» (Аржилов) в списках нет.

 

Посмотрел перепись 1897 г. д. Боровлянка Казанской волости, откуда переселились Аржиловские из Тундровой Уктузской волости.

 

https://www.familysearch.org/search/film/007576533?cat=1641297

 

Ф. 417, о. 2, д. 833 Большие Ярки -- Ф. 417, о. 2, д. 834 Боровлянка -- Ф. 417, о. 2, д. 835 Долгинино
Микрофильм 2160495 
Items 3 - 5         DGS 7576533

Семей Аржиловских в конце 19 в. там много.

Батуриных в этой деревне нет и в 1897 г.

Самые распространенные местные фамилии, кроме Аржиловских, в 1897 г.: Алферовы, Шевелевы, Нагорновы, Волковы, Коноваловы. Переписан в деревне также крестьянин Чикунов Михаил Стефанов 27 л. с женой Евгенией Сидоровой 28 л. и сыном Федором 2 л. Все трое приписаны к деревне Савина Уктузской волости (кадр 858).

Крестить этого Николая Дмитриевича могли в Казанской церкви (прихожанами которой были и окуневцы при основании своего селения и в начале 19 века) - по месту жительства большей части своей родни. С чего ради бы они поперлись в чужую для них Уктузскую, до которой от Окуневой почти такое же расстояние, как до Казанской. Однако ж, почти все книги Казанского прихода (в связи с тем, что селения Ишимского округа при самой р. Ишим и в правобережье этой реки в  середине 19 в. были переданы в состав Омской епархии) находятся ныне в госархиве Омской области, куда ни мормоны не добрались, ни у самих денег не нашлось на массовое сканирование своих документов и соответствующий сайт для их представления.

Вопрос - почему не крестили в православной Окуневской церкви, которую вроде как построили в 1897 г.? А Бог его знает, почему моего савинского деда почти тогда же, в 1902 г., крестили в довольно отдаленной Уктузской, а не в Окуневской церкви, что буквально под боком.

Может, ее реально строить только начали в 1897 г. Или священника долго после строительства найти не могли. Или построили, а официально освятили лишь через несколько лет. Или из соображений престижа, пущей святости или просто привычки прихожане выбирали давно существующую церковь, в которую ходили поколения их предков, а не только что выстроенную.

С какого года вообще появляются православные метрические книги в Окуневом? Мои родственники оттуда старообрядцы, так они начали вести свои метрические книги с конца марта 1908 г., когда их собственная церковь еще только строилась. А освящена была лишь в конце 1908 г. У меня окуневская бабушка, по моим расчетам, родилась в конце января-начале февраля 1908 г. Увы, узнать точное число ее рождения, по-видимому, невозможно. 

Изменено пользователем ulmas
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

В 19.06.2019 в 14:13, uljana сказал:

В 1897 году в д. Тундровой   переписаны:

 Первая большая семья:

1. Аржаловский Кузьма Васильев, хозяин, 79 лет.

2. Аржаловский Никита Кузмин, сын, 46 лет.

3. Аржаловская Ирина Андреева, сноха, жена №2, 37 лет.

4. Аржаловский Архип Никитин, внук, сын №2, 20 лет.

5. Аржаловский Михаил Никитин, внук, сын №2, 19 лет, холост.

6. Аржаловский Иван Никитин, внук, сын №2, 13 лет.

7. Аржаловская Елена Никитина, внучка, дочь №2, 10 лет.

8 Аржаловская Маланья Никитина, внучка, дочь №2, 8 лет.

9. Аржаловский Павел Никитин, внук, сын №2, 5 лет.

10.Аржаловская Анна Ефимова, сноха, жена №4, 19 лет.

.......

 

В 1924 году,  в деревне  Тундровой,  в списках  избирателей  из первой семьи   записаны: 58.Аржилов Никита 77; 61.Аржилова Ульяна 31;  141.Аржилов Архип 46 и 142.жена Ольга 30.

....

