Перейти к публикации

Польские ссыльные Уктузской волости Ишимского округа Тобольской губернии


 Поделиться

Рекомендованные сообщения

Хотели б - сами нашли. Я указал где. А коль не ищите - значит, вам этого и не надо. Ну да ладно, мне не в лом. Держите:

МЕТРИЧЕСКИЕ КНИГИ СИБИРСКИХ КАТОЛИЧЕСКИХ ПРИХОДОВ КАК РЕПРЕЗЕНТАТИВНЫЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК

Текст научной статьи по специальности «История и археология»

  • Недзелюк Татьяна Геннадьевна

https://cyberleninka.ru/article/n/metricheskie-knigi-sibirskih-katolicheskih-prihodov-kak-reprezentativnyy-istoricheskiy-istochnik

 

ЖУРНАЛ
Вестник Томского государственного университета. История
2011
 

Скачайте статью стрелочкой, чтобы иметь оригинальное ее форматирование. Данный текст на с.132, первый столбец (слева, разумеется), верхний абзац. Ссылка после данного сообщения ведет именно к тому источнику, который я указал. Все претензии адресуйте Т.Г. Недзелюк. Лично я ей доверяю. Она ученый. Скорее всего, работала прямо в архиве и с оригиналами указанных книг. Что попало писать и публиковать в университетском сборнике не стала бы. Она большущий специалист по католикам. Материалы собирала, скорее всего, для своей кандидатской диссертации, которую защищала в 2002 г., и для монографии по сибирским католикам, которую опубликовала в 2009 г.

http://www.maiikrn.ru/Mitglieder/1123

Возможно, со времени ее работы архивные фонды были переукомплектованы. Нетрудно заметить, что у отснятых после 1996 г. мормонами материалов и дел, которые ныне выложены в электронных архивах Тюменской области, нередко оказываются разные реквизиты хранения. Прежние целые книги в некоторых случаях расшиты и разделены по нескольким делам. Зачеркнута прежняя нумерация листов и подписаны их новые номера. Очевидно, не соответствуют прежнему составу и нумерации не только отдельные дела, но и целые фонды хранения.

 

Изменено пользователем ulmas
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

19 часов назад, ulmas сказал:
  • Недзелюк Татьяна Геннадьевна
  •  МЕТРИЧЕСКИЕ КНИГИ СИБИРСКИХ КАТОЛИЧЕСКИХ ПРИХОДОВ КАК РЕПРЕЗЕНТАТИВНЫЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК
  • Текст научной статьи по специальности «История и археология»

https://cyberleninka.ru/article/n/metricheskie-knigi-sibirskih-katolicheskih-prihodov-kak-reprezentativnyy-istoricheskiy-istochnik

 Спасибо!   Работу наконец просмотрела- прочитала . Очень большой объем фактического материала. Может быть кто то еще из потомков польских ссыльных найдет в ней информацию по "своим"  фамилиям. 

Еще раз прошлась по фонду И 156:

Ф.И 156 оп. 15 , Метрические книги церквей Ишимского уезда, Дела с №107 (1769 г ),  по № 186 (1862 г).

Ф.И 156 оп.19,  содержит клировые ведомости церквей Ишимского уезда с 1820 г. до 1913 г.  В них копии метрических, исповедные росписи и  обыскные книги.Есть ли в этом документе  уездный г.Ишим?

В  работе  Недзелюк Т.Г. указывается: 14 июля 1913 г. в г. Ишиме ксендз Иоанн Булло повенчал брак крестьянина Дубинской волости Ишимского уезда Петра Коханского, 19 лет (*1894 г.р.), с мещанкою г. Ишима Анелей Валейшо, девицей 17 лет [Метрические книги католич. костела в г. Ишим - ГУТО ГАТ. Ф.156. Оп. 30. д.54].

 Ксендз Ионна Булло, в 1904 году  стал куратом костела в г.Омске, В 1910–1912 гг. возглавлял католическую общину г. Оренбурга ксендз Иоанн Георгиевич Булло (Jan Bullo). Он родился в 1864 г. в деревне Тельшаны Шавельского уезда Ковенской губернии. Окончил Могилёвскую духовную семинарию в Санкт-Петербурге. В 1887 г. рукоположен в священники. В 1912 г. священник И. Булло покинул Оренбург, а 14 июля 1913 г. был назначен настоятелем католического прихода Пресвятой Троицы в г. Тобольске (ныне Тюменской области). 

 Недзелюк Т.Г. нашла выписку  о венчании, скорее всего,  в клировых  ведомостях Ишимского уезда  за 1913.г., других  пока вариантов не вижу.  

   

Изменено пользователем uljana
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

В 30.12.2019 в 10:22, ulmas сказал:

Нашел в одной из католических метрических книг на русском языке печатный образец правильных стандартных записей. Вот о крещении младенцев и иноверцев:

 

Спасибо.  Дополню информацию. 

Метрические книги неправославных церквей.

У каждой конфессии были свои особенности ведения метрической книги, но важные сведения в метрическую запись вносились обязательно.
 Содержание:   Православные метрические книги;  Лютеране;  Католики; Иудеи ;Мусульмане;  Протестанты неправославного вероисповедания; Старообрядцы; Сектантские общины неправославного вероисповедания;

Все образцы записей с объяснениями и «картинками» смотреть здесь: https://yulianovozhilova.ru/metr-books-neprav/

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Печатный образец заполнения католической метрической книги о бракосочетаниях на польском языке (Литва, 1827-1847 гг.):

 

