Перейти к публикации
17 сентября в Нижнем Новгороде откроется XV Всероссийская генеалогическая выставка.


Польские ссыльные Уктузской волости Ишимского округа Тобольской губернии


 Поделиться

Рекомендованные сообщения

На сайте шляхты http://www.katalogszlachty.com/indeksy/ostrozany-urodzenia-szlachta-1809/  

 

BORZYM Teofila, córka Wincentego po Tomaszu i Anny po Karolu Niewiarowskiej, urodzona w Borzymach 15.12.1829. (Теофила, родная сестра Марианны - матери Феликса Кракувки)

KRAKOWKA Marcin, syn Kazimierza po Walentym i Anny po Maksymilianie, urodzony w Krakowkach Dębkach 09.10.1829. (Казимеж, родной брат Гжегожа Кракувки - отца Феликса)

BORZYM Antoni, syn Ludwika i Marianny, urodzony  w Borzymach 29.05.1809. Chrzestni: Wincenty Borzym i sławetna Agnieszka Sawicka. (Людвиг(к), родной брат Винцентия Божима отца Марианны Кракувки – матери Феликса Кракувки). 

 

Изменено пользователем Krakovka
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

52 минуты назад, Krakovka сказал:

На сайте шляхты http://www.katalogszlachty.com/indeksy/ostrozany-urodzenia-szlachta-1809/  

 

BORZYM Teofila, córka Wincentego po Tomaszu i Anny po Karolu Niewiarowskiej, urodzona w Borzymach 15.12.1829. (Теофила, родная сестра Марианны - матери Феликса Кракувки)

KRAKOWKA Marcin, syn Kazimierza po Walentym i Anny po Maksymilianie, urodzony w Krakowkach Dębkach 09.10.1829. (Казимеж, родной брат Гжегожа Кракувки - отца Феликса)

BORZYM Antoni, syn Ludwika i Marianny, urodzony  w Borzymach 29.05.1809. Chrzestni: Wincenty Borzym i sławetna Agnieszka Sawicka. (Людвиг(к), родной брат Винцентия Божима отца Марианны Кракувки – матери Феликса Кракувки). 

Первое - безусловно. Отличная находка. Полное совпадение по  двум родителям. Ошибка практически исключена.

Второе -  возможно, но не не факт.

Родители Гжегожа Кракувки, дед и бабушка Феликса с отцовской стороны, по моим данным, Валентий Кракувка (Walenty Krakówka) и Констанция из Божимов (Konstancya z Borzymów). Является ли Казимеж сыном того же Валентия, нам пока неизвестно.

Третье - еще более гипотетично. То, что восприемник Винцентий Божим родной брат Людвику, фактически, из пальца высосано. К тому же нет никаких оснований полагать, что это тот самый Винцентий, муж Анны из Невяровских. В Божимах (и окрестностях оных) Божимов со всевозможными именами было чуть больше чем дохренища. 

Совпадения одного имени и фамилии крайне мало для подобных выводов. Это очень старинные местные фамилии с огромным количеством носителей тех же самых имен. Было бы какое-то редкое и уникальное имя - иное дело. Ни Винцентий ни Валентий таковыми не являются. Одни из самых распространенных. 

Из этих выписок уже больше ничего не выжать. Надо читать сами метрики, все подряд. 

 

Изменено пользователем ulmas
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

3 часа назад, ulmas сказал:

дохренища

 

3 часа назад, ulmas сказал:

В Божимах Божимов со всевозможными именами было чуть больше чем дохренища. 

Гипотетически - да! Есть повод поискать! 

Гениальная трактовка количества!

Изменено пользователем Krakovka
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

1 час назад, Krakovka сказал:

 

Гипотетически - да! Есть повод поискать! 