Вы правы, ни одной семьи с такой фамилией не было записано в 1897 году в  д. Окуневой,  и запись о рождении Николая не найдена в метрических книгах  Уктузской и Бердюжской церквей за 1903 г.

 

 

Уктузской волости деревни Тундровой крестьянин Архип Никитин Аржилов и законная жена его Анна Евфимиева 10 января 1913 г. крестили накануне родившегося сына Григория в церкви села Дубынского:

кадр 469

Пленка # 007572270

Ф. 255, о. 2, д. 289 Метрические книги 1910-1914

Микрофильм

2329590
Item 3

DGS

 7572270

 

Вообще, в метрических книгах этой церкви 1910-ых гг. полно людей из нас. пунктов Уктузской волости. Особенно, конечно, в разделе о бракосочетаниях. Но в какой помойке находятся эти книги на пленке с чем ни попадя. Найти это можно только случайно.

 

Изменено пользователем ulmas
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

7 часов назад, ulmas сказал:

Посмотрел перепись 1897 г. д. Боровлянка Казанской волости, откуда переселились Аржиловские из Тундровой Уктузской волости.

https://www.familysearch.org/search/film/007576533?cat=1641297

 

Ссылка не работает

 

37 минут назад, ulmas сказал:

Уктузской волости деревни Тундровой крестьянин Архип Никитин Аржилов и законная жена его Анна Евфимиева 10 января 1913 г. крестили накануне родившегося сына Григория в церкви села Дубынского:

кадр 469

  Где имели возможность, там и справляли свои обряды. Другое - сложно отследить,   где эти события  происходили..

Кстати, здесь тоже ссылка не работает.

7 часов назад, ulmas сказал:

С какого года вообще появляются православные метрические книги в Окуневом?

 Эти метрические книги велись с 1893 года, если верить  документу из Тюменского архива:

Ф. И. 255. оп.2 д.279. Метрическая книга Окуневской церкви Ишимского уезда о родившихся, о бракосочетавшихся, об умерших (д. Задола, д. Калодни, д. Коротаевка, д. Крашенева, д. Карькова, д. Мишина, д. Окунева, с. Пегановское, д. Песчаная, с. Сумных, д. Старорямова, с. Уктузское, с. Утчанское) 1 января 1893 г. - 31 декабря 1918 г 

С 12 файла начинается Книга Окуневской Старообрядческой общины Уктузской волости Ишимского округа, 1907-1908 гг.

Там же в Тюменском архиве: Ф. И. 255. Опись. 11. Дела 37 – 48. Книги Окуневской старообрядческой общины о родившихся, о бракосочетавшихся , об умерших (отдельно по каждому событию) с 1908 – 1914 год, 11 томов. 

Там же, Дела 49- 60, Книги Старорямовской старообрядческой общины о родившихся, о бракосочетавшихся, об умерших, также раздельные по событиям, с 1909 - 1915 гг., 12 томов.

  

Изменено пользователем uljana
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Ссылки не работают, потому что это ссылки на фемели серч. Чтобы они стали рабочими, нужно войти на сайт мормонов, по тому хитрому способу, какой ты используешь для этого, а уж потом открывать ссылки. У меня этот сайт открыт и ссылки прекрасно работают. Насчет старобрядческих окуневских метрических книг мне все известно. Я их штудирую не первый год. Православными не интересовался. Нужды пока что не было.  Но все ж проверю - вдруг кто из моих родственников в период с 1893 г. по 1908 г. пользовался услугами и окуневской церкви. 

Изменено пользователем ulmas
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

6 минут назад, ulmas сказал:

Ссылки не работают, потому что это ссылки на фемели серч. Чтобы они стали рабочими, нужно войти на сайт мормонов,

 Зачем тогда их  использовать?, для убедительности информации ?, если практически большинство этот сайт мормонов не употребляют для поиска? 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

1 час назад, uljana сказал:

 Зачем тогда их  использовать?, для убедительности информации ?, если практически большинство этот сайт мормонов не употребляют для поиска? 