eb5faf2fc64f2fbc8f56f5e187caa4b3d9765b36   

Urodzony, slawetny, szlachetny - все это можно переводить словом "благородный" или существительными "дворянин", "шляхтич" (в латинских метрических записях в таких случаях обычно употребляются слова Nobilium - дворянина и сокращение gD или gsDmi - generosus Dominus, generosa Domina - благородный пан, благородная пани - госпожа, или панна - девица, барышня). Pracowitych - буквально значит "работников", в смысле - простолюдинов (в латинском варианте записей - Laboriosorum). Если речь явно идет о сельском работнике, то можно перевести как "крестьянин", но крестьянами, под более благородным именем rolnik "земледелец" у кресовых поляков были также большинство сельских шляхтичей, которые в быту отличались от земледельцев неблагородного происхождения (простолюдинов pracowitych), пожалуй, лишь чуть большей образованностью, но зачастую и большей бедностью. Гонору у них было хоть отбавляй - у каждого заплатанного голодранца фамильный герб на стене, грамоты, данные предкам 500 лет назад и доставшаяся от них же в наследство ржавая-прержавая сабля, но все это не слишком помогало преуспеть в землепашестве и хотя бы самих себя накормить досыта, при том, что обычным крестьянам-простолюдинам это, хорошо или худо-бедно, удавалось. Дворянством в средневековой Польше наделяли так легко и кто попало, что в иных районах благородное сословие составляло большинство населения. А в целом, на бывшей территории Речи Посполитой, аристократами и шляхтичами числилась приблизительно четверть населения (в любой другой стране 0,5-2 процента). В чем и причина польских бунтов - ужасающее количество бездельников, не пригодных к физическому труду, и даром не нужных в таком кошмарном количестве и никчемном образовании и сомнительных личных качествах на гос. службе. Российское государство держать на шее такую обузу не могло себе позволить. Всем, кто не смогли убедительно доказать свое дворянство, не проявляли даже видимости лояльности в отношении рос. монархии,  не имели желания и способностей проявить себя на гос. службе, его не признали (отсюда формула в документах "назвал себя польским дворянином" - да хоть аристократором себя считай, никаких положенных по закону дворянских льгот от этого не получишь). Большинство остальных постепенно лишили единственной кормовой базы - их крепостных. Польские восстания, действительно, были за свободу. За свободу быть рабовладельцами рабов непольского происхождения. А где других взять, когда чуть ли не все поляки шляхтичи?

Изменено пользователем ulmas
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Печатный образец заполнения католических метрических книг о рождении и крещении на польском языке (Литва, 1827-1847 гг.):

 

2450fa1e9641966b75651337ff1a06ead9765b36

 

В польском варианте, не совсем идентичном русскому,  про несчастную Ревекку (Ривку), стойкую в своем неверии, написано более политкорректно. Можно подумать, автор русского перевода (с лексикой достойной доброго черносотенца),  куда более был огорчен невеликими успехами латинизации и ополячивания иудеев. Видал в наших метрических книгах записи о крещении казахов - таких оскорбительных выражений в адрес иноверцев там определенно не было. Хотя, наверное, это еще от эпохи зависит. Первая половина 19 в. и вторая половина того же столетия между собой несколько различаются. 

Изменено пользователем ulmas
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

В 31.12.2019 в 20:31, ulmas сказал:

у каждого заплатанного голодранца фамильный герб на стене, грамоты, данные предкам 500 лет назад и доставшаяся от них же в наследство ржавая-прержавая сабля,

 

Зачем уж так то непочтительно! Этот атрибут даже в своде законов Р.И. упоминается, правда его наличие еще не  доказательство принадлежности к дворянскому сословию, тем не менее.  

 55. Употребляемые   дворянами   гербы  утверждаются  для  каждаго дворянскаго рода Высочайшею Властію,  и засимъ уже остаются навсегда непремѣнными,  такъ  что безъ особливаго Высочайщаго позелѣнія ничто ни подъ какимъ видомъ изъ таковыхъ гербовъ не исключается и вновь въ оные  ничего не прибавляется (а).

 Употребленіе дворянскаго герба въ какой либо фамиліи можетъ служить доказательствомъ дворянства  тогда только,   когда   вмѣстѣ   съ   тѣмъ   будетъ  доказано,  что  лицо, употребляюшее тотъ  гербъ, происходитъ  дѣйствительно  отъ  предковъ, коимъ дворянство было пожаловано по грамотѣ или привилегіи (б).(а) 1722 Янв.  24 (3890) ст.  16;  1798 Янв. 1 (18302). -(б) 1834 Апр. 20 (7007) І, ст. 2.

Источник: Свод законов Р.И. в 16- ти томах.IX ч 1. Свод законов о состояниях.
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Так и я о том же. Никто их гербы у них не отнимал. Но дворянских привилегий в полной мере за таковыми шляхтичами, чьи предки купили недорого или получили за так свое достоинство от какого-то самозванца во время бесконечных смут (а то и просто выдумали оное - и поди проверь через 200-300 лет в ином государстве), не признавали. Куда было девать столько паразитов? На Украине каждый казак считал себя дворянином. 

Изменено пользователем ulmas
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

В 31.12.2019 в 20:31, ulmas сказал:

Всем, кто не смогли убедительно доказать свое дворянство,

            С необходимостью  подтверждения своего  привилегированного сословия   столкнулись и участники польского мятежа  1863-1864 гг, отправленные  в сибирскую ссылку.

В Уктузской волости именовали себя дворянами около двух десятков ссыльных ,    большинство из Гродненской губернии. Все сосланы без суда в административном порядке, без лишения прав состояния.

      Высочайше Утвержденным Положением Западного Комитета было определено: при невозможности  наделять землею и причислять их к обществам государственных крестьян лиц привилегированных сословий без нарушения принадлежащих им сословных  прав, которых они по судебным приговорам не были лишены, всех  лиц этих сословий,  высылаемых из Западного Края как для водворения так  и на жительство, передавать в распоряжение  Министра Внутренних дел, причем поручить Министру, по соглашению с Шефом жандармов, сосредоточить их в местностях  более отдаленных, с усилением за ними надзора  ….  назначении места жительства таким политическим преступникам, на водворение , о звании которых в полученных о них документах или  путевых списках нет положительных сведений, но которые предъявляют различные документы о принадлежности к дворянскому сословию, Управляющий Министерством Внутренних Дел   24 февраля 1865 года за № 1381, уведомил Губернатора, что те из числа присланных на водворение в Тобольскую губернию, которые представят документы о дворянстве, должны быть на точном основании означенного Высочайшего повеления, исключаемы из числа водворяемых и размещаемы по  городам Тобольской губернии, с учреждением за ними строго полицейского контроля.

Имея же затем в виду, что доказательством дворянского происхождения высылаемых по политическим делам хотя и должны служить именные списки, при которых эти лица препровождаются    на водворение, но,  принимая во внимание, что уже были неоднократные примеры неправильного назначения по статейным спискам лиц дворянского происхождения, Управляющий  Министерством просил Губернатора, в устранение всяких по этому поводу  недоразумений,  при получении от показывающих себя дворянами документов, рассматривать их с возможною тщательностью, не возбуждают ли документы эти сомнения в  их достоверности, а равно  принадлежат ли, по содержанию своему, к числу актов дворянского сословия и, в противном случае,  для разъяснения  сомнений входить по сему предмету в сношение  с начальниками тех губерний, откуда высланы представленные документы, а затем высылать последние сведения Министерству, которые будут получены, от подлежащих   начальств, удостоверивших действительную принадлежность к привилегированному сословию лиц неправильно назначенных к водворению на казенных сибирских землях; в тех же случаях, когда польские переселенцы показывающие себя из дворян, не представят надлежащих документов о своем происхождении, а лишь будут ходатайствовать о вытребовании им  таковых от подлежащих предводителей дворянств, не останавливаться своими распоряжениями  о водворении этих переселенцев в округа губернии, впредь до разрешения о них переписки с местными властями, и лишь по получению от последних точных доказательств и сведений  о дворянском их происхождении, исключить этих переселенцев из своих списков  и уведомлять экспедицию о ссыльных об  окончательном оставлении их на жительство в по городам губернии с учреждением за ними полицейского надзора.

