Перейти к публикации

Польские ссыльные Уктузской волости Ишимского округа Тобольской губернии


 Поделиться

Рекомендованные сообщения

Из статьи на сайте Ишимского музея. ,, В сборнике «Участники польского восстания 1863-64 гг. в Тобольской ссылке», изданным архивным отделом Тюменского облисполкома, я встретила несколько знакомых фамилий, но доказательства родственных связей не обнаружила. В то же время мне удалось узнать, что осужденные для отправки в Сибирь польские повстанцы делились на четыре категории. К первой категории относились приговоренные к каторжным работам на рудниках и заводах Восточной Сибири; ко второй категории относились повстанцы, сосланные на поселение с полным или частичным лишением прав и имущества без права выбора места оседлости, с зачислением в категорию государственных крестьян. Этот пункт подтверждал рассказ бабушки о судьбе Олендзских, по её словам лишенных дворянского звания и всех льгот. В последующие годы водворение польских ссыльных в Тобольскую губернию значительно сократилось. Из этого же источника я узнала, что в 1872 году в Тобольской губернии находилось 4 728 человек, из них 3990 сосланных на водворение и 738 добровольно прибывших в ссылку родственников. Из этого числа в Ишим было направлено 1001 человек плюс члены семьи: 73 мужского пола и 108 женского, а всего 1 182 человека.
В городском музее мне дали справку о том, что в 1860 году в Ишиме проживало местного населения 2 934 человека. По грубому подсчёту в 1866–70 годах поляки составляли 28,7 % населения Ишима. По социальному происхождению польские ссыльные, водворенные в Тобольскую губернию, составляли 48,6 % крестьяне, 26 % - мещане, 16,1% шляхта и разночинцы, 2,4% - дворяне и 6,9 % - иностранные подданные. Эти данные говорят нам о том, что в восстании принимало участие все население царства польского. Не мудрено, что в Ишиме и других городах Сибири встречается так много польских фамилий. Большинство не могло вернуться на родину. К сожалению, носители этих фамилий часто не знают, откуда у них польская фамилия."

 