 

Естественно. Как гипотеза, данные предположения могут служить ориентиром для поисков. В конце концов, все эти местные Божимы, безусловно, родственники. Потомки уже известного нам пращура из 16 века. В данном случае, как часто бывает с древними родами, знаем безусловно точно родоначальника всей этой линии. Но выстроить без пропусков и неподтвержденных домыслов все происходящее от него древо потомков по имеющимся источникам фактически невозможно. Даже количество поколений от родоначальника на таком длительном промежутке времени не просчитать. Непременно ошибешься - минимум, на пять.  С предками Кракувок еще труднее. Пока все, что удалось узнать - это то, что родоначальник их, появившийся на исторической сцене немного позже Божимов, имел фамилию Каркувка (или Карковка). Для начала и это очень важно. Знаем, по крайней мере, что это весьма старинная местная фамилия (служилых людей Великого Княжества Литовского), которая, как и Божимы (Боримы = Боримировичи), старше самой Речи Посполитой, и что Краков тут совершенно не при чем. К сожалению, польские источники дорусского времени вообще мало пригодны для генеалогических реконструкций. В Московском, до крайности централизованном и до мозга костей бюрократическом государстве (где государь и его высшая администрация желали и обязаны были знать абсолютно все, что имеет место в их государстве) с конца 16 - начала или второй половины 17 века переписывались даже крестьянские семьи, а в Речи Посполитой, где центральная власть была фикцией, таких источников и для шляхты не сыщешь. Кто бы посмел, кроме собственных экономов, считать и переписывать кого-то и что-то в самостийных вотчинах местных аристократов и шляхты? При том считали, естественно, не единообразно, а как самим вздумается, держали эти книги исключительно у себя, ни перед кем не обработанными до чистой статистики данными не отчитывались, копий своих книг не делали и никому не отправляли и уничтожали устаревшие книги учета, когда сами хотели. Поэтому чуть ли не вся информация, даже о шляхте, за исключением метрических книг, происходит из государственных бумаг, когда тот или иной помещик случайно попадал в них, выполняя какие-то государственные поручения или функции.  Наши метрические книги с середины 18 века по информативности также совершенно несравнимы с записями современных им польских метрических книг, из которых почти невозможно понять кто кому кем приходится. Ситуация выравнивается лишь когда польские и польско-литовские метрические книги начинают заполняться по российским стандартам. Вот потому в России и крестьянские родословные (едва ли не любой семьи) при желании можно проследить исключительно достоверно, полно и практически без пропусков до конца 16 - первой половины 17 века. А польские генеалогические линии даже дворянства дороссийских времен, даже если известен безусловный предок хоть в 13-14 веке и конкретная фамилия владела конкретным поместьем полтысячи лет - туфта туфтовая. Кто из тех владельцев, случайно попавший в уцелевшие до нашего времени документы кем и кому из своих однофамильцев приходился - можно только самому выдумывать. 

 

 

Изменено пользователем ulmas
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Список дворянских родов Гродненской губернии  

https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1725569# 

 

Возможно, кому-то и пригодится.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

В 12.08.2020 в 19:25, Krakovka сказал:

Список дворянских родов Гродненской губернии  

https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1725569# 

Возможно, кому-то и пригодится.

 Добавлю еще один интересный документ:

Список дворянам Царства Польского, с приобщением кратких сведений о доказательствах дворянства; Дополнение II к списку дворян Царства Польского : [в одном переплете]. - Варшава, 1851.

Источник: Электронная библиотека ГПИБ Книжные издания

Первая часть этого издания на польско - русском языке, вторая - информация о дворянском  роде  на польском.

                                      http://elib.shpl.ru/nodes/16241

Из сосланных за участие  в "польском" восстании 1863 года в Уктузскую волость выявить  - подтвердить участников  привилегированного сословия  не получилось, но в этой теме упоминались следующие  персоны:

Алфавитный список политическим преступникам, лишенным по суду прав состояния, имущества коих подлежат конфискации в казну, по 1-е октября 1864. - [СПб., 1865]. Электронная библиотека ГПИБ 

http://elib.shpl.ru/ru/nodes/44347

стр  28 - 29.   http://elib.shpl.ru/ru/nodes/44347#mode/flipbook/page/29/zoom/4

По Виленской губернии  «К»

 710. Коханский Викентий, ксендз, настоятель приходского костела в Трокском уезде , сослан на каторжную работу в крепостях Сибири на 10 лет.

711.Коханский Александр, дворянин, бывший писарь Недзинковскаго  волостного правления Трокского уезда, тоже (сослан на каторжную работу в крепостях Сибири на 10 лет.см 710)

712 . Коханский Михаил  шляхтич Трокского уезда, в каторжную работу на заводах на 6 лет;

713. Коханский Иосиф, тоже,  тоже, на 8 лет.

http://elib.shpl.ru/ru/nodes/44347#mode/flipbook/page/5/zoom/4

стр 11, зап 174. Вручинский Иван. Дворянин Виленского уезда; служил в  Виленской городской полиции писцем. Сослан на житье с лишением особых прав.