Источник: Макаров, А. Очерк водворения по Тобольской губернии переселенцев из Царства Польского и Западных губерний после мятежа 1863 года / А. Макаров. - Тобольск, 1914. - 124 с. : табл. - В подзаг.: По материалам архива Тобольской казенной палаты.https://rusneb.ru/catalog/000202_000005_1015468/ 

 

Далее, решение Западного Комитета (был образован по распоряжению Александра II 20 сентября 1862 г.-1864 гг.)  о трех вопросах по ссыльным.

 

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Интересный документ. Видать, из наших ссыльных (поголовно утверждающих о своем дворянстве и не без оснований, ибо по метрическим книгам они таковыми и записаны от рождения, также как их отцы и деды), так никто и не смог подтвердить заслуживающими доверия (выданными монархом, имеющим на это право) жалованными грамотами своего потомственного дворянства, коль все в итоге оказались крестьянами, в лучшем случае - мещанами. Их дворянство, получается, просто семейная легенда. Фальшивое дворянство в западных областях делалось запросто. Нахимов, будучи чуть ли не из евреев (фиг теперь достоверно установишь, так как старательно подчистил за собой корни), например, чтобы поступить в Морской корпус, сделал себе таковое. До первой серьезной проверки прокатывало. Потом у заслуженного офицера, героя, естественно, никто бы его не отнял. Даже если и фикция, и так заслужил. Но кому нужны мятежники с липовым дворянством? Его даже и отбирать не потребовалось, так как документально они его никогда не имели. А их древние грамоты с гербами им нарисовали на рынке или выдал какой-нибудь вельможа, никогда не бывавший законным королем. 

Изменено пользователем ulmas
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

31 минуту назад, ulmas сказал:

Видать, из наших ссыльных (поголовно утверждающих о своем дворянстве и не без оснований, ибо по метрическим книгам они таковыми и записаны от рождения, также как их отцы и деды), так никто и не смог подтвердить (заслуживающими доверия и выданными тем, кто имел на это право) жалованными грамотами своего дворянства, коль все в итоге оказались крестьянами. Их дворянство получается просто семейная легенда.

   Может быть они даже и прошения не писали о подтверждении своего дворянства, или  по ряду обстоятельств губернские правления не смогли собрать -найти эти документы, это не  просто!, искать  нужно  в тобольском архиве, там есть такие дела. 

                        Отдѣленіе третіе.

             О  доказательствахъ дворянскаго состоянія.

    52. Неопровергаемыми   доказательствами   дворянскаго   состоянія

признаются:

   1) Жалованныя грамоты на дворянство или на титулы Князей, Графовъ

или Бароновъ.

   2) Дворянскіе   родословные   книги    и    списки,    содержимые

Департаментомъ Герольдіи.

   3) Жалованные отъ Государей гербы.

   4) Патенты на чины, приносящіе дворянское достоинство.

   5) Доказательства,  что  кавалерскій  Россійскій   орденъ   особу украшалъ.

   6) Доказательства чрезъ жалованныя или похвальныя грамоты.

   7 ) Указы на пожалованіе земель и деревень.

   8) Верстаніе въ прежнее время по дворянской службѣ помѣстьями.

   9) Указы или грамоты на пожалованіе изъ помѣстья вотчинами.

   10) Указы или грамоты на пожалованныя деревни и вотчины,      хотя бы оныя выбыли изъ роду- 

11) Указы,  наказы  или грамоты,  данные дворянину на посольство,     посланничество или иную посылку.  

12) Доказательства  о  дворянской  службѣ предковъ и написаніе въ прежнихъ десятняхъ изъ дворянъ и дѣтей боярскихъ.  

13) Доказательства,  что отецъ и дѣдъ вели благородную жизнь, или состояніе, или службу, сходственную съ дворянскимъ званіемъ.  

  14) Купчія, закладныя, рядныя и духовныя о дворянскомъ имѣніи.  

15) Доказательства, что отецъ и дѣдъ владѣли деревнями. 

16) Доказательства  поколѣнныя  и наслѣдственныя,  восходящія отъсына къ отцу,  дѣду,  прадѣду,  и такъ выше, сколько показать могутъ или пожелаютъ.  

17 ) Внесеніе рода Департаментомъ Герольдіи въ общій  дворянскихъ родовъ гербовникъ. 

18) Всякія  иныя,   сверхъ   исчисленныхъ,   могущія   отыскаться справедливыя  и неоспоримыя на дворянство доказательства. 

1722 Янв.24 (3890) ст,  15,  16; 1758 Hоябр. 13 (10900); 1761 Мая 23 (11255);1766 Март.  31 (12610); 1785 Апр. 21 (16187) ст. 91, 92; 1798 Янв. 1(18302);  1803 Февр. 4 (20608) ст. 2; 1834 Апр. 20 (7007) І, ст. 14;1848 Мая 12 (22269).

 http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?empire&nochache 
Свод законов Российской Империи. Издание в 16 томах: Том IX , ч.1.  О состояниях. ( в редакции 1909 года)
Изменено пользователем uljana
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Я думаю, если бы у них были соответствующие бумаги, они бы обязательно хлопотали о подтверждении своего дворянства. Не враги же они сами себе. Если не писали, значит, прекрасно знали, что оно ничем не подтверждается. Метрические книги это не тот документ, по которому гарантируются дворянские привилегии. В них не указывается кто, кому и за какие заслуги пожаловал это дворянство, личное или наследственное. Юридически эти книги ничтожный документ. Фактически, указание на старинное дворянство я нашел только на Коханских. Их однофамильцы и, очевидно, родственники или предки, в 17 - нач.19 вв., судя по рукописям из госархива Литвы, исполняли какие-то функции в одной из усадеб семейства местных вельмож, претендующих на княжескую власть. В одном из документов от 1812 г. к тогдашнему своему господину даже обращаются со словом "монарх". Только сомневаюсь, что российский государь признавал право на монархическую власть у какого-то литовского князька, добровольного наполеоновского лакея. К тому же, и изменника. Наверняка присягал на верность российскому престолу, когда при разделе Речипосполитой Троцкий уезд, древнейшая часть Литвы с первой столицей литовских князей (Старые Троки), вошел в состав России. Если дворянство Коханским выдал не польский король, а подобный полусамостийный его слуга, естественно, для российских властей оно никак не являлось легитимным. Это не дворяне, это панская дворня. Вроде управляющего поместьем настоящего помещика, дворянина и аристократа. На селе это, конечно, элита, но в приличное дворянское общество не вхож абсолютно.