Я не большой специалист по данному восстанию, но многое из вышесказанного мне, как человеку с историческим образованием, представляется нагромождением преувеличений и выводов, не следующих из перечисленных фактов. Во-первых. В восстании участвовало далеко не одно Царство Польское, и даже большей частью не оно, но также католическое (условно - польское) население Литвы, Западной Белоруссии, Волыни. Крестьяне в восстании почти не участвовали. И уж тем более не представляли собой почти половины повстанцев. Слово крестьяне в нашем понимании применительно к реалиям тогдашней Польши неуместно. Дело в том, что в польских землях земледельцами были, кроме крестьян, родовитые шляхичи с собственными древними гербами и ржавой саблей предка (участвовавшего чуть ли не в Грюнвальдской битве, не говоря о димитриадах) на стене сарая, построенного из развалин родового замка или имения. Четверть поляков числилось шляхтой (дворянством), но реально пахали землю, как крестьяне, имея уделы, меньше крестьянских и часто живя на порядок беднее их, или сидели впроголодь, если жалостливые крестьяне по своей воле подкармливали этих безруких, но гордых оборванцев. Классическое описание этих "крестьян" в романе польского классика Элизы Ожешковой "Над Неманом", входящем в обязательную программу в польских школах. Вот таким было большинство польских дворян (шляхта). 2-3 процента польского общества составляли аристократы (они и назывались по-польски dworzane, приближенные к королевскому двору, в отличие от просто свободных людей "благородного происхождения" - шляхтичей, которые, однако, как бедны не были, имели привилегию участвовать в сеймах и выбирать короля, а в военное время добровольно присоединиться к его армии или наоборот объявить войну неправильному, по их мнению, королю). Те из шляхтичей, что были побогаче и способны были содержать подневольный люд, назывались помещики (ziemianie), но в основном, крестьянами (хлопами) владели всё же аристократия и духовенство. Мещанство и разночинцев в Польше составляли те же представители родовой знати, забросившие невыгодное земледелие и осевшие в городах, а также немцы и евреи (от четверти до половины населения польских городов, особенно на востоке). Одним из последних телодвижений разобранной Речипосполитой было принятие в конце 18 века Конституции (которая считается официальной и в современной Польше), декларирующей отмену крепостного права на землях Польши. Но Польша была ликвидирована извне, державы ее разобравшие, Конституцию эту аннулировали и польская знать соблюдать ее и не думала. Поводом для восстания 1863-64 годов была именно объявленная в Российской Империи отмена крепостного права. Какого попрания своих священных прав от москалей польские рабовладельцы вынести были не в силах. Понимая, что обратно этот процесс не повернешь, они объявили российскую "вольность" обманом и сами даровали обещанную старой Конституцией "настоящую вольность" своим холопам, условием получения которой была поддержка поднятого польской знатью восстания против России.Так что некоторое незначительное количество всё-таки участвовавших в восстании крестьян, участвовали в нем подневольно, просто мобилизованные своими панами. Участвовали неохотно и при первой возможности разбегались по домам и сдавались российским властям, которые им никаких репрессий обычно не чинили, а лишь объясняли им панский обман и что воевать им вовсе незачем, ибо они и так свободны по воле царя. Иностранные подданные, сосланные за участие в восстании, это те же поляки, но из прусского и австрийского "заборов", польские эмигранты из Франции - беглые участники восстания 1830 года и т. п. - пойманные шпионы и подстрекатели. Вывод, что в восстании участвовало почти все население Царства Польского абсолютно неверен. В какой-то мере лояльны к своим, может быть, были и почти все поляки, но непосредственно в восстании участвовали всего несколько процентов населения. Российские власти сослали всех прямо замешанных и их число оказалось около 40 тысяч, пусть половина этого вдобавок погибли в боях, пусть не менее этого сбежали за границу, и так число активных повстанцев не превышает 100 тысяч. И это не только на территории Царства Польского, но и почти всей Литвы, большей части Белоруссии, части Украины. Насчет того, что польские ссыльные составляли четверть населения Ишима - этого быть не может. Российские власти никогда бы не допустили такого скопления в одном месте опасных смутьянов. Те люди просто прошли через Ишим, к нему были приписаны, но были расселены по всему уезду, по возможности, чтобы и двух их не оказалось вместе в одном селе. В самом уездном городе, под бдительным надзором полиции, власти могли себе позволить содержать и несколько десятков таких ссыльных с их семьями, но не более. То, что способны сделать и пара польских ссыльных, окажись они вместе, российские власти прекрасно себе представляли на примере восстания Беневского, в конце 18 века организовшего мятеж на Камчатке, когда там власть на несколько дней перешла в руки мятежников, был убит воевода, разграблена казна, похищен российский корабль, на котором русские мятежники из ссыльных, заложников и предателей из местного гарнизона под руководством Беневского и еще одного иностранца бежали через Японию аж в Макао (при этом Беневский оставил в Японии провокационные письма о якобы готовящемся Россией захвате Японии - именно отсюда начинается враждебное предубеждение Японии в отношении России, о которой они прежде практически и не слыхали: и тут гражданин Наияснейшей Жечипосполитой, сам впрочем венгр или словак по происхождению, русским нагадил). А затем попали во Францию и кто не вернулся добровольно в Россию, участвовали в следующей авантюре польского "енерала" - пиратском захвате Мадагаскара. Отправленные же в Забайкальский край участники польского восстания 1863-64 года тоже там отличились - освободившись в количестве нескольких сотен человек, отняли у охраны оружие и поставили на уши целый отдаленный российский край, пытаясь силой прорваться в Китай. Для подавления Забайкальского восстания российским властям не хватило даже тамошних гарнизонов, была официально объявлена среди местного русского и туземного населения охота за головами беглых поляков - только так их и переловили. Превратить же целый уездный город в на четверть состоящий из расконвоированных подобных людей - Боже, кому бы такое в голову пришло? Даже и без мятежей поляки своим своим хитроумием и планами невероятно авантюрных побегов (причем при поддержке местного русского населения, отчего-то всегда им сочувствующего) просто сводили с ума провинциальные российские власти. Кому интересно, как организовал в действительности свой легендарный неудачный побег реально существующий польский ссыльный Мигурский (герой рассказа Льва Толстого "За что?" и массы других литературных произведений на многих языках мира), могу выслать недавно переведенную на русский язык книгу воспоминаний самого Мигурского, увлекательный бестселлер, описывающий "очень тяжелые" условия жизни в ссылке крайне опасного польского заговорщика из его собственных уст и совершенно непостижимые для не-поляка причины, склонившие его к побегу. Модераторам прошу не рассматривать этот пост как ксенофобский или не относящийся к теме флуд. Это просто необходимый экскурс в историю соседнего государства и историю пребывания граждан этого государства на нашей территории, о чем большинство читателей, не будучи историками, имеют весьма смутное представление и рискуют на основании ничего не значащих цифр делать преждевременные выводы, весьма отдаленные от реальности. Знание истории, психологии, языка, культуры, менталитета народа позволяют понимать его гораздо глубже и вернее, чем сухие цифры какой-то там статистики, даже прогнозировать порой неподдающиеся нашей логике поступки его представителей. Интуиция, играющая не последнее место в поисках следов того или иного человека, это не гадание, а именно результат знания и понимания психологии его народа, реалий его истории. Чтобы правильно понять проблемы, связанные с пребыванием поляков в России, нужно уметь влезть и в шкуру самого поляка и тогдашнего российского чиновника, посмотреть на это дело его глазами, и в шкуру простых граждан России - солдат, провинциальной элиты, горожан, крестьян. Для понимания умонастроений в российском обществе и польской проблемы глазами российских граждан накануне и в момент восстания 1863-64 годов нет лучшей книги, чем многотомный роман современника тех событий Всеволода Крестовского "Панургово стадо" ("Кровавый пуф"). В интернете можно найти и сканы дореволюционных изданий и современные версии в разных форматах. Крестовский это также автор романа "Петербургские трущобы", по которому когда-то был бесконечный сериал по телевидению. Для потомков поляков, интересующихся мотивацией поведения их предков, такие книги как воспоминания Мигурского, романы Ожешковой и Крестовского - просто обязательное чтение. Насчет восстаний в Сибири, к сожалению, ничего достойного не написано. О Забайкальском восстании - вообще глухо. О мятеже Беневского написано много. И по-польски и по-русски. Но то, что основано на "дневниках" этого Мюнхаузена - это что-то вроде попыток привязать к реальности факты из сочинений того немецкого барона или капитана Врунгеля. Один советский довоенный автор использовал дневники Беневского для создания беллетристической фантастической повести, представляюшей эти события как российское антимонархическое восстание на Камчатке, первую российскую экспедицию в Японию и Китай и попытки создания Государства Солнца русскими на Тайване и Мадагаскаре. Один современный польский историк по дневникам и карте Беневского (составленной на основании украденных в воеводской избе камчатской столицы секретнейших морских карт русских первопроходцев) объявил Беневского великим первооткрывателем половины Алеутских островов, острова Св. Лаврентия и половины Аляски (в реальности мятежники Беневского близко в ту сторону не ходили, а спустились к Японии вдоль Курильских островов, но Мюнхгаузен Беневский начертил на карте свой путь с дугой через Северный Тихий океан, присвоив себе все русские открытия, чего за ним, правда, в Европе никто не признавал и не признает, прекрасно зная уже тогда каким путем достались этому самозванцу карты с реальными очертаниями тех земель, а туфту из его дневников о якобы посещенных ими островах и встречах с местными аборигенами и каким-то русским разбойником - вообще читать без смеха нельзя). По подлинным документам, связанным с расследованием того мятежа, написано много статей, но, увы, ни одной обобщающей монографии или хотя бы близкой к реальности повести.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Из статьи на сайте Ишимского музея. ,, В сборнике «Участники польского восстания 1863-64 гг. в Тобольской ссылке», изданным архивным отделом Тюменского облисполкома, я встретила несколько знакомых фамилий, но доказательства родственных связей не обнаружила. В то же время мне удалось узнать, что осужденные для отправки в Сибирь польские повстанцы делились на четыре категории. К первой категории относились приговоренные к каторжным работам на рудниках и заводах Восточной Сибири; ко второй категории относились повстанцы, сосланные на поселение с полным или частичным лишением прав и имущества без права выбора места оседлости, с зачислением в категорию государственных крестьян. Этот пункт подтверждал рассказ бабушки о судьбе Олендзских, по её словам лишенных дворянского звания и всех льгот. В последующие годы водворение польских ссыльных в Тобольскую губернию значительно сократилось. Из этого же источника я узнала, что в 1872 году в Тобольской губернии находилось 4 728 человек, из них 3990 сосланных на водворение и 738 добровольно прибывших в ссылку родственников. Из этого числа в Ишим было направлено 1001 человек плюс члены семьи: 73 мужского пола и 108 женского, а всего 1 182 человека.
В городском музее мне дали справку о том, что в 1860 году в Ишиме проживало местного населения 2 934 человека. По грубому подсчёту в 1866–70 годах поляки составляли 28,7 % населения Ишима. По социальному происхождению польские ссыльные, водворенные в Тобольскую губернию, составляли 48,6 % крестьяне, 26 % - мещане, 16,1% шляхта и разночинцы, 2,4% - дворяне и 6,9 % - иностранные подданные. Эти данные говорят нам о том, что в восстании принимало участие все население царства польского. Не мудрено, что в Ишиме и других городах Сибири встречается так много польских фамилий. Большинство не могло вернуться на родину. К сожалению, носители этих фамилий часто не знают, откуда у них польская фамилия."