 В Тобольском архиве  есть документ: Ф. И 152 оп. 4 д.26. Дело о политссыльных Иосифе и Симоне Коханских. 16 января 1868 г. - 28 февраля 1868 г. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Род Коханьских (по имени одного из первых их поместий - в Кохани) в лишнем подтверждении дворянства и не нуждается. Он дворянский и рыцарский, как минимум, с начала 15 века. Его представители выполняли разнообразные государственные функции и в городском управлении и в управлении крупными поместьями и на войне и на дипломатической работе. Один из Коханьских был известным в свое время во всей Европе ученым и изобретателем, профессором нескольких западноевропейских университетов и учителем детей из польской королевской семьи. Конкретная ветвь Коханьских владела поместьем в Недзингах лет 200 и, кстати, без проблем подтвердила свое дворянство вскоре после вхождения данной территории в состав Российской Империи. О роде Вроценьских из Вроценя (прочие формы уже простонародные и иноязычные искажения их настоящей фамилии) информации почти нет. По-видимому, это была какая-то совсем захудалая кресовая сельская шляхта, вроде совершенно окрестьянившихся сибирских служилых людей, формально до конца 18 века переписываемых как разночинцы, но никакой службы на протяжении нескольких поколений не несущих и не выполняющих. Большинство польской шляхты именно аналог российским сельским разночинцам, служилому некогда сословию и его потомкам, но ни разу не аналог российским дворянам. Аналог наших дворян - это, скорее, польская аристократия. Коханьские, даже и обедневшие к 19 в. их ветви, были ближе к последней. Как и Боримовичи-Божимы с Карковками-Кракувками. Эти три фамилии, имеющие отношение к родословной ряда семей потомков бывших жителей Уктузской волости - происходят от вполне известных средневековых рыцарей, привилегии потомков и наследников которых на протяжении полтысячелетия, наверняка, десятки раз подтверждались королевскими указами. 

И, разумеется, в первой книге нет и не может быть ни наших Коханьских, ни Вроценьских. Ибо они, жители Трокского и Виленского уездов, никакого отношения к территории Царства Польского не имели. Да и эти списки далеко не полный перечень дворянских фамилий хотя бы самого Царства Польского. Всего лишь какое-то дополнение к прочим многочисленным томам. Более-менее полные списки польского дворянства разбиты по губерниям и насчитывают пару дюжин толстенных томов. По-моему, вся эта серия книг до сих пор полностью не опубликована. А прежде полные списки не публиковались никогда. 

Что касается Коханьских и Кракувок, то с их происхождением, как и породнившихся с ними уже в Сибири мелких шляхтичей Ящолтов (последние, как и Краковки, по женской линии являются также потомками старейшей в их округе дворянской фамилии Боримовичи-Божимы), а также дворовых людей Бичелей, особых вопросов нет. Место их рождения, первоначального проживания и родные приходы их самих и их родителей, как и статус последних, установлены точно по метрическим книгам, которых обнаружено просто немеренно и на сей момент прочитано весьма немного. Несколько труднее с Вроценьскими, на которых мы имеем доступными только выписки из метрических книг (впрочем, в достаточном числе и достаточно подробные для построения нормального гендрева этой фамилии на их родине), тогда как сами книги еще, по-видимому, не отсканированы. И совсем худо пока с Межвиньскими - книги точно определенного прихода которых хоть и отсканированы и выложены в сети, но заблокированы на портале familysearch по требованию польских властей. Просмотреть или скопировать данные из них можно в Польше (а также, скорее всего, в Литве и на Украине), получив доступ в любом Центре семейной истории мормонов, которых там бесчисленное множество - если не в каждом селе, то уж в нас.пунктах типа наших райцентров таковой имеется практически непременно. С Сендровскими, насколько это было возможно, благодаря любезной помощи их потомков из Польши, уже разобрались (хотя в теме публиковалось не все, что нам удалось установить, обмениваясь нашими находками и гипотезами в личной переписке - как, впрочем, и по другим упоминаемым в посте фамилиям). На все досибирские линии вышеперечисленных в посте фамилий поляков, имеющих отношение к Уктузской волости (кроме собственно предков Межвинских), у меня в данный момент в черновиках имеются взаимосвязанные древа на многие сотни, если не тысячи, персон. На составление электронных таблиц, как и на дальнейшую работу с найденными массивами источников, времени пока просто нет. Если кто-то по материалам, опубликованным в данной теме, уже приготовил свои таблицы по досибирскому периоду существования этих фамилий, могу их проверить и дополнить информацией по конкретным интересующим персонам, если у меня имеется больше установленных и обработанных данных или какая-то информация была уточнена. 