Изменено пользователем ulmas
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

3 часа назад, uljana сказал:

Макаров, А. Очерк водворения по Тобольской губернии переселенцев из Царства Польского и Западных губерний после мятежа 1863 года / А. Макаров. - Тобольск, 1914. - 124 с. : табл. - В подзаг.: По материалам архива Тобольской казенной палаты.https://rusneb.ru/catalog/000202_000005_1015468/ 

 

На  стр 91-101 этого источника  описаны проблемы  устройства польских водворенцев  в Ишимском округе. Полезная информация для понимания проблем ссыльных  на местах причисления. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Занимаясь поисками сведений о польском ссыльном в Ишимский уезд дворянине Виленской губернии Трокского уезда Александре Петрове Коханском, прихожанине Пшелайского и (с середины 1840-ых гг. вновь учрежденного) Недзвингского прихода, экономе, родившемся, судя по записи в Пшелайской метрической книге (имя, данное при крещении Александр Леонард), 25.10.1822 г. (в семье дворян Петра Коханского и Анели или Ангели, урожденной Лукашевич) и проживавшем в околице Талькуны, сосланном из Вильно в Сибирь в конце октября - начале ноября 1864 г., вместе с женой Казимирой Юрьевной Коханской (урожд. Яцунской) и 4 детьми - Натальей Юзефой (род. 8.09.1852 г.), Ипполитом или Гиполитом (род. 4.06.1855 г.), Болеславом (род. 20.03.1859 г.) и Еленой или Геленой (род.11.09.1861 г., умерла в пути в Ниж. Новгороде зимой 1864-1865 гг.), которых я считаю предками многочисленных (в начале 20 в.) Коханских из г. Ишима, а одного из сыновей - прадедом окуневского писателя Николая Денисова, случайно наткнулся в совершенно неожиданном месте - в скопированном много лет назад листе метрической книги Уктузской церкви за 1868 г. - прямо над записью о смерти моего савинского прапрапрапрадеда Емельяна Филимонова Безсмертных - на запись о смерти в с. Уктузском в ночь с 31.10. на 1.11. поселенца из д. Грачи Дубынского прихода Александра (запись N70 о смертях особ муж. пола в этом году). Фамилия умершего и похороненного в селе чужака местным, очевидно, не была известна. В связи с чем, отсебятиной выглядит и указанный в книге его возраст - 65 лет и причина смерти - от старости.

Нам известно, что семья Александра Петрова Коханского подлежала водворению именно в с. Дубинском Ишимского уезда. Но там никаких следов ее в переписи 1897 г. обнаружено не было (как, впрочем, и в д. Грачи Дубинского прихода). Но в какой-то деревне этой округи данная семья, не имеющая способных к земледелию работников, все же была водворена (представляю с какой радостью для местной общины, вынужденной, никогда не будучи барскими холопами, кормить за свой счет и жалкое пособие от государства эту севшую им на шею бесполезную шляхетскую ораву, вдобавок - иноверцев и бунтовщиков). Как мы помним, крестьянином Дубинского прихода в начале 20 в. обьявил себя, безусловно, один из внуков Александра, при бракосочетании в Ишимском костеле с девицей Валейша. 

Я в случайность подобных совпадений как-то не верю. Сам черт, ради искушения, засунул запись о смерти чужака поселенца Александра туда, где никто в жизни не догадался бы искать информации о главе вышеупомянутой семьи. Но где непременно ее обнаружу я, из чувства досужего любопытства взявшийся вытряхнуть из гроба и с пристрастием допросить политического преступника Александра Коханского.

Судя по собранным в моем досье документам, гордый шляхтич отказался принять от ненавистного ему государства положенную ему в дорогу казенную простолюдинскую зимнюю одежду, идеально подходящую для столь длительного зимнего путешествия. Уважаю за принципиальность (как говорили классики: "Гвозди бы делать из этих людей! Не было б в мире т..... гвоздей!"), но не одобряю за глупость (просто детство какое-то: отморожу уши назло бабушке). Видно, что дедушка нашего героя, тоже, скорее всего, эконом, как целая плеяда Коханских, управляющих имениями в Троцком крае века с 16 или 17-го, не покидал своего теплого и уютного гнездышка, пока десятки тысяч его земляков переживали кошмар наполеоновского анабазиса в России - и ничему, реально полезному в жизни, своего внука не научил. И отправился Александр в Сибирь, как пишет источник "в собственной одежде" - надо полагать, модных прибалтийских нарядах. Его жена Казимира аж такой модницей и фанатичной патриоткой не была (чем нисколько свое достоинство не опорочила) и охотно приняла вражеские суконные рукавицы, овчиные шубы и армяки на себя и каждого из своих детей, по паре рубах всем, юбки суконные - для себя и дочерей, по паре башмаков и шерстяных чулков каждому из детей, себе - пару котов  (не тех, что мяучат; Коты - теплая зимняя обувь. «Коты заместо пимов носили, овчиной изнутри крыли. Тепло было в них»), по паре порток и брюк для сыновей. Супруга и дети, кроме самой младшей - Гелены, за которой не уследили в дороге, доехали до Тобольска благополучно. Глава семейства - с диагнозом: "Имеет чахотку легких, сопровождаемую значительным изнуреньем - к сельским работам неспособен". Сперва я, грешным делом, подумал, не купил ли он такую справку, чтобы отмазаться от тяжелого крестьянского физического труда. Но, похоже, что все же нет. Наверное, потому и семья, первоначально следовавшая на поселение в Томскую губернию, оказалась перенаправлена в относительно близкий Ишимский округ, Красноярской волости в село Дубинское "на призрение к старожилам, по неимению в семействе способного работника, с выплатою за это сорока пяти (45) руб. в год, впредь до совершеннолетия сыновей". Наверное, тобольский фельдшер просто не гарантировал властям, что больной в таком состоянии вообще доедет живым до первоначально указанного места водворения. Для переезда семьи из Тобольска в с. Дубинское было предоставлено полторы подводы. В последний отрезок своего длительного путешествия Коханские были отправлены 13 августа 1865 г. в составе XXII партии. Через пару недель, к концу августа, очевидно, были уже на месте. 

Вопрос - если в метрической книге Уктузской церкви запись, действительно, о смерти (через 3 с небольшим года после водворения) Александра Коханского, которого угораздило помереть незнакомцем в чужом селе и чужой волости (полагаю, по пути в г. Ишим по какой-то формальной надобности: хотя бы за тем же ежегодным пособием), где еще может быть запись о его смерти, оформленная, как полагается? Может быть, полицейский документ о смерти их подопечного в этот год давно известен тем, кто просматривал подобные бумаги? 