 

Я не большой специалист по данному восстанию, но многое из вышесказанного мне, как человеку с историческим образованием, представляется нагромождением преувеличений и выводов, не следующих из перечисленных фактов. В восстании участвовало далеко не одно Царство Польское, и даже большей частью не оно, но также католическое (условно - польское) население Литвы, Западной Белоруссии, Волыни.
Крестьяне в восстании почти не участвовали. И уж тем более не представляли собой почти половины повстанцев. Так что некоторое незначительное количество всё-таки участвовавших в восстании крестьян, участвовали в нем подневольно, просто мобилизованные своими панами. Вывод, что в восстании участвовало почти все население Царства Польского абсолютно неверен. ..... но непосредственно в восстании участвовали всего несколько процентов населения. Российские власти сослали всех прямо замешанных и их число оказалось около 40 тысяч, пусть половина этого вдобавок погибли в боях, пусть не менее этого сбежали за границу, и так число активных повстанцев не превышает 100 тысяч. И это не только на территории Царства Польского, но и почти всей Литвы, большей части Белоруссии, части Украины. Насчет того, что польские ссыльные составляли четверть населения Ишима - этого быть не может. Российские власти никогда бы не допустили такого скопления в одном месте опасных смутьянов. Те люди просто прошли через Ишим, к нему были приписаны, но были расселены по всему уезду,
По подлинным документам, связанным с расследованием того мятежа, написано много статей, но, увы, ни одной обобщающей монографии или хотя бы близкой к реальности повести.

 

Ваше желание нести просвещение в массы, несомненно, заслуживает уважение, а знание предмета своей профессиональной деятельности восхищения! Но зачем же так много информации, порой лишь опосредовано связано с цитируемым Вами сообщением пользователя! Или изложить аргументы четко и кратко не получается? Нагромождений и лирических отступлений у Вас многократно больше, чем в сообщении Елены! Принцип чем больше, тем лучше не всегда оправдан.

 

В электронном Каталоге РНБ (Российская Национальная библиотека), имеется электронная копия книги Светланы Анатольевны Мулиной, Мигранты поневоле. адаптация ссыльных участников польского восстания 1863 года в Западной Сибири.Книга написана на основе диссертационного исследования, защищенного в 2005 г. Основой исследования стала база данных, содержащая персональные сведения о более чем четырех тысячах ссыльных повстанцев. Можно читать в режиме онлайн.

 

http://primo.nlr.ru/primo_library/libweb/action/search.do

 

[Биб.описание]: Мулина С. А. Мигранты поневоле. адаптация ссыльных участников польского восстания 1863 года в Западной Сибири /[С.А. Мулина]; отв. ред. д.ист.н., проф. А.В. Ремнев Посольство Польши в Рос. Федерации, Рос. акад. наук, Сиб. отд-ние, Ин-т истории, М-во образования Рос. Федерации, Ом. гос. аграр. ун-т им. П.А. Столыпина. - Санкт-Петербург : Алетейя, 2012. - 199 с., [4] л. портр. ; 22 см. - (Польско-сибирская библиотека ; т. 2). - Библиогр. в подстроч. примеч.. - Имен. указ.: с. 191-198

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Из статьи на сайте Ишимского музея. В сборнике «Участники польского восстания 1863-64 гг. в Тобольской ссылке», изданным архивным отделом Тюменского облисполкома,

Желательно указывать год и место издания, авторов статей или приложить ссылку на источник, если имеется электронная копия.Искала на сайте Ишимского историко - краеведческого музея, не нашла. Подскажите в какой рубрике меню этого сайта находится электронная копия сборника.
ко второй категории относились повстанцы, сосланные на поселение с полным или частичным лишением прав и имущества без права выбора места оседлости, с зачислением в категорию государственных крестьян. Этот пункт подтверждал рассказ бабушки о судьбе Олендзских, по её словам лишенных дворянского звания и всех льгот.