А как же они, извиняюсь, вообще что-то ищут? Без этого сайта, если ты, конечно, заранее не скачал себе всего Тобольского и Тюменского архивов  (интересно, каким пиратским способом, если там возможность копирования вообще была не предусмотрена) и не сумасшедший миллионер, чтобы пользоваться указанными архивами, когда они стали платными, просто невозможен никакой поиск по теме форума. 

...

Я не против платы, но за реально выполненную исследовательскую работу, за копирование, выполненное индивидуально по моему заказу, за конкретный предоставленный мне лично осязаемый  товар. Покупка же просмотра, изучения - не кем-то из ихнего архива, но мной самим, за 500 рублей целого толстенного тома, когда мне неизвестно - нужен ли он вообще, или реально нужны в нем пара страниц, а то и строк - это идиотизм, наглый грабеж, беспредел и издевательство. Это все равно как если бы в нормальном магазине требовали б с потенциального покупателя уплатить (и притом практически полную цену всех товаров) за возможность просто посмотреть их, а потом еще раз уплатить за реально выбранный товар. Да идут они подальше. Во всем цивилизованном мире информация подобной давности общедоступна и бесплатна, всенародное и общечеловеческое достояние. Они не частная лавочка, но государственный архив, который существует за народные деньги, работа по сканированию фондов и поддержке сайта и так оплачена и осуществляется за счет нашего кармана. С наших налогов получают себе зарплату архивные паразиты, которые за нее ни черта не делают, даже нормальных описей фондов и дел, из коих клиент мог бы понять где и чего ему искать и что реально и на каких листах содержится в конкретных архивных делах. Но, пользуясь служебным положением и доступом к ресурсам, принадлежащим всему народу, лишь нагло барыжат тем, что отнюдь не является их собственностью. Да, типа, они со своей зарплаты скинулись и приобрели на свои кровные грошики дорогущие сканеры и серверы. За свое бабло приобретали на аукционах старинные рукописи и карты. 

....

Кому эта информация, действительно, нужна, тот откроет ссылку. Или найдет по адресу в ссылке саму пленку и кадр. Архивные реквизиты тоже даю, хоть они, скорее всего, устаревшие, и номера листов иные, потому что многие дела со времени их сьемки переукомплектованы. Первые все же даю, ибо они важны для поиска дел на американском сайте. Номера листов, если пленка включает много дел, к тому же и перепутанных, почти бессмысленны, важнее номер кадра в сплошной и неизменной нумерации от начала и до конца пленки.

Изменено пользователем ulmas
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Взято здесь

https://ok.ru/profile/556860019397

 

Елена Кикина

село Уктуз Бердюжский район, Россия

26 июня

 

,,Как я ,,искала" своего прадеда".

 