Указанный в МК неправильный возраст ни о чем не говорит. Если Александр Коханский был давно и незлечимо болен, ничего удивительного, что ему посмертно приписали лишних 18 лет жизни и сочли за старика. Сам он всю дорогу в Сибирь отказывался назвать свой настоящий возраст, отчего на глаз писали ему сперва 40, затем - 48 лет (хорошо так внешне постарел от болезни и изнурения - за 10 месяцев на 8 лет), когда он имел, в действительности, 43-44 года (а его жена вообще ввела в ступор переписчиков, не поверивших первоначальной записи о ее 53-летии, что они под сомнением подправили на 45; явно помолодела на свежем воздухе). Если скрывал от полиции то, что они легко могли, но просто не пожелали проверить, с чего ради ему было вещать всем и каждому о своем возрасте в чужом селе?

Удивляет иное, как не совсем по-христиански обошлись с умершим в Уктузском селе пришельце. Если он все же успел назвать свое имя, положение и место жительства (скорее всего, и фамилию, непривычную местному слуху, которую просто не запомнили и не смогли воспроизвести), отчего его тело не было отправлено для похорон по месту жительства (ноябрь не лето, не успел бы труп испортиться за день и даже два пути) или хотя бы не послали в его деревню за его близкими? До деревни Грачи и полусотни км нет от с. Уктузского.  Скорее всего, я думаю, потому что не считали покойного настоящим христианином. И палец о палец ради него пошевелить не желали. Не то, что бросать все и отправляться в стокилометровый путь туда и обратно. Формально исполнили долг перед усопшим - и ладно. А запись, скорее, для полицейского чиновника, который сам разберется что за поселенец тут помер. 

 

Изменено пользователем ulmas
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

17 часов назад, ulmas сказал:

Вопрос - если в метрической книге Уктузской церкви запись, действительно, о смерти (через 3 с небольшим года после водворения) Александра Коханского, которого угораздило помереть незнакомцем в чужом селе и чужой волости (полагаю, по пути в г. Ишим по какой-то формальной надобности: хотя бы за тем же ежегодным пособием), где еще может быть запись о его смерти, оформленная, как полагается? Может быть, полицейский документ о смерти их подопечного в этот год давно известен тем, кто просматривал подобные бумаги? 

Наибольшее  число польских участников восстания умерло в первые годы  ссылки. В подавляющем большинстве они были католиками, римско - католического исповедания и в метрических книгах православных церквей записи об умерших католиках не велись, " в метрические книги записывать нет повода, по сведению  церковных служителей Усть – Ишимской Николаевской церкви,  так как в циркуляре сказано погребать только с пением «Святый Боже» и больше ничего." Правильно оформленную запись  можно увидеть только в костельных книгах. С 1868 года в Тобольске был организован  приходской католический храм, а     в 1884 году   куратом Тобольского римско - католической церкви был назначен священник А.Людович, в метрических книгах  этой церкви записей о смерти практически нет. Священники православных церквей , видимо,   передавали  сведения волостным исправникам, а в целом по губернии появились архивные документы:  Ф. И. 152 оп. 4 д. 537.Дело об умерших политссыльных. 6 марта 1868 г. - 10 июня 1870 г.,  или  другой документ -  Ф. И. 154 оп.25 д. 10. Дело об умерших и возвратившихся на родину польских ссыльных.  Там  есть Ишимского    исправника  донесение  от 29 сентября 1869 г.  Подобные документы искать следует в архивах!

Запись о смерти в с. Уктузском в ночь с 31.10. на 1.11. поселенца из д. Грачи Дубынского прихода Александра (запись N70 о смертях особ муж. пола в этом году), показывает, что Уктузские священнослужители либо нарушили циркуляр, либо они признали его православным  по нательному крестику, которые отличаются от нательных католических крестиков.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Думаю, данные о смерти Александра, если это он, непременно должны быть в первом из вами указанных документов. Если вам случится с ним поработать (я так узко специально поляками не занимаюсь и он мне не родственник, чтобы ради него специально искать вне электронных архивов), посмотрите, если вам будет не сложно, и на наличие этой персоны. По крайней мере, один из его потомков был не только нашим земляком, но и одним из известнейших и талантливых.

 

Ничего, чисто по человечески и христиански, уктузский священник не нарушил. Он не мог не исполнить некоторого обряда над умирающим или уже умершим христианином, даже не православным. Если недоступен священник его конфессии. И католик, даже самый фанатичный, при таких обстоятельствах, от помощи православного священнослужителя, скорее всего, не отказался бы. Выбора нет - иначе умереть и быть похороненным, как собака. Мало ли о чем там в инструкциях пишется. Едва сводящие концы с концами сельские попы, в отличие от наевших ряхи синодских чиновников, в Бога, в основном, еще верили.

 

Я не верю в то, что это был православный именно потому, что местные, зная, откуда он, не отвезли покойного хоронить домой. Хотя расстояние и сезон это вполне позволяли: от Уктуза это примерно такое же расстояние как до д. Половинная того же прихода, только надо было свернуть на восток от ближайшей к волостному селу на юге д. Кушлук и ехать от нее еще дважды такое же расстояние. Или повернуть прямо от Уктузского на Нестерово, а оттуда на юг даже меньшее расстояние, чем до д.Нестерова; в таком варианте расстояние от волостного села до Грачей по тогдашним дорогам такое как до д. Окунево Уктузского же прихода, только на Окунево от Нестеровой ехать на север.

 

aeedd107e681.jpg

 

Или не привезли на похороны его семью, если первое было несподручно (была бы при погребении семья, знали бы тогда его фамилию). Ну, не поступили бы так некрасиво с православным. А в данном случае, просто выполнили элементарный христианский долг и больше ничем себя не считали обязанными. 

 

Кстати, если мне не удалось найти следов семьи Коханского ни в с. Дубинском (где они, по-видимому, никогда и не жили, не приютила их там местная община, а отправили куда подальше на периферию своего прихода), ни в Грачах (которые шли у меня под подозрением из-за относительной близости и срединного расположения по отношению  к Зарослому и Окуневой, где была замужем Анастасия Коханская), то, естественно, следующей следует проверить д. Кокшарову, расположенную буквально обок с Грачами, при том же Грачевом озере (за сорок лет представителям этой семьи переместиться на пару км было дело плевое). Не обнаружатся и там - то Кугаеву. 

 

Насчет Ишима это я, конечно, погорячился. По тем дорогам, да и ныне, добираться из Грачей туда через Уктусское - это немыслимый крюк. Бог знает, что могло понадобиться этому Александру в Уктусском, где его никто не знал. 