Полное или частичное лишение прав состояния ссыльного решалось по суду, и обязательно записывалось в его досье. пример: Грабовский Степан, из однодворцев Киевской губернии. По решению Полевого военного суда, учрежденного при Киевском ордонанс – гаузе по лишению всех и особенно личных по достижению присвоенных прав и преимуществ, приговорен на 5 лет в роты, а по окончании срока сослан в Сибирь. В Тюмени по 20 распределению Ишимского округа в Уктузскую волость без пособия. Документы Литер Г № 247. Ф И 154, оп 25 д. 4, Ф 441, зап 247.
Кроме него, с таким же приговором проживали в Уктузской волости в д. Шашмуриной Матеуш Норейко, 22 л, холост, католического вероисповедания, Ковенской губернии Шавельскаго уезда, из крестьян и Фридрих Александр, 27 л, из мещан Радомской губернии. Нарейко и Фридрих дожили в волости до переписи и Вы можете посмотреть их переписные листы.
Что касается поляков с фамилией Оленский - Олендский, то таких в Уктузскую волость было напрвлено три семьи.
Франц Матвеев Оленский, 46 л, из дворян Гродненской губернии Бельковскаго уезда, занимался собственным хозяйством, его жена Теофила 36 л, сыновья: Владислав 15, Карол 8; дочь Ельзабет 12. Родных на родине не имеет. Ишимскаго округа Уктузской волости в село Уктузское без выдачи пособия на домообзаводства. Отправлены в V партии 8 марта. Ф И 154 оп.25 д.3, Ф 64 зап 10.
Франц Иванов Олендский, 41 л, показывает себя из дворян Гродненской губернии Бельского уезда, занимался хозяйством, его жена Маремьяна 38 л, их дети: Иван 16, Евва 2, имеет родных живущих своим хозяйством, Ишимского округа Уктузской волости и село. По неимению в семействе способного работника вести самостоятельно хозяйство назначить на призрение к старожилам с выдачей за это 35 р в год. Отправлен 22 марта в VII партии. Ф И 154 оп.25 д.3, Ф 138 зап 25.
Мариан Матвеев Оленский, 34 л, именует себя дворянином Гродненской губернии Бельскаго уезда, занимался хозяйством, его жена Емилия 28 л, их дети: Войцех 8, Каролина 10 л, имеет родных, туда же (Ишимского округа Уктузской волости и село без выдачи пособия на домообзаводство). На основании заключения Врача назначен на призрение к старожилам с выдачей за это по 35 р в год. Отправлены 22 марта в VII партии. Ф И 154 оп.25 д.3 Ф 138 зап 26.
Как видите, ни у одного из них в документах не стоит заключения суда о лишении прав состояния. Мне не встречались случаи о полном или частичном лишении прав в административном порядке.
Кроме того, ни одно из данных семейств (или каких либо других с такой фамилией) в первую перепись не записано в Уктузской волости.
И последнее. почитайте в Тобольском архиве документ Ф И 152 оп.7 Дело 158. Дело о политссыльном М Оленском, Ф Оленском, В Яновиче,И Шмигере ( последние два из Устьламенской волости, а остальные из Уктузской волости)
В 1875-1876 годах рассматривалось их прошение о возвращении на родину.
Выводы о достоверности утверждений Вашей бабушки делайте сами. Это все к тому, что каждую информацию переданную "из уст в уста" следует проверить и документально подтвердить.
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Приношу глубочайшие извинения за то что своим постом от 09.12 невольно ввела вас в заблуждение.Скопировала часть статьи Нелли Валентиновны Деевой(Сухановой) на сайте Ишимского краеведческого музея.Сначала откроете в меню ГЛАВНАЯ>О МУЗЕЕ>НОВОСТИ>ПУБЛИКАЦИИ>ПОИСКИ МОЕЙ РОДОСЛОВНОЙ.Музей действительно принимал заявки по уточнению родословных.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

У меня радость:общаюсь с потомками Никифора Ивановича Селицкого,представителя ишимского купечества и зятя моего пра прадеда.Почти год не могла с ними связь установить.Вот люди то удивились!Такого они не ожидали.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

.... сосланные на поселение с полным или частичным лишением прав и имущества ...

Полагаю, что это Ваша опечатка, не имущества, а преимуществ, связанных с лишением прав состояния, такая мера наказания разъясняется в статье 30 Уголовного Уложения.

УСТАВЪ О НАКАЗАНІЯХЪ, НАЛАГАЕМЫХЪ МИРОВЫМИ СУДЬЯМИ.


ИЗДАНІЕ 1885 ГОДА.
УГОЛОВНОЕ УЛОЖЕНІЕ.
ГЛАВА ПЕРВАЯ.
Отдѣленіе третіе.
О наказаніяхъ.


30. Приговоренные къ каторгѣ, ссылкѣ на поселеніе или къ заключенію въ исправительномъ домѣ, а также къ соединенному съ лишеніемъ правъ состоянія заключенію въ тюрьмѣ (ст. 27) утрачиваютъ права:
1) участвовать въ постановленіяхъ и выборахъ сословныхъ собраній и быть избирателемъ или избираемымъ въ земскихъ, городскихъ или общественныхъ собраніяхъ;
2) состоять на государственной, сословной, земской, городской или общественной службѣ;
3) состоять на службѣ въ арміи или но флотѣ;
4) занимать церковныя должности;
5) выбирать промысловыя свидѣтельства на торговыя предпріятія первыхъ двухъ, а на промышленныя - первыхъ пяти разрядовъ, равно какъ и на соотвѣ тствующія имъ пароходныя предпріятія, а также на
предпріятія по производству золотаго или платиноваго промысла;
6) быть опекуномъ или попечителемъ;
7) быть начальствующимъ, воспитателемъ или учителемъ въ общественномъ или частномъ учебномъ заведеніи, а также пользоваться правами домашняго учителя;
8) быть третейскимъ судьею, а равно членомъ конкурснаго управленія или администраціи, присяжнымъ попечителемъ, присяжнымъ засѣдателемъ, присяжнымъ повѣреннымъ или повѣреннымъ по дѣламъ, производящимся въ государственныхъ, сословныхъ, земскихъ, городскихъ или общественныхъ установленіяхъ;
9) быть свидѣтелемъ при договорахъ или актахъ, требующихъ свидѣтельской скрѣпы.

 

Источник: Свод Законов Российской Империи. Издание в 16 томах: См том 15.
http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?empire&nochache

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Статейный список о ссыльном Антон Сендровский
Составлен в Псковском Губернском Правлении мая 5 дня 1867 года, №44.
.....
При следовании должен быть заключен в наручники.

В статейных списках о ссыльных встречались записи, о том, что арестант должен следовать в наручниках, в кандалах, или без оных в арестантской роте под надзором жандармов , или следует без оков и не в роте арестантов и т .д. Данные меры при следовании арестантов по этапу к месту ссылки определялись Уставом о ссыльных и содержанием под стражей, в соответствии с Уложением о наказании. Вот как писалось об этом в секретном циркуляре МВД:
Фонд. И 152. Тобольское губернское управление, г. Тобольск Тобольской губернии (1822-1919 гг. ) Опись 1. там же, Дело 75. Циркуляры Министерства Внутренних дел. Файл 5
8 июня 1863 г. Секретно Циркулярно.
Министерство Внутренних дел
Особенная канцелярия
8 мая 1863 г. № 1635
Господину Начальнику Губернии.
Вследствие замеченнаго и обратившаго на себя ВЫСОЧАЙШЕЕ ЕГО ИМПЕРАТОСКАГО ВЕЛИЧЕСТВА внимания отступления от правил постановленных в законах (прилож. к 19 ст. Улож. о наказ. 1 кн. XV Т. ст. 171, 172, 224, по IV прод. № 2 ( Уст. о сод. под стражею 96, 99, 347 и 350 Уст. о ссыльных, XIV Т.С. Зак. Изд. 1857 г. ) по предмету наложения оков на ссыльных, препровождаемых в каторжную работу и в Сибирь на поселение, покорнейше прошу Вас, Милостивейший Государь, сделать зависящее распоряжение к точному исполнению сих правил, на основании которых : 1) от препровождения в оковах освобождаются все те ссыльные, кои до осуждения их были изъяты от наказаний телесных и по осуждении не подвергались вновь суду за новое преступление. Эти ссыльные идут в места назначения просто под строгим только надзором; 2) из не изъятых от наказаний телесных следуют без оков малолетние преступники обоего пола, на которых вместо сего накладываются легкие железные ручные прутья и 3) женщины преступницы пересылаются также, как ссыльные мужчины, но от ножных оков все они избавлены, а только на неизъятых от наказаний телесных налагаются одни ручные кандалы.
Подписал Министр Внутренних Дел, Статсъ- Секретарь Валуев
Скрепил: Правитель Канцелярии М. Шидловский. Верно: Секретарь Перфильев