Всё надо делать вовремя, чутко прислушиваясь к настоящему, не оставляя на будущее, которого может и не случиться. Наше бытие в основном список повторяющихся бытовых проблем и постоянно вращаясь в этом круге мы не ценим свои чувства и ощущения. Вообще почти не чувствуем себя и близких людей. Фотографию прадеда Александрова Матвея Фёдоровича ( мещанин г. Ишима, помогал отцу с торговлей) в военной форме помню с детства, на ней ему около 26-27 лет. Но почему-то раньше даже мысли не возникло по подробнее расспросить про неё. Была жива его жена б. Мила. Бабушка Мария Матвеевна обладала великолепной памятью, по моей просьбе надиктовала мне Древо Сандровских - Александровых практически без ошибок. Родни много, фамилии у всех разные вот и спросила,  чтобы ориентироваться в родственных связях. Жаль, что по Софейковым так подробно не получилось. Лежат и лежат в семейном архиве ветхие открытка и письмо на готовом бланке с молитвой написанные простым карандашом. Картинки на военную тематику, сходу не прочтёшь, сильно из стёрты, карандаш едва виден. Отсканировала обратилась на наш форум к Успенской В.В. загрузить фото в теме. Участники форума заинтересовались, ,,всем миром" прочитали открытку! Оказалось раритеты 1 Мировой войны, письма жене Минадоре Антоновне с фронта. Сохранившиеся документы такого типа, все написаны карандашом. В окопах чернила и хим. карандаш просто расплывались. Вот такой сюрприз неожиданный! Успенская опубликовала на форуме списки воевавших в 1 Мировую земляков по Уктузской волости. Саша Бессменных отредактировал эти списки. И опять у меня не ,,сработало" к Валентина Владимировне обратиться за подробностями!? Полной уверенности у меня не было. Прошёл где-то год была у меня попытка по фото расспросить на форуме к какому же роду войск относятся персоны на 2х моих фото. Ни к чему конкретному это не привело. В этой весной занялась поиском по ВОВ родственников воевавших и пропавших без вести. По больше стало опыта работы с такими интернет- ресурсами как ОБД-Мемориал, сайты  ,,Подвиг народа", ,,Память народа". Обратила внимание в ОБД на раздел Герои войны 1914-1918 гг.  Вот там и нашла полное подтверждение об участии прадеда и его родного брата Михаила Фёдоровича. Документы о военной части,  мёд.карты по ранениям. Такая вот …»длинная дорога в дюнах» получилась! А немного больше чуткости и интереса к своим близким, во время заданный вопрос и не понадобились бы годы поисков, сбор информации буквально по крупицам. Посмотрела по 14-й сибирской бригаде, нашла Абрамова Матвея Фарафонтовича, Это дед т. Маши Сугоняко. Посмотрела по другим частям, легко нашла другие родственные и знакомые фамилии Абрамовых, Тюльпиных, Ольковых и др. По моему мнению, связь поколений осуществляется через чувство любви, мозги через чур заняты решением суетных, сиюминутных проблем. Хотелось бы пожелать читателям этой заметки: будете внимательны к родителям, бабушкам- дедушкам, вместе с ними уйдёт и память о предках. Заведите себе семейную родовую книгу, записывайте в неё историю семьи, пусть она и не очень героическая, передайте её потомкам...

Фото в комментариях: Александров М.Ф., документальная информация.

Кикина Е.Е.,краевед, родовед, блогер.

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Здравствуйте,всем!!!Сейчас я занимаюсь организацией встречи с учёным- этнографом из Тюмени. Он собирает и фиксирует информацию про сёла основанные переселенцами из Беларуси,а так же челдонами и самоходами. Опрашивает, и записывает рассказы сохранившиеся в семье,традиции пришедшие из прошлого именно по Бердюжскому району. Недавно я задала вопрос человеку кто же такие челдоны,мне так внятно и не ответили. Есть ли в вашем селе такие старожилы,семьи сохранившие традиции предков? Интересна конкретика:люди на старом фото в какой-либо не обычной одежде,сохранившихся в семье традиция, не совсем обычный лексикон,воспоминания запомненые или  записанные в семье потомками. Встреча планируется на конец июля или август,как только будет собрано достаточно желающих поделиться семейной историей. Будем ездить по сёлам, ходить по домам.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

36 минут назад, kredo_16 сказал:

Недавно я задала вопрос человеку кто же такие челдоны,мне так внятно и не ответили.

Челдо́н, чалдо́н или чолдо́н — название коренных русских в Сибири и их потомков. Постоянное население из числа переселенцев из Европейской России сложилось в Западной Сибири в конце XVI—XVII вв.

Слово «челдон» было впервые пояснено в 1866 году в словаре В. И. Даля — бродяга, беглый, варнак, каторжник с указанием на заимствование из монгольского языка.

В настоящее время история происхождения слова «чалдон» («челдон») считается неясной.

 

Слово «чалдон» не является самоназванием русских старожилов, что неудивительно, учитывая нелестную коннотацию.