 

Изменено пользователем ulmas
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

10 часов назад, ulmas сказал:

Род Коханьских (по имени одного из первых их поместий - в Кохани) в лишнем подтверждении дворянства и не нуждается. Он дворянский и рыцарский, как минимум, с начала 15 века.

Истинно так, они уже были  осуждены по суду с лишением прав состояния, с конфискацией имущества, что и было подтверждено выписками из прилагаемого алфавитного списка по Виленской губернии, в качестве примера подтверждающего их привелигированное положение, поскольку среди ссыльных по Уктузской волости аналогичных  примеров не нашлось. Ничего личного. 

10 часов назад, ulmas сказал:

И, разумеется, в первой книге нет и не может быть ни наших Коханьских, ни Вроценьских. Ибо они, жители Трокского и Виленского уездов, никакого отношения к территории Царства Польского не имели.

 Разумеется!  Об этом и речи не было!  Интересен этот Список  дворянам Царства Польского   иной информацией.    В первой части этой книги , на русском языке  систематизированы « Краткие сведения   о доказательствах дворянства и порядке рассмотрения оных в Царстве Польском, а также в виде руководства для лиц отыскивающих свое дворянство.» Эта информация  может быть полезна ныне живущим потомкам ссыльных дворян,     в целом же эти краткие сведения дают общее представление об этом непростом явлении – доказательство дворянства, подтвердить принадлежность к этому сословию следовало   некоторым ссыльным,   участникам восстания 1863 года. В этой книге  условия  этого доказательства  изложены несколько иначе,  чем в Своде Законов РИ Том 9 , ч.1  О состояниях.  в редакции 1909 года

10 часов назад, ulmas сказал:

Боримовичи-Божимы с Карковками-Кракувками. Эти три фамилии, имеющие отношение к родословной ряда семей потомков бывших жителей Уктузской волости - происходят от вполне известных средневековых рыцарей, привилегии потомков и наследников которых на протяжении полтысячелетия, наверняка, десятки раз подтверждались королевскими указами.

Наверняка! и подтверждались, Кракувка Феликс Григорьевич именовал себя дворянином Гродненской губернии Бельского уезда при  водворении в Уктузскую волость, следовательно доказать свое дворянство не получилось, поэтому и был  направлен на водворение на  казенных землях,  « ..а которые представят документы о дворянстве, должны быть на точном основании означенного Высочайшего повеления, исключаемы из числа водворяемых и размещаемы по  городам Тобольской губернии, с учреждением за ними строго полицейского контроля.»

Есть масштабное предположение о дворянстве,  и есть конкретный пример, в этом  тоже следует   разбираться потомкам.   

PS: Пока оформляла  весь этот текст, Ваше сообщение ВЫРОСЛО  в 2,5 раза!

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

7 часов назад, uljana сказал:

Кракувка Феликс Григорьевич именовал себя дворянином Гродненской губернии Бельского уезда при  водворении в Уктузскую волость, следовательно доказать свое дворянство не получилось, поэтому и был  направлен на водворение на  казенных землях,  « ..а которые представят документы о дворянстве, должны быть на точном основании означенного Высочайшего повеления, исключаемы из числа водворяемых и размещаемы по  городам Тобольской губернии, с учреждением за ними строго полицейского контроля.»

Есть масштабное предположение о дворянстве,  и есть конкретный пример, в этом  тоже следует   разбираться потомкам.   