 

В этом секретном документе, от 8 мая 1863 года упоминается Устав о ссыльных и содержания по стражей в редакции 1857 года, который основывался на аналогичных Уставах 1832 года. С момента издания в 1857 году Устава о содержащихся под стражею, он претерпел лишь небольшие изменения, «большей частью относившиеся к местам заключения той или другой губернии» Изменения в него были внесены в 1886, 1890, 1906, 1908 и 1909 гг.
Так что данная в письме МВД рекомендация, об исполнении данного Устава, была актуальна на протяжении последующих десятилетий.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Большинство не могло вернуться на родину.

Спасибо Вам, за эту практически последнюю, финальную фразу в Вашем сообщении. Тема интересная, но очень объемная в изучении. Польские ссыльные не могли вернуться на родину по следующим причинам; 1. Водворение их на казенных землях; 2. Смертность среди ссыльных. 3. Отсутствие средств на оплату проезда; 4. Нежелание самих водворенцев возвращаться на родину. По каждой из этих причин и пройдемся, с имеющейся (или указанием отсутствующей) на данный момент информацией.
1 причина. Водворение ссыльных на казенных землях.
В секретном документе, за подписью И.д. Губернатора М. Курбановского, очень жестко описаны последствия для польских ссыльных, сосланных на водворение.
Секретно Циркулярно
Земским Исправникам
Министерство Внутренних Дел
Начальника Тобольской губернии
По Канцелярии
Отделение
19 сентября 1867 г.№ 4219

 

Многие из польских переселенцев, сосланных на водворение на казенные земли, обращаются ко мне с просьбами о выдаче им билетов или на родину или в одну из указанных внутренних губерний империи, на основании Высочайших повелений 16 апреля 1866 г. и 27 января 1867 или же на выезд в царство польское на основании Высочайшего же повеления 17 мая н.г.[1867г.]

 

Имея ввиду, что эти Высочайшия повеления относятся только : первое к лицам сосланным на житье с лишением всех особенных прав и преимуществ, второе к лицам дворянского происхождения, высланным без ограничения прав состояния и третье к лицам сосланным на житье административным порядком, на польских же переселенцах, сосланных на водворение ни одно из этих Высочайших повелений не распространяется, так как они, из Журнала Западного Комитета, высланы в Сибирь навсегда, я предписываю вашему высокоблагородию объявить польским переселенцам, что поданные, до сего времени, просьбы о возвращении на родину, или о перечислении во внутренние губернии и Царство польское оставлены без последствий. Если же на будущее время будут подаваемы вам, для представления ко мне, просьбы подобного содержания, то не представляя их ко мне, возвращать таковыя просителям, с разъяснением им настоящаго моего циркуляра и того, что подобным просьбам их не дается им никакого хода г г. Министром Внутренних Дел, Шефом Жандармов, Наместником Царства Польскаго и Главными Начальниками Западных губерний. И.д. Губернатора М. Курбановский.4

« Большая часть поляков отбывавших наказание в Сибири – 62,3 % . была выслана для водворения на казенных землях. Ссылка на водворение рассматривалась законодательством как наиболее легкое наказание. В основном оно коснулось тех повстанцев, чья вина не была доказана. Но приписка к категории государственных крестьян делала невозможным возвращения на родину этих ссыльных. Ссылка на водворенение осуществлялась в административном порядке и масштабно применялась к целым семьям и даже целым пунктам. Причиной являлось лишь косвенное участие в мятеже: укрывательство бежавших при разгроме, помощь продовольствием и т.д.»1

 

Какие либо комментарии здесь излишни.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Большинство не могло вернуться на родину.

2 причина. Смерность польских водворенцев.
Это очень непростое исследование, оно включает в себя поиск убитых по разным причинам, умерших на каторжных работах, в больницах, в богадельнях от дряхлости, в тюрьмах, на этапах следования и т.д .
В соответствии со статьей 41 Устава о ссыльных (редакция 1909 г): Погребеніе умѣршихъ во время слѣдованія по этапамъ арестантовъ возлагается по всѣмъ губерніямъ, на мѣстныя начальства тѣхъ селеній, гдѣ умретъ арестантъ; потребныя же на сіе деньги заимствуются, въ томъ количествѣ, какое опредѣляется по табелямъ гражданскимъ больницамъ за погребеніе умершихъ въ нихъ арестантовъ (Уст. Сод. Страж. изд. 1890 г.ст. 253 и 254), изъ суммъ, находящихся при Волостныхъ Правленіяхъ, съ возвратомъ тѣхъ денегъ изъ мѣстныхъ Казначействъ, которыя должны отпускать оныя немедленно по предъявленіи свидѣтельства о погребеніи арестанта. 1844 Іюл. 18 (18083) пол. Ком. Мин.; 1864 Мая 25 (40934) 2

 

Хоронили повстанцев по ходу следования партий, возможно, данные об умерших на этапах, имеются в архивах Тобольского приказа о ссыльных. В сопроводительных документах партианских списков, следующих уже из Тобольска к месту назначения, отметки о смерти имеются, но выявление таких случаев требует просмотра многотомных дел и изнурительного труда. Статистических, обобщенных данных, о числе польских ссыльных умерших в процессе этапирования их из Царства Польского и Западных губерний до Тобольска, а потом из этого губернского города до места назначения, нет, как по губернии в целом, так и по округам, или они еще не обнаружены.
Найти информацию об умерших ссыльноводворенцах уже на месте отбывания ссылки, тоже дело непростое. В подавляющем большинстве польские ссыльные были католиками, римско - католического исповедания и в метрических книгах православных церквей записи об умерших католиках не велись.
«Одним из существенных направлений безвозвратного оттока польских ссыльных являлась смертность. Учет умерших ссыльных участников Январского восстания произвести довольно сложно. Не все факты смерти фиксировались в метрических книгах. Жители отдаленных деревень постоянно погребали умерших политических преступниках на сельских кладбищах без ведома приходских причтов, а объявляли о том через некоторое время, а иногда и вовсе не объявляли.
Показательным является случай с польским переселенцем Слободчиковой волости Антоном Зелинским. Он умер в 1869 году и был похоронен на сельском кладбище деревни Смолиной без приглашения священника и отпевания. Когда жена Зелинского потребовала метрическое свидетельства о смерти мужа церковные служители Усть – Ишимской Николаевской церкви ответили, что вносить Зелинского в метрические книги нет повода, так как в циркуляре сказано погребать только с пением «Святый Боже» и больше ничего.»
«Наибольшее количество ссыльных умерло в первые годы ссылки. в этот период в Сибири находилось максимальное количество повстанцев. Кроме того сказывались недавние военные действия, скитания по этапам, пребывание в заключении»1