Иногда слово использовалось с негативным оттенком. В данном случае, видимо, сказалась взаимная нелюбовь между «коренными», то есть челдонами, и новыми переселенцами[5].

Народная этимология часто определяет это слово как сокращение, обозначающее: «человек с Дона» либо «люди, пришедшие на ЧЕЛнах с Дона». Данное слово широко использовалось как самоназвание коренных сибиряков, отличающее их от самоходов — переселенцев из западных областей Российской империи, пришедших в Сибирь в XIX—XX веках[6].

Существует гипотеза, согласно которой обозначение чалдонов произошло от переселенцев с южных рубежей России — жителей, населявших местность между рекой Чалкой и Доном. Отсюда и обозначение — чалдоны (чалдонцы).

 

У чалдонов по всей Сибири речь более правильная по сравнению с другими региональными группами. Слово «чалдон» традиционно произносят в обиходной речи через «а» в Тобольском и Ишимском районах, а также севернее (как ни странно — среди наиболее «окающих» русских сибиряков), «чолдон» через «о» и «челдон» через «е» — в Омской области, в Башкирии и в Казахстане, наиболее часто произношение «чолдон» встречается среди русских — беженцев из Казахстана (в прошлом заселявших Акмолинскую область из Тобольской губернии). Коренные русские сибиряки произносят это слово с ударением на втором слоге. Произношение с ударением на первом слоге — «че́лдон» — характерно для сибирских казаков и их потомков, заселявших Сибирь после превращения её в каторгу и конвоировавших в Тобольскую губернию ссыльных и каторжников. Причина разницы произношения слова «чалдон» и «чолдон» («челдон») по территориальному признаку расселения русских сибиряков на настоящее время не установлена.

 

В обиходе «красный угол» с иконами у коренных русских сибиряков часто называется «божница» как пережиток славянских времен и времен «двоеданства», когда в красном углу стояли статуэтки «божков». Уронить икону до сих пор считается дурной приметой — «божа обидится». После установления власти русского царя в Сибири чалдонов-язычников облагали двойной данью до перехода их в христианство, впрочем, как и православных христиан староверов («кержаков»). Во времена Сибирского ханства часть русских сибиряков так же платила «двойную дань»: одну русскому царю, другую — хану, поэтому вновь переселившиеся в Сибирь после Ермака русские часто называют коренных русских сибиряков «сибирские двоеданы».

 

 Несмотря на славянские традиции, сохраняющиеся в среде чалдонов с дохристианских времен и внешний типично русский облик с традиционными для сибиряков голубыми глазами, чалдоны к старости приобретают весьма характерные монголоидные черты: узкие глаза и желтоватый оттенок кожи, что и является поводом дразнить чалдонов «желтопупыми» как местным татарским, так и пришлым русским населением.

 

 

Изменено пользователем Viktorvam
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Википедия все же удивительный источник. Надо же, оказывается в Сибирском царстве, то есть даже ханстве, в эпоху до русской государственности проживало русское население, да еще и язычники, платящее двойную дань - царю и хану, и частично, видать, тогда же отатарившееся. И что есть источником этих неведомых официальной истории и археологии нонсенсов? Фоменко с Носовским, Задорнов или какой-нибудь новый апокриф Велесовой книги? Не надо цитировать всякой чуши. Народ несведующий и впрямь уверует в правдивость печатного слова (не все же в курсе, что в Википедии половина статей написана кем попало и на достоверность не то что специалистами, но хотя бы студентами соответствующей специальности, не проверялась) и ничем потом этой дурацкой веры в глупости из уверовавших голов не вышибить. Как справедливо писал Ницше (или не писал, но приписывают ему, но все равно лучше не скажешь), не дословно, но приблизительно так: Если кто-то уверовал во что-то без знания, какими фактами я мог бы этого уверовавшего убедить в его ошибке?