 

Видать, не очень-то и хотелось. Кракувки испокон веков были селянами и в городе им делать было совершенно нечего. Тем более, под строгим полицейским контролем. Опять-таки генеалогические изыскания и в те времена были вовсе не бесплатными и судебные издержки ради доказательства своего шляхетства, очевидно, не стоили предполагаемых выгод удостоверения своего происхождения. Ну, вот дворянство Коханьских вопросов не вызывало. И какие они от него профиты поимели? Конфискацию имущества и высылку всех в сельскую местность. Отчего-то в городе Ишиме, записанная в мещане, оказалась внезапно и практически сразу же ссылаемая по документам в деревню семья крепостных крестьян Бичелей. У которой неожиданно проявился дух предпринимательства. А вот социально нисколько не опасный семьянин и несомненный дворянин Александр Коханьский, неизлечимо больной чахоткой и к сельскому труду, как и все члены его семьи, не пригодный совершенно, был в реальности упечен вместе с женой и детьми даже не в предписанное ему для поселения село, а в одну из самых отдаленных от уездного центра деревень. Наверное, ради пользы чистого воздуха. Чего он очень скоро не пережил, а его старший сын и наследник еще как пережил, но добровольно обрусел и окрестьянился в первые же годы (впрочем, его сыну это охотное обрусение отца ни разу не зачлось - и в 1937 г. его расстреляли как польского шпиона за одну лишь фамилию). Но, при том, связной одного из штабов руководства восстания и подозреваемый в бандитизме одинокий Антоний Сендровский (тип безусловно более опасный) устроился в более-менее цивилизованном волостном селе. Видать, помогло недворянство (а также знание ремесла, на селе куда более зачетное, нежели в городе). Как и недоказанное дворянство Вроценьских-Врочинских каким-то образом помогло устроиться им в волостном селе Дубынке. А доказали бы - возможно, оказались бы там, где Макар телят не пас. В общем, бумаги бумагами. А в каждом конкретном случае от них зависело гораздо меньше, чем от личных качеств, способностей, желания и неконфискованной наличности каждого конкретного ссыльного.

Скорее всего, очень немногие пытались доказывать свое происхождение. И потому что не имели на это средств. И потому что  удостоверенный факт дворянства, какие указы бы там не издавались, в действительности, не давал никаких поблажек, но, напротив, скорее всего, нередко оказывался отягчающим судьбу обстоятельством. С простолюдинов - участников восстания - спросу было куда меньше. Понятно ж - барин-изменник обманул и привлек, а то и приказал. Их навыки и профессии были более востребованными. Как и опыт приспособления, умение и небрезгливость угодить полезным людям, дать на лапу кому следует. От польского сельского мелкопоместного дворянства в российской Сибири толку было ни на грош. Российское хотя бы давало шанс на приличные места в госслужбе. В городах могли оставлять польских городских же дворян, хорошо образованных, особенно с техническим специальным и высшим образованием. Чьи знания и навыки можно было использовать на благо Сибири. И активно использовали. А кому и для какой надобности в городах Сибири потребны были грамотные по-польски сельские писари и кичащиеся своим шляхетством вообще практически неграмотные землепашцы?

 

Изменено пользователем ulmas
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

В 03.09.2018 в 16:50, uljana сказал:

Биобиблиографический словарь участников восстания 1863-1864 гг., находившихся в архангельской ссылке.

Приводится по материалам, опубликованным в Диссертации на соискание степени кандидата исторических наук"Ссылка участников польского восстания 1863-1864 годов (По материалам Архангельской губернии)"

Кононова Людмила Павловна,Поморский Государственный университет им.М.В.Ломоносова, 2004 г.     

                                    Сводный список участников восстания 1863-1864 г.

 

 Среди узников Архангельской арестантской роты есть несколько  заключенных,   дальнейшая жизнь  которых ( после завершения срока отбывния наказания в ней)   разными случаями связана с Уктузской волостью.

 

Данные из Архангельского архива:

1.Лашевский Францишек Антониевич Место рождения: Плоцкая губ, Пултуский уезд, дер. Садикуши. Крестьянин. За участие, в': мятеже выслан в Архангельскую арестантскую роту на 4 года. Зачислен в роту 9.11.1865.

27.01.1867 отправлен в Сибирь на водворение.; ГААО. Ф.1. Оп.4. Т.1. Д.1777; Ф.9. Оп.1. Д.239. Л.18об.

 

В Тюмени по 18 распределению 18 июля/67 г.  Ишимского  округа  Усламенской волости  с пособием.

№ 389. Статейный список  об отправленном  в Архангельскую арестантскую роту  Гражданского ведомства, арестанте,  ныне сосланным в Сибирь политическом преступнике Царства Польского Францишике Лошевском.

Составлен 18 января 1867 года.