 

Далее, продолжение этой части сообщения

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Продолжение. Смерность польских водворенцев.
По Уктузской волости, найдено 5 польских ссыльных, умерших до августа 1869 года. Это данные Ишимского Окружного исправника, отправленные в Тобольскую исполнительную комиссию по водворению польских переселенцев.
Именной список умерших польских переселенцев Уктузской волости Ишимского округа которыя получили пособия на домообзаводства. Составлены Августа 1869 г.
1. Францышек Янов Гралевский, умер 19 июня 1866 г, имущества не осталось.
2. Фердинанд Фомин Когняровский, умер 19 мая 1867 г, имущества не осталось.
3.Людвиг Фердинандов Кизлик, умер 29 октября 1866 г, имущества не осталось.
4.Антон Матвеев – Штаймакайтис, умер октябрь же, 1867г, имущества не осталось.
.5.Андрей Чехович, умер 30 ноября 1867 г, осталась одна березовая изба. Оставшуюся после его смерти избу, жена умершего Емилия Чеховичева [она же Емилия Чехович] продала без ведома Волостного правления крестьянину села Уктузского Антону Хлебникову. 3

 

Данные сведения касаются тех ссыльных, кто взял деньги из казны на домообзаводство и умер. Возникает вопрос, а кто не брал деньги и умер?, где найти сведения? Только в архивах, дела аналогичные этому: Ф И 152 оп.4 д. 537. Дело об умерших политссыльных. 6 марта 1868 г. - 10 июня 1870 г. Дело состоит из донесений-рапортов Тобольского полицмейстера, по г. Тобольску и Тобольскому округу, со статейными списками на умерших и указанием номеров записи о смерти в метрических книгах Тобольского римско-католического костела, осталось найти место их хранения, т.к в Тобольском архиве есть книги этого костела только о рожденных.

 

Таким образом, в это «большинство» не вернувшихся на родину, по непреодолимым обстоятельствам, входят и умершие повстанцы, общая численность которых пока мне не известна.

 

Продолжение следует

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Большинство не могло вернуться на родину.

3 причина. Отсутствие средств для проезда на родину за собственный счет.

 

Одним из условий возвращения на родину, при положительном решении ходатайства ссыльного – проезд за собственный счет. Кто то продал свое имущество на прежнем месте жительства, кому то деньги выслали родственники и т.д., а кто то должен был их заработать по месту ссылки, где не всегда имелись возможности для приложения профессиональных умений ссыльных, приобретенных по прежнему месту жительства.
В частности, по Уктузской волости, имеются данные о деятельности польских водворенцев (92 чел из 143), которую они вели до ссылки, в том числе: свое хозяйство 17 чел; земледелец 19; лакей 4; резчик 1; кухарка 1; полицейский служитель 1; колясник 1; кучер 6; кузнец 5; сторож 3; овчар, 1; плотник 4; органист 1; фельдшер 1; конюх 1; писарь 4; портной 2; приказчик у помещика 3; сапожник 1; торговец 1; служащий Магистрата 1, определенных занятий не имеет 2; в остальных случаях сведения не указаны, в том числе водворенные на призрения к старожилам дряхлые и неспособные к работе по болезни ссыльные.
Понятно, что умения, которыми владели ссыльные на родине, не все востребованы на новом месте жительства. Извозом, скотоводством, ремеслами в волости не занимались, основное занятие – хлебопашество, результаты которого во многом зависели от погодных условий, кроме того, не все ссыльные имели необходимые знания, умения и способности к крестьянским работам. Таким образом, не все польские водворенцы имели возможность заработать нужные на поездку средства по месту ссылки, приработок искали в близлежащих территориях, и в том же уездном городе Ишиме.

 

«Лиц, принадлежащих к низшим сословиям, даже если они имели собственные средства на путевые издержки, должны были отправлять в Варшаву по железным дорогам, где они есть, и по главному ссыльному тракту, общим принятых для пересылки арестантов, способом. Возвращаемые должны были следовать под надзором стражи, хотя и не в качестве арестантов. Недостаток средств удерживал ссыльных в Сибири.» 1
Примечание: автор ссылается на соответствующие статьи Устава о ссыльных: 15. Ссыльные препровождаются къ мѣстамъ назначенія по желѣзнымъ дорогамъ и на пароходахъ, либо баржахъ. При отсутствіи такихъ путей сообщенія, ссыльные препровождаются по пѣше-этапнымъ трактамъ. Ссыльные, не могущіе слѣдовать пѣшкомъ, перевозятся на подводахъ по пѣше-этапнымъ трактамъ, а также отъ мѣстъ заключенія до станцій желѣзныхъ дорогъ и пароходныхъ пристаней и обратно,
17. Главный ссыльный трактѣ пролегаетъ по рельсовому пути отъ Москвы черезъ Рязань, Ряжскъ, Пензу, Самару, Уфу, Челябинскъ и далѣе по Сибирской и Забайкальской желѣзнымъ дорогамъ. 2

 

4 причина. Нежелание повстанцев возвращаться на прежнее место жительство.
«Но оказалось, что часть ссыльных пожелали остаться в России и принять подданство. Исключение делалось только для тех иностранцев, кто при домообзаводстве женились на русских православного вероисповедания и имеют детей той же веры. Оставить таковых в Сибири и причислить их к сельским обществам без желания последних, в каждом конкретном случае требовалось разрешение министра Внутренних дел.»1

 

PS: Рассмотрены разные причины невозвращения повстанцев на родину, какая из них доминирует, определить трудно, не зная достоверных количественных характеристик по каждой из них, но в общей совокупности получается - так оно и есть: большинство не могло вернуться на родину, и тут же мысленно возникает вопрос: а какое оно, это «большинство» в «человеках»? Вопрос остается открытым.