Не было никакого русского и уж тем более языческого русского населения до Ермака в Сибири. В сибирских летописях, упоминающих о походе Ермака, которым самим, впрочем, как историческому источнику, цена полушка, единственным встреченным ермаковцами человеком, имеющим отдаленное отношение к Руси, был один пленный чуваш. Которого склонили к сотрудничеству и использовали как лазутчика. Если о таком упомянули, то уж встречу с многочисленными земляками точно бы и через 200 лет не забыли. Правительственные экспедиции также никаких русских старожилов в глаза не видали.

На Севере Западной Сибири, к ханству никакого отношения не имеющем, мог в доермаковскую эпоху существовать поселок нелегальных русских промышленников на месте будущей Мангазеи. Впрочем, и это еще не доказано. Остатки двух русских жилищ 12-13 века как будто обнаружены также в Нижнем Приобье в районе Перегребного. Но это следы эпизодических контактов, а не прочного и долговременного русского поселения. Естественно, и обитателями этих средневековых жилищ были русские христиане, новгородцы. Какие, прости Господи, русские язычники даже в 12 веке?

Изменено пользователем ulmas
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

42 минуты назад, Viktorvam сказал:

«Да воздастся тебе по вере твоей!»

Слава Богу, что я атеист. И скептик. Не завидую верующим, которым воздастся за их лень мыслить, учиться, преумножать знания, критически (но с точки зрения знания же, а не упрямства и глупой прихоти) оценивать информацию, за их примитивизм, тягу к упрощениям (до уровня амебы), за их слепую веру. Эти люди, обладая таким совершенным инструментом познания, как мозг, предпочитают им совсем не пользоваться. Или пользуются им на уровне знаний о мире двух-трех тысячелетней давности. Это преступление перед Вселенной и ее Творцом, если таковой имеет место быть.

Изменено пользователем ulmas
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

В этой теме уже писали информацию про участников войны 1914-1918 гг. по нашей волости. Занимаясь родословной семьи уктузских Шмырёвых нашла на сайте ОБД- Мемориал в разделе ,,Герои войны 1914-1918 гг" интересные сканы подлинных мёд.документов о ранении Шмырёва Гаврилы Киприяновича. Сам бланк первой карточки очень подробный. О грамотности 3 варианта. Вторая карточка синяя,цвет говорит о принадлежности к нижним чинам. Не могу на ней прочитать место ранения. С документами Первой мировой войны гораздо легче работать,бланки типографские. Нет таких огромных потерь как в ВОВ и такого большого количества пропавших без вести. По второму документу ошибка чтения на ОБД -Мемориал. Место ранения они вообще прочесть не смогли. Внук Владимир Мих. Шмырёв 84 года живущий в г.Караганда сказал что дедушка погиб в Германии и это всё что он помнит. Пока других документов и фактов по этой персоне я не нашла. Поиск продолжу. Надеюсь на сайт Мемориала,они продолжают оцифровку и публикации подлинных документов.

 

 

IMG_20190618_182458.jpg

IMG_20190618_173132.jpg

Изменено пользователем kredo_16
Слово исправила.
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

9 часов назад, kredo_16 сказал:

Вторая карточка синяя,цвет говорит о принадлежности к нижним чинам. Не могу на ней прочитать место раненияIMG_20190618_173132.jpg

Я бы попробовал расшифровать эти докторские каракули так:

На Кит. в. по взятии

Только не на китайской войне  - не было в природе ничего подобного. Не с кем там воевать было, кроме банд хунхузов чуть ли не с кремневыми ружьями. Самого Китая, можно сказать, тогда фактически не было. Развалился лет за 6 до того на бесчисленное количество ничтожных аморфных частей и пребывал в таком виде вплоть до 1949 г. 

В общем, что бы там ни было написано, это не место сражения или ранения. А какая-то чушь невнятная и бесполезная.  Служил, в общем, воин на китайской границе, что и так само собой разумеется из именования его полка. 

Изменено пользователем ulmas
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.

Гость
Ответить в теме...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

 Поделиться

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу.
×
×
  • Создать...

Важная информация

Пожалуйста, прочитайте Условия использования