 

Изменено пользователем ulmas
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

1 час назад, ulmas сказал:

Он не мог не исполнить некоторого обряда над умирающим или уже умершим христианином, даже не православным. Если недоступен священник его конфессии.

Полностью согласна. В православных МК периода 1 Мировой в церквях возле ж.д., идущих с запада на восток, неоднократно попадались записи о неправославных христианах, в основном о пленных.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Нашелся сын Александра Коханского Ипполит 43 л. (это он малость приврал, 1855 г.р., мы и месяц с числом уже знаем; в отличие от полиции, книги его родной парафии читали) - в общей переписи 1897 г. деревень Кугаевой и Синявиной (ну, от Грачей это рукой подать), где он переписан вместе с женой, дочерью и братом (родившимся у Александра Коханского уже в Сибири) 29 л. - то есть, примерно 1868 г.р. Что, по крайней мере, не противоречит нашему предположению о смерти Александра в с. Уктузском  в том же году:

 

56f4d7742c864fd18511aecb050ae16693872436

 

Только я не могу имя брата прочитать. Кто поможет?

 

И разочаровал меня Ипполит. Я на него, как на старшего сына Коханских, такие надежды возлагал. А он, слов не хватает, обрусел совершенно. Родной язык русский, православный. Жена явно русская и дочь Агафья. Обкрестьянился и даже читать якобы не умеет, хотя дома явно его учили (сын эконома в Литве в 9 лет не учившийся в школе и не умевший читать - кто поверит в такой бред?). Нет, не он предок ишимских Коханских католиков. Наверное, его брат Болеслав постарался. 

 

Все-таки, очень рано умер его отец. Пока он жил, он бы такого безобразия не позволил. Мать же, видимо, на старшего и уже своенравного сына, не желающего быть изгоем среди деревенских русских сверстников,  уже большого влияния не имела. Только среднего, еще в Литве рожденного, от русификации, вероятно, сумела уберечь.

 

А самый младший, в Сибири рожденный, таки попал под пагубное влияние Ипполита. После смерти матери, видать, в его семье рос и сделал Ипполитка и из него тоже неграмотного православного русского крестьянина, не помнящего откуда он родом. Ну, младший, положим, отсюда. А как мог забыть откуда он родом вывезенный из Литвы в 10-летнем почти возрасте Ипполит? Он явно сознательно отказался от своих корней, своей родины, родного языка и веры предков. Эх, жаль рано умер бедняга Александр и до этого болел очень. Некому было пороть этого Ипполита. 

 

Один лишь положительный момент. Эту линию потомков запросто можно проследить по метрическим книгам Дубынской церкви. Но это уже вне рамок данной темы (совершенно русская семья) и даже форума (вероятнее всего, никакого отношения к Уктузской волости эти люди не имеют).

 

Остается одна, но мощная, надежда на Болеслава. А его и в этих деревнях не наблюдается. Кокшарова, похоже, вместе с Грачами была переписана. Нет ее отдельно. Следовательно, ее я уже изучил. 

 

Что у нас еще в той волости остается? Откуда-то же взялся в 1913 г. крестьянин Ишимского уезда Дубинской волости католик Петр Коханский, 19 лет (*1894 г.р.). Которого, иначе чем сыном Болеслава Александрова Коханского (1859 г.р.), я не могу рассматривать. Остается еще не просмотренным большущее село Ново-Александровское. Совсем другой конец волости. Но больше вариантов не наблюдаю. Думаю, мы уже на пороге истины - откуда взялась такая Анастасия Поликарповна Коханская, якобы 1888 г.р. и дочь будто бы старшего (16-летнего в момент ссылки!) сына польского ссыльного в Ишимский уезд. Таких Коханских мы не знаем и ни по каким документам не наблюдаем. Если и Болеслав, ни разу не старший сын, нас подведет, то это тупик. Впрочем, была ведь еще старшая дочь Александра Коханского Наталья Юзефа (1852 г.р.), которая, в принципе, могла иметь незаконнорожденных детей от какого-то там Поликарпа. В таком случае у них могла быть ее фамилия и отчество сожителя. А легенду о несуществующем Поликарпе, старшем сыне польского ссыльного Коханского, после выдумали, стесняясь своего незаконнорожденного происхождения. Никогда не встречал такого польского имени. 

 

 

Изменено пользователем ulmas
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

4 минуты назад, Юлия Стриганова сказал:

Я бы прочла как Осип.

Спасибо большое. Точно, Осип. Юзеф, надо полагать, родительское имя. Впрочем, неактуально, коль он совсем обрусел. Увидим Осипа, будем знать, что это он. 

Изменено пользователем ulmas
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Зато проясняется с неким несколько непонятным жителем Ишима Коханским Александром Ипполитовичем, родившимся, по данным Мемориала (то есть, и уголовного дела), в 1880 г. будто бы в д. Куганово в Польше. Был расстрелян в 1938 году.  Какая, однако ж, чушь. В д. Кугаево Дубынской волости Ишимского округа он родился, сын Ипполита Александрова Коханского, который в 1897 г., очевидно, уже жил отдельно от отца - скорее всего, именно в Ишиме. Может, реально родился на пару лет раньше. Что можно проверить по метрическим книгам Дубынской церкви. В общем, пришили какие-то моральные уроды вовсе невинному мужику, родившемуся православным русским в Сибири, никакой Польши и в кошмаре не видавшем (да и отец его родом был из Литвы, причем из деревни не бывшей в составе Польши даже в 1918-39 гг.), фальшивую польскость и расстреляли. Я еще удивлялся, что за идиотский адрес. И никак не мог врубиться какого черта нашего Ипполита понесло не домой, а в Польшу, а его сына обратно в Ишим. Сопоставить прежде имя деревни Кугаево с липовой псевдопольской Куганово не дотумкал. А то давно бы уже нашел, где жил этот Ипполит (зато не догадался бы, что Александр из Грачей, умерший в с. Уктузском, скорее всего, его отец, просто не обратил бы внимания на эту запись). Оказывается, никто никуда не ездил. Все выдумали какие-то гады, лепившие расстрельное дело из ничего. В таком случае, вряд ли три брата Коханских, по отчеству Александровичи, родом из Ишима, проживавшие в Перми и там арестованные буквально через несколько дней после расстрела Александра Ипполитовича Коханского (двух оправдали, третьему дали срок 10 лет), его дети. Одного из них (того самого, которого посадили за якобы контрреволюционную деятельность, а фактически, подозреваю, исключительно за ужасно антисоветское имя) звали Адольф. Совершенно не представляю, чтобы православный поп и православный родитель так назвали ребенка. В отношении братьев Адольфа - Владимира и Виктора, со столь же польской фамилией, энкаведешники ничего не нарыли и отпустили их с богом. Это, не иначе, внуки брата Ипполита, оставшегося католиком. Это ж надо было кому-то из его детей, по имени Александр, так сыну своему подгадить, позволив окрестить его Адольфом. 