Францишек Лошевский 19 л, холост, католического вероисповедания. Рост 2 аршина 4 ½ вершка, волосы темнорусые, глаза серые, нос продолговатый, рот и подбородок умеренные, лицо чистое. Особых примет не имеет. Плоцкой губернии Пултуского уезда дер. Садекиш крестьянин. По Конфирмации Военного начальника Плоцкого отдела от 3 июля 1865 года сослан в Архангельскую роту на 4 года за участие в мятеже, по окончании срока сослан в Сибирь.

В Тюмени по 18 распределению 18 июля/67 г.  Ишимского  округа  Усламенской волости  с пособием.

 

В  1872 г,  в Бердюжской церкви,   26 мая венчаны, Ишимского прихода Устьламенской волости польский переселенец Франц Антонов Лошевский, римско – католического вероисповедания, первым браком 27 л, и деревни Старорямовой крестьянская дочь девица  Марфа Трифонова, православная, первым браком 19 л. Поручители по жениху: деревни Гагарушки крестьянин Терентий Даниилов Прокопиев, деревни Воробьевой крестьянин Василий Гавриилов Гущин и по невесте деревни Старорямовой  крестьяне Иван Дмитриев Доронин   и Андрей Федоров Ковяткин.

 

В 1897 году переписан в селе Уктузском Лошевский     Франц Антонов, 40 л, с женой   Лошевской Марфой Трифоновой 35 л. Отсутствуют.

Дополнительные сведения: ГБУТО «ГА в г. Тобольске» Ф. И158, Оп.2, Д.2706. Дело о рассмотрении прошения доверенного Уктузского сельского общества К.И. Молодцова о признании выморочным имущества умершего крестьянина Уктузской волости Ишимского уезда Ф.А.Лашевского. 1 января 1910 г. - 31 декабря 1910 г.

 

Продолжение

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Доброго времени суток, нашел в переписи еще одного Коханского Ипполита Александрова, но уже не в Кугаево-Синявина , а в Ишиме. Как раз таки вместе с Анастасией Ипполитовной и женой Викторией. (Ф. 417, о. 2, д. 608-609 стр 324) Кстати, первую дочку Анастасии Коханской и Николая Мержвинского, Екатерину 1909 г.р легко можно найти в метриках Римско-Католического костела, а вот записи второй дочки Анны Николаевны 1911 г.р нет. Неужто ли за два года перешли в православие? Насколько увидел по метрикам, такое редко случается.

Кстати, вроде сюда не прикрепляли, запись о рождении Анастасии Ипполитовны Коханской 22.03.1884

 

 

 

 

Рождение Анастасии Коханской.jpg

Коханские перепись2.jpg

Коханские перепись1.jpg

Изменено пользователем alexandrivanov
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

В 01.06.2021 в 21:35, alexandrivanov сказал:

Доброго времени суток, нашел в переписи еще одного Коханского Ипполита Александрова, но уже не в Кугаево-Синявина , а в Ишиме. Как раз таки вместе с Анастасией Ипполитовной и женой Викторией. (Ф. 417, о. 2, д. 608-609 стр 324) Кстати, первую дочку Анастасии Коханской и Николая Мержвинского, Екатерину 1909 г.р легко можно найти в метриках Римско-Католического костела, а вот записи второй дочки Анны Николаевны 1911 г.р нет. Неужто ли за два года перешли в православие? Насколько увидел по метрикам, такое редко случается.

Кстати, вроде сюда не прикрепляли, запись о рождении Анастасии Ипполитовны Коханской 22.03.1884