 

Источники:
1. Мулина С.А. Мигранты поневоле адаптация ссыльных участников польского восстания 1863 года в Западной Сибири. Автор Мулина С. А., Санкт-Петербург Издательство Алетейя, 2012 г. Библиотечный фонд: Российская Национальная Библиотека. Электронная копия в Электронном каталоге) стр 43-44, 50-51. 53-54, 60.
http://primo.nlr.ru/primo_library/libweb/action/search.do
2. Свод Законов Российской Империи. Издание в 16 томах.
Устав о ссыльных. Редакция 1909 г. См том 14. Начало со стр. 228
http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?empire&nochache
3. ГБУТО «Государственный архив в г. Тобольске». Фонд. И154. Тобольская Казенная палата, г. Тобольск, Тобольская губерния (1782- 1919 гг.). Опись 25. Там же. Дело 10. Дело об умерших и возвратившихся на родину польских ссыльных. 1 января 1868 г. - 31 декабря 1868 г. см.Файлы 310 -312.
4. ГБУТО «Государственный архив в г. Тобольске». Фонд. И 152. Тобольское губернское управление, г. Тобольск Тобольской губернии (1822-1919 гг. ) Опись 3. Там же, Дело 41. Списки политссыльных, сосланных без ограничения прав и изъявивших переселиться во внутренние губернии России. 13 апреля 1867 г. - 19 сентября 1867 г. см. Файл 165.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Благодаря Вашим сообщениям подтвердилось семейное предание о происхождении от ссыльного поляка. Ф И154 оп. 25 д. 6,Ф 404, зап 40. Ракицкий Томас- Фомас Егоров 40 л, холост,из крестьян Ковенской губернии Поневежского уезда. По XIII распределению Ишимского округа Уктузской волости в д. Шашмурину без пособия.
Примечание: Ф И154 оп. 25. д.1 ф 137, зап 9 (№ 40), Ракицкий Томас значится в списке политических преступников следующих на водворение в Тобольскую губернию через Пермь.
В 1897 г переписан в д Шашмуриной Ракитский Фома Егоров
В 1902г родился Петр Никитич Ракитский - это мой прадед. Он женился на Марии Яковлевне Ковяткиной 1903 г рождения из этого же села. Она родила ему 13 детей, выжило 6, среди которых мой дед Ракитских Иван Петрович 1929 г рождения. На момент переписи в д. Шашмурино была только одна семья Ракитс(ц)ких(ого) и одни Ковяткины.На форуме Уральской гениологии я нашла информацию с переписных листов с перечислением домочадцев.
Файл 143.
(Лист 78. Об.).

 

1. Ракитский Фома Егоров – 75. Хозяин. Земледелец.
2. Ракицкая Настасья Петрова – 55. Жена.
3. Ракитский Тимофей Фомин – 19. Сын.
4. Ракитский Никита Фомин – 17. Сын.
5. Ракитский Григорий Фомин – 14. Сын. *(Грамотный).

 

*1. Ковенской губернии, Поневежского уезда. Родной язык Польский

 

Там же нашла семью Ковяткиных

 

Файл 126.
(Лист 69. Об.).

 

1. Ковяткин Яков Осипов – 43. Хозяин. Земледелец.
2. Ковяткина Настасья Фёдорова – 32. Жена.
3. Ковяткин Пётр Яковлев – 17. Сын.
4. Ковяткин Григорий Яковлев – 10. Сын.
5. Ковяткин Егор Яковлев – 3. Сын.
6. Ковяткина Марья Яковлева – 1 год. Дочь

 

Может быть, Вам встречалась еще какая-нибудь информация о Томасе Ракицком. Заранее благодарю.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Цитата

 

А мог быть какой-то иной Ракицкий. Во второй выписке из МК, которую Вы мне прислали, упоминаются ТИМОФЕЙ ЕГОРОВ РАКИЦКИЙ, польский переселенец, и жена его Наталья Петрова. Они крестили младенца ТИМОФЕЯ. 1877г. У Фомы старшего сына звали Тимофей, он приблизительно 1880 г рождения. Он явно никакого отношения к этой записи не имеет.
получается, это другая семья другого переселенца?

 

Вы абсолютно правильно ставите вопросы. Дело в том, что польские имена, фамилии русифицировались - искажались по прихоти, плохой грамотности писаря, священника и тд. Я убеждена, что Тимофей Егоров Ракицкий, он и есть Фома Егоров Ракицкий. что касается жены его, Анастасия Петровна, то во второй записи НАТАЛИЯ могла быть и моя ошибка при расшифровке почерка, не всегда бывает просто прочитать рукописный текст, я проверю еще раз все выписки, или сделайте это сами. Архивные реквизиты есть у каждой выписки. Рожденный младенец Тимофей Тимофеевич(Фомин) - это их сын. в различных документах есть всегда погрешность в возрасте, со слов ведь записывали, здесь погрешность в 1 год Другое дело, что была в то время очень большая смертность, замерзали, убивали и т.д возможно что он умер. Других польских ссыльных с такой фамилией направленных в Уктузскую волость я не встречала. А вообще нашла 143 человека, совместно с детьми и семьями более 180 чел. Он был холост, Родителей к себе в ссылку не просил.

 

Цитата

 

.Тогда, куда делась эта семья во время переписи 1897г. Других Ракитских в Шашмурино и вообще во всей Уктузской волости перепись не застает.

 