 

Значит, ищем самого Болеслава (1859 г.р.), маловероятную его дочь Анастасию (прибл. 1888 г.р.), которая, скорее, незаконнорожденная дочь от какого-то неведомого Поликарпа Натальи Юзефы (1852 г.р.), старшей сестры Болеслава, а также вероятных сыновей Болеслава Александра (год рожд. неизвестен, но где-то в пределах от 1877 до 1896) и Петра (около 1894 г.р). По идее, если правильно все вычислил, все должны быть с отцом в переписи 1897 г. Ну, разве что Александр мог жить отдельно. Хотя, скорее всего, он родился значительно позже наиболее ранней возможной даты. 

 

Изменено пользователем ulmas
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Ни в одном селении Дубынской волости я прочих Коханских не обнаружил. В Ново-Александровском (ожидаемо) сплошь одни недавние воронежцы. Но католик Петр, жених 1913 г., по крайней мере, родился крестьянином данной волости, что было за три года до переписи. Сын обрусевшего Ипполита Александр, не зафиксированный в переписи в семье отца, будучи около 1880 г.р., никак не мог покинуть дом и отправиться в самостоятельную жизнь раньше чем за год-два до этого. То есть, большая часть Коханских, по-видимому, покинула данную волость буквально накануне переписи 1897 г.  По далеко не полной, случайной подборке (в интернете) материалов 20 в., датируемых с 1913 по 1941 гг., мы неизменно встречаем этих самых потерянных людей и очевидных их потомков в г. Ишиме. Значит, туда они всем скопом, ориентировочно году в 1895-м (на 30-летний юбилей своего водворения в Дубинской волости), и рванули - поближе к культуре и цивилизации, получив, наконец, дозволение покинуть предписанные для их проживания деревни, но не территоррию Ишимского округа. Остались в деревне лишь совершенно обрусевшие и окрестьянившиеся члены семьи. Наверняка, есть где-то в архивах документы, санкционирующие выезд преимущественно католической части фамилии Коханских в Ишим. Но проще разворошить легкодоступную перепись 1897 г. г. Ишим - более полдюжины пленок по тыще с лишнем кадров. Как не хотелось браться за нее (до последнего надеялся, что Коханские свалили в Ишим около 1900-1905 г., но не сбылось). Все же придется. Разгадка этого головоломного ребуса должна быть там. 

 

Изменено пользователем ulmas
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

В 08.01.2020 в 18:10, ulmas сказал:

о польском ссыльном в Ишимский уезд дворянине Виленской губернии Трокского уезда Александре Петрове Коханском, прихожанине Пшелайского и (с середины 1840-ых гг. вновь учрежденного) Недзвингского прихода, экономе, родившемся, судя по записи в Пшелайской метрической книге (имя, данное при крещении Александр Леонард), 25.10.1822 г. (в семье дворян Петра Коханского и Анели или Ангели, урожденной Лукашевич) и проживавшем в околице Талькуны, сосланном из Вильно в Сибирь в конце октября - начале ноября 1864 г., вместе с женой Казимирой Юрьевной Коханской (урожд. Яцунской) и 4 детьми - Натальей Юзефой (род. 8.09.1852 г.), Ипполитом или Гиполитом (род. 4.06.1855 г.), Болеславом (род. 20.03.1859 г.) и Еленой или Геленой (род.11.09.1861 г., умерла в пути в Ниж. Новгороде зимой 1864-1865 гг.),

 Систематизировала запись, вот что получилось:  Коханский Александр (Леонард) Петров  25.10.1822 г.р, дворянин Виленской губернии Трокского уезда,  43 л (вычислено),  женат, жена Казимира Юрьевна (урожд. Яцунской) ) возраст ?, дети их:  дочь Наталья Юзефова 8.09.1852 г.р., дочь Елена- Гелена 11.09.1861 - 1864^1865 гг;  сын Ипполит (Гипполит) родился 4.06.1855 г.; сын Болеслав 20.03.1859 г.р.   Отправлены 13 августа 1865 г. в составе XXII партии в  Ишимский округ, Красноярской волости в село Дубинское на призрение к старожилам.  За что сосланы ?

 

В базе ссыльных Мулиной С.А, найдена запись: Коханский Леонард – муж., 50 лет на 1868 г., житель Виленской губ., сослан на водворение, с 1865 г. находился в Мариинском округе, при нем дети и жена — ГУ ГАОО. Ф. 3. Оп. 6. Д. 8960. -  ссылка  на документ из Омского архива,  сословие не указано, на 1868 г ему 50 л.  Вы упоминали о том, что первоначально   планировалась  сослать его с семьей   в Мариинский округ, что то тут непонятно,  или   с документами напутали, или двойник есть.

 

22 часа назад, ulmas сказал:

Откуда-то же взялся в 1913 г. крестьянин Ишимского уезда Дубинской волости католик Петр Коханский, 19 лет (*1894 г.р.).

 Можно попробовать  найти запись о венчании его  в  метрических книгах Тобольского костела.Опыт уже есть.

 Ф.И 156 оп.15 д.724. Метрическая книга Тобольского римско-католического костела о бракосочетавшихся.1 января 1898 г. - 31 декабря 1921 г.

 Аналогично найти и рождение Осипа:  Коханский Осип Александрович, брат, 29 л.( вычисл. 1868 г.р.)

Если семья Коханских была в Тобольской губернии на 1868 г., то запись  о рождении  Осипа Александровича К. 1868 г.р. может быть найдена  в костельных книгах:

Ф.И156 оп.15 д.513. Метрические книги Тобольского римско-католического костела о родившихся. 1 января 1852 г. - 31 декабря 1871 г.

 

9 часов назад, ulmas сказал:

Значит, туда они всем скопом, ориентировочно году в 1895-м (на 30-летний юбилей своего водворения в Дубинской волости), и рванули - поближе к культуре и цивилизации, получив, наконец, дозволение покинуть предписанные для их проживания деревни, но не территоррию Ишимского округа

Наверняка, есть где-то в архивах документы, санкционирующие выезд преимущественно католической части фамилии Коханских в Ишим.

 15 мая 1883 года последовало Высочайшее повеление, снимавшее последнее ограничение указа 1874 года - ограничение места проживания. Бывшим участникам восстания разрешалось наконец свободное повсеместное проживание в России "без всяких ограничений".