Спасибо. Отличная находка! Вот это кадр Ипполит Александрович. Двоеженец - кто бы подумал. Умудрился быть переписанным одновременно и в Дубынской волости как православный неграмотный русский крестьянин, не знающий своего происхождения, с русскими женой, дочерью и младшим братом, православными же (не сам, правда так записался, а соседи или староста, ибо никого из Коханских в момент переписи в деревне не присутствовало), и в Ишиме - как поляк и католик с польской женой католичкой и кучей детей поляков - католиков. Вторую жену с детьми и братом куда-то, наверняка, вывез загодя, чтобы не засветить своего двоеженства, но добрые односельчане и в их отсутствие удружили: слили переписчикам эту незаконную семью. Даже с возрастом хозяина почти не ошиблись.  Я-то его за ренегата считал, а он самым хитрым в своей семье оказался. Итак, теперь точно известно, что родившийся якобы в Кугаево в Польше в 1880 г. Александр Ипполитович Коханский, житель Ишима, арестованный в 1937 г. и расстрелянный в 1938 г. - это его старший сын Александр 17 лет в 1897 г., родившийся в деревне Кугаево Дубынской волости Ишимского округа. Арестованные в Перми в 1938 г. уроженцы Ишима Владимир, Виктор и Адольф Александровичи Коханские, 1909, 1911 и 1913 г.р., очевидно, дети последнего. Виктор и Владимир были вскоре освобождены за отсутствием состава преступления, Адольф осуждён на 10 лет. Арестованный в 1938 г. и приговоренный к расстрелу уроженец Ишима Коханский Виктор Иосифович, 1914 г.р. - очевидно, сын сводного брата Александра Ипполитовича Коханского Осипа Александровича 29 л. в 1897 г. - младшего брата Ипполита Александровича, переписанного в 1897 г. в составе семьи его русской жены в д. Кугаево. Ну а то, что Анастасия и Петр Коханские - дети Ипполита мы выяснили ещё раньше. Мутная, однако, семья. Отец двоеженец, католик и православный одновременно. Дочь зачем-то ещё в первую мировую назвалась фальшивым отчеством.

 

Изменено пользователем ulmas
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

 

Игнатий Осипов Бичель  ( Ignacy Józef  Biczel ), политический ссыльный из Виленской губернии Ошмянского уезда деревни Байраши, участник январского восстания 1863.

Информацию можно прочитать на сайте ВГД

https://forum.vgd.ru/5699/126700/0.htm?a=stdforum_view&o=                                                    

 

Изменено пользователем Krakovka
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Рекомендую интересные материалы  Крамора Геннадия, которые он публикует в ЖЖ. Очень интересны его собственные публикации. 

Но сейчас я даю ссылку на статью к.и.наук Вадима Сулимова "Поляки армии Наполеона в Ишиме" 

https://gena-kr.livejournal.com/109263.html

В начале 1813 года юг Тобольской губернии, а особенно уездный город Ишим, был взбудоражен вестью о скором прибытии в край пленных поляков. Данные об их передвижении отложились в деле, которое хранится в ГБУ ТО «Государственный архив в г. Тобольске» (фонд 329, опись 13, дело 605). 

В Ишиме насчитывалось всего 208 домов. На постой в подходящие дома были определены уже по 2-3 человека. Освобождались от постоя только усадьбы священноцерковнослужителей. Большинство строений в городе были настолько малы из-за недостатка строевого леса, что в них с трудом размещались сами хозяева. 

Единственный выход из создавшейся ситуации городничий видел в распределении пленных и конвоя по ближайшим к Ишиму селениям, на что и попросил разрешения у губернатора. Ситуация требовала быстрого разрешения вопроса, и губернатор его дал.

(это только парочка цитат из статьи, почитайте -интересно)

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

11 часов назад, Meleshka сказал:

В Ишиме насчитывалось всего 208 домов. На постой в подходящие дома были определены уже по 2-3 человека.

Сколько же поляков прибыло в Ишим в 1813 г., известно?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

31.03.2022 в 13:43, Юлия Стриганова сказал:

Сколько же поляков прибыло в Ишим в 1813 г., известно?

В статье, на которую дает ссылку Валентина Владимировна указана цифра 977, а сколько было в действительности, думаю, что ответа мы не получим.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Ulmas, здравствуйте! Почитала Ваш поиск по полякам. Можно ли обратиться к Вам с вопросом по поиску именно пр полякам, совершенно не понимаю, как это можно сделать. Если есть такая возможность, напишите, пожалуйста, на электронную почту brennda1974@gmail.com, чтобы выйти с Вами на контакт. С уважением, Наталья

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Вот у меня сегодня находка, так находка! В шоке не то слово! Игнатий - то наш! Как так? В Байрашах на родине! А мы по всей Сибири ищем его....

007765706 кадр 94 №40 смерть самого Игнатия Бичеля в дер. Байрашах 24.05.1892.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Забыли только написать, что детей он оставил в Сибири. Или, скорее, это они кинули его, не пожелав возвращаться нищебродствовать в Белоруссию, которую уже и не помнили. К тому времени они уже практически обрусели и очень неплохо устроились в Сибири. Дома им такого раздолья и не снилось бы. Люди местные, деревенские, в Сибири о коммерции ни малейшего понятия не имели, никаких капиталистов, даже евреев, в глаза не видывали - им кто угодно пришлый со стороны мог втюхать что угодно, загнать в долги, кабалу, облапошить, высосать из них все. Поляки моментом просекли в какой чудесный край невероятной халявы и непуганных первобытных лохов занесла их судьба. И возрадовались своей удаче. Именно вместе с ними в сёлах появились лавки, кабаки - на смену патриархальному строю с преимущественно натуральным товарообменом и натуральными же взаимными услугами пришли ранние капиталистические порядки и товарно-денежные отношения. Вот только революции эти изгои, ставшие за несколько лет местными эксплуататорами, превратившие в невольников население, никаких хозяев и угнетения прежде отродясь не знавшее, не предвидели. Что она и до этого захолустья доберется. Конечно, к революции на деревне в Сибири появились уже и собственные российские капиталисты. Но первопроходцами дикого раннего капитализма были именно поляки. 

Изменено пользователем ulmas
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Только что, ulmas сказал:

в Сибири о коммерции ни малейшего понятия не имели, никаких капиталистов, даже евреев, в глаза не видывали 

С Ваших слов все такие хапуги и негодяи, всех только облопошивали...  

С находкой этого документа многое объясняется, но так же и появляется множество вопросов. Когда уехали, кто из детей или внуков с ними вернулся? А было ли какое разрешение, документ на возвращение? Где можно все это найти и т.д.? 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

3 часа назад, Krakovka сказал:

С Ваших слов все такие хапуги и негодяи, всех только облопошивали...  

С находкой этого документа многое объясняется, но так же и появляется множество вопросов. Когда уехали, кто из детей или внуков с ними вернулся? А было ли какое разрешение, документ на возвращение? Где можно все это найти и т.д.? 

 

Ни разу ничего такого не писал. Россия неизбежно и уверенно шла к капитализму и им просто повезло в переломный момент истории первыми занять пустующую экологическую нишу. Свято место пусто не бывает. Не они, так какие-нибудь немцы, еврейские выкресты и чуть позже собственные русские городские торгаши поучаствовали бы в "цивилизации" отсталой сибирской деревни, жившей чуть ли не по понятиям 17 века. Последние и так поучаствовали, уже в начале 20 века фактически вытеснив поляков из сферы деревенской торговли. Ну, а то, что поляки исключительно предприимчивый народ - это абсолютно точный факт. Торгаши просто прирожденные. Просто не понимающие как можно не торговать чем угодно, если есть возможность кому-то что-то впарить. Но особых богачей из них нет - именно потому, что они мелочные. Хватаются за любой первый подвернувшийся бизнес, гешефт, упуская такой, где можно получить, пусть и с большим риском, колоссальную выгоду. Русские олигархи по сравнению с ними - акулы. А они сами хищники куда меньшего размера и качества - типа, щук - грозы застойных водоемов. Именно потому деревня особо больших русских купцов и не интересовала (как не интересует и теперь). Много ли там заработаешь мелким грабежом каждого по отдельности единоличника? Состояние - да. Но не БОГАТСТВО. Вот если бы была возможность одним махом сразу отнять все у всех. Но это возможно стало только в условиях приватизации советского коллективного хозяйства. 

А что касается детей, то они, по-моему, и не выезжали вовсе. Если отца ностальгия замучила, то их она наверняка не угнетала от слова "совсем".  Здесь у них все было, там - ничего. Незачем им было возвращаться. Ничего, кроме бедности, их там не ждало. И никто их там не ждал. Да они и говорить-то по тамошнему местному уже не умели. И капитализм там был на порядок более продвинутый, чем в Сибири конца 19 века. Такие  предприниматели, как они, не имеющие опыта жизни в краю, где все встречные и поперечные ничуть не хуже их торгаши, там сами немедленно оказались бы обиженными голодранцами. 

 

Изменено пользователем ulmas
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.

Гость
Ответить в теме...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

 Поделиться

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу.
×
×
  • Создать...

Важная информация

Пожалуйста, прочитайте Условия использования

17 сентября в Нижнем Новгороде откроется XV Всероссийская генеалогическая выставка.