Елизавета, я к данным по переписи добавила свои комментарии, чтобы направить Ваш дальнейший поиск.
№1. Ракицский Фома (он же Томас, Томаш и Тимофей) Егоров – 75. Хозяин. 1825 г.р - вычислено по спискам на водворение, ему 40 л в 1865 г, По переписи вычислено 1822 г.р Есть погрешность, Из Ковенской губернии Поневежского уезда, римско – католического вероисповедания, родной язык польский.
Имя пишется писарем (свещенником) как понимает, но отчество всегда одно и тоже.
№2. Ракицкая (Магунова) Настасья Петрова – 55. Жена №1 это подтверждается метрикой, о венчании Анастасия – Настасья Петрова. 1850 г р, по свидетельству о браке, а по переписи, 1852 г. р, есть погрешность
№3. Ракицский Тимофей Фомин ( он же Тимофеевич по МК)– 19. Сын №1. По Мк 1877 г р,, вычислено по переписи-1876 г. есть погрешность, МАТЬ его № 2, но нужно проверить, в метрике записана Наталия?? Петровна , может быть и моя ошибка! Искать венчание по МК. или среди умерших. Часто в семьях дети назывались одним именем, все зависело в какой день по святкам родились. Искать второго Тимофея 1880 г.р в метриках, для установления родителей. А среди умерших данного 1877 г.р
№4. Ракицский Никита Фомин – 17. Сын №1. Вычислено 1880 г.
Но есть и другой Ракитский Никита Тимофеевич
Родился в 1876 г., д. Шашмурина, ныне Бердюжский р-н; крестьянин..
Арестован 3 марта 1921 г.
Искать рождение в Мк за 1876г, чтобы установить родителей. Версия, что это сын № 1, второй Никита. Проверить нет ли среди умерших в Мк первого Никиты Фомина.
+ Ракицкая (девичья ?) Домна Игнатова, жена № 4, невестка №1. Необходимо найти ее бракосочетание с Никитой № 4.
+ Ракицский Петр Никитович сын №4 и внук №1. 1902 г .р, по МК но в переписи его нет, т.к рожден после ее проведения.
№5. Ракицский Григорий Фомин – 14 л. Сын № 1. умеет читать обучался в школе Министерства народного просвещения. Все дети родились здесь, все православные, родной язык русский. Проживают в собственном дворе, в котором одно жилое строение из дерева, крытое землей. Земледельцы. Ф И 417 оп.2 д.1246, ф142, д. Шашмурина

 

Помните, на каждого здесь упомянутого должно быть ТРИ выписки - рождение, брак, смерть.
Возраст определяется ТОЛЬКО ПО МЕТРИКАМ, остальное записывалось всегда с погрешностью, а в записи смерти возраст определялся священниками " на глазок". Советую начать работу по поиску все трех выписок в электронных архивах самостоятельно. чтобы распутать все противоречия, не размышлением, а строго по архивным документам.
Уверена, Вам это понравится. Еще есть эл. программы для построения Древа, очень помогает по установлению родословных связей, когда найдено много персон. С уважением Ульяна.

 


Ульяна, спасибо.
Я НЕ МОГУ ПОНЯТЬ, КАК ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ЭЛЕКТРОННЫМ АРХИВОМ. ОБЪЯСНИТЕ!!!
Я ЗАРЕГИСТРИРОВАЛАСЬ, зашла, нашла раздел МЕТРИЧЕСКИЕ КНИГИ в Тематические БД. нашла метрические книги казанской церкви уктузского села. КАК ИХ ПОСМОТРЕТЬ? У МЕНЯ ОТКРЫВАЕТСЯ ТОЛЬКО ТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТОЧКА.

 

Если я в поисковике архива забиваю номер файла (в соответствии с алфавитным указателем) или словами "Метрическая книга Уктузской церкви т.5", поисковик вообще ничего не находит.
Пожалуйста, объясните чайнику алгоритм действий и я, с удовольствием, буду рыться сама

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

но нужно проверить, в метрике записана Наталия?? Петровна , может быть и моя ошибка!

Проверила выписки еще раз. Все Верно!

 

Ф И 255 оп. 2 д. 238, Уктузская церковь. 1871 год. Ф 158, зап 15. 25 апреля венчание /бракосочетание Шашмуринской деревни поселенец Фома Егоров Ракитцкий, римско – католического исповедания, первым браком, 40 л. и села Бутыринского крестьянская вдова Анастасия Петрова Магунова, православная, вдова после первого брака, 21 л. Поручители по жениху: дер. Шашмуриной Еремей Михайлов Климов и Матвей Рукавишников; по невесте д. Шашмуриной Мирон Кривогузов и села Уктузского Гавриил Хрипунов.

Ф И 255 оп 2 д. 238 а, Уктузская церковь, 1877 г. ф 207, зап 48. 2/3 мая рожден/крещен Тимофей, родители д. Шашмуриной польский переселенец Тимофей [ вместо Фома] Егоров Ракитский и законная жена его Наталия[вместо Настасья] Петрова, оба православные. Восприемники той же деревни крестьянин Петр Иванов Ахнин и польского переселенца жена Наталия Стефанова Соллогубова.

 

Все таки ошибка допущена, тем, кто вносил записи в метрическую книгу, даже не указал, что отец римско- католического исповедания. Склоняюсь к этому варианту.

 

Ф И 255 оп 2 д. 246, файл 389. Уктузская церковь.1902 г, зап. 145. 23/25 ноября рожден/крещен Петр, родители д. Шашмуриной крестьянин Никита Тимофеев Ракицкий и законная жена его Домна Игнатова. Оба православные. Восприемники деревни Шашмуриной крестьянин Георгий Иаковлев Колмаков и крестьянская жена Пелагия Афанасиева Макарова.

Я НЕ МОГУ ПОНЯТЬ, КАК ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ЭЛЕКТРОННЫМ АРХИВОМ. ОБЪЯСНИТЕ!!!

Выслала инструцию в личку. Удачных поисков! Необходимо еще и метрические книги Бердюжской церкви посмотреть, вдруг там крестили младенцев и венчались.
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

В 1902г родился Петр Никитич Ракитский - это мой прадед. Он женился на Марии Яковлевне Ковяткиной 1903 г рождения из этого же села.
Там же нашла семью Ковяткиных
6. Ковяткина Марья Яковлева – 1 год. Дочь

Данная Марья Яковлевна, вычислено, 1896 г.р, не может быть женой Петра Никитича, по Вашим данным, жена его 1903 г.р., в этой же семье могла родиться и вторая Мария.

 

Вообще то, в Уктузской волости, в Первую перепись записано несколько семей Ковяткиных, есть ли между ними родственные связи и откуда они прибыли в волость, мне неизвестно.
Деревня Кушлук, Ковяткин Дмитрий Прохоров, Ф И 417 оп.2 д.1236, ф 10,12,140 ; там же переписан Ковяткин Иван Васильев, ф 244 .
Село Уктузское, Ковяткин Михаил Осипов, Ф И 417 оп.2 д. 1245, том 2, ф 96.
В д. Шашмуриной, упомянутый Вами, Ковяткин Яков Осипов, Ф И 417 оп.2 д. 1246, ф 125.

 

Может быть эта информация поможет Вам в поиске, других "Яковов", будущих, потенциальных отцов для Марии Яковлевны 1903 г.р., если не найдется шашмуринская, у меня найти ее не получилось, может быть крестили и в Бердюжской церкви.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

В 1902г родился Петр Никитич Ракитский - это мой прадед. Он женился на Марии Яковлевне Ковяткиной 1903 г рождения из этого же села.
Там же нашла семью Ковяткиных
6. Ковяткина Марья Яковлева – 1 год. Дочь

Данная