Завершающим в истории ссылки польских повстанцев стал Высочайший манифест 14 ноября 1894 года, по которому "всем лицам, отбывающим ещё наказание за участие в польском мятеже 1863 года, даровано освобождение от полицейского надзора с предоставлением им права повсеместного жительства и с возвращением прав".

 

Изменено пользователем uljana
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Спасибо, вот по этому второму указу они и сдернули из деревни. А домой не поехали потому, что не было для них там никакого дома, хозяйства, никаких интересов и дел - через 30-то лет. Никто из них родины, кроме в конец обрусевшего Ипполита и его старшей сестры, тоже еще ребенка во время восстания, не видел и не помнил. А именно Ипполит, старший мужчина в роду и первый наследник собственности и прав своего отца, вовсе ни на что не претендовал и не собирался никуда ехать. Эти указы, по большому счету, и не про них писаны - никто из них (сосланные родители давно умерли) никакими участниками восстания не были и быть не могли по своему малолетству, большинство ж - и вовсе в Сибири уже родились. Если бы родители оставили своих малолетних детей в Литве, на попечение родственников (интересно только каких, ибо практически все Коханские из Талькун и Недзвингов, включая тамошнего бессменного на протяжении 20 лет существования этого прихода ксендза Викентия, оказались замешаны в мятеже, и высланы еще дальше, не имеющие семей - приговорены к каторжным работам), а не повезли с собой в Сибирь, никакого поражения прав для этих детей вообще бы не было. Ну, вернулись бы они всем скопом домой, в литовскую свою деревню. Ну, возвратили бы им власти сгнивший без хозяина родовой дом, даже если за эти годы там кто-то самовольно поселился, земельный участок, который прежде обеспечивал эту семью - так это были дом и земля для одной семьи в 6 человек, а наследников Александра за эти годы стало несколько семей и в разы больше народа. 

 

Между делом, нашел в интернете у поляков фактически готовую генеалогию благородной фамилии Коханских, начиная  аж с предка, жившего в 13 веке. Но подробно, до наших дней, доведены лишь близкородственные составителю линии, проживавшие в пределах бывшего прусского забора (Алленштейн-Ольштын) и в районе Сувалок. А линия Коханских из околицы Талькуны обрывается на первом же зарегистрированном там представителе этой фамилии -  Станиславе Коханьском, сыне Якуба Коханьского из Коханя, герб Любич, который получил этот хутор во владение где-то в середине 17 в. 

Безусловно, это прямой предок Александра и прочих его родственников и однофамильцев проживавших в Талькунах в конце 18-начале 19 вв., но 150-летнюю пропасть от того Станислава, переселившегося из-под Кракова в Литву, до родителей Александра и его сверстников той же фамилии, состоявших неизвестно в каком родстве с ним, не так-то просто заполнить. Коханские, кстати, в начале 19 в. трижды официально подтверждали свое дворянство. Так что именно у них, с такой древней родословной (находящей подтверждение в сотнях исторических документов), каковую и не каждый монарх имел, оспорить его было очень проблематично. Воинов, правда, в их роду было не слишком много (и те - в отдаленные времена козацких войн, прославившиеся в битвах  с Хмельницким, а также в обороне государства в годы шведского потопа) - все больше писарей, но среди этих грамотеев были две довольно значительные исторические персоны: королевский посол в Турцию, ездивший в Константинополь заключать перемирие, и знаменитый далеко за пределами Речи Посполитой ученый, преподававший во многих европейских университетах: математик, физик, механик, изобретатель, астроном, философ-иезуит, современник и товарищ по переписке Лейбница,  библиотекарь и воспитатель королевских детей при дворе польского короля Яна III Собеского, который лично вытребовал такую знаменитость из Европы. В общем, понятно, в кого уродился писатель Николай Денисов. С такими-то предками не иметь зуд к писательству и интересов, далеко выходящих за пределы окуневского мирка - это надо быть вторым Ипполитом (нет ничего зазорного быть простым крестьянином, но если ты рожден и воспитан, обучен для большего, то стремиться пойти по легчайшему пути, ассимилироваться, не выделяться, слиться с массой - это поражение, добровольная деградация). Николай, лишь на четверть Коханский, по странному выбрыку генов,  оказался им более, чем его католическая родня - он более них неосознанно тяготился ссылкой своих предков - и не только физически, но и духовно вырвался из нее. 

Изменено пользователем ulmas
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

3 часа назад, ulmas сказал:

Коханские, кстати, в начале 19 в. трижды официально подтверждали свое дворянство. Так что именно у них, с такой древней родословной (находящей подтверждение в сотнях исторических документов), каковую и не каждый монарх имел, оспорить его было очень проблематично.

Никто и не оспаривал, элементарно - просто требовалось  подтверждения своего заявленного сословия. Вы ведь так и не ответили на вопрос - за что сосланы в Сибирь Коханские ?, по суду с лишением все  прав состояния и  преимуществ; в административном порядке без лишения этих прав, или были какие то иные предъявлены обвинения, эта информация  отсутствует в вашем  сообщении. Не случайно ведь его хотели отправить в Сибирь подальше - в Мариинский округ? Только видимо медицинское заключение о его состоянии здоровья  помешало этому, даже и подводу выделили, как больному, а не как дворянину.   

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

В 11.01.2020 в 09:26, uljana сказал:

Никто и не оспаривал, элементарно - просто требовалось  подтверждения своего заявленного сословия. Вы ведь так и не ответили на вопрос - за что сосланы в Сибирь Коханские ?, по суду с лишением все  прав состояния и  преимуществ; в административном порядке без лишения этих прав, или были какие то иные предъявлены обвинения, эта информация  отсутствует в вашем  сообщении. Не случайно ведь его хотели отправить в Сибирь подальше - в Мариинский округ? Только видимо медицинское заключение о его состоянии здоровья  помешало этому, даже и подводу выделили, как больному, а не как дворянину.   

Подводу выделяли всем семейным с детьми. И, в любом случае, освобождали таковых от оков. И вообще отправляли в более цивилизованные места, чем мятежников-холостяков. И давали им пособие - фактически на детей, до их совершеннолетия, а чтоб пособие выделили холостяку - не встречал. Дворянам на пути следования в ссылку никаких специальных поблажек не делали. В общем, власти, в основном, беспокоились о сохранении жизни детей ссыльных, а окочурятся ли в пути или сразу по прибытии политические преступники, не имеющие детей - им было глубоко пофиг. Состояние здоровья и бытовые удобства преступников - родителей малолетних детей, интересовали государство только с той точки зрения, что дети, лишившись в пути или на этапе водворения родителей, сами вряд ли выживут. 

Изменено пользователем ulmas
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.

Гость
Ответить в теме...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

 Поделиться

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу.
×
×
  • Создать...

Важная информация

Пожалуйста, прочитайте Условия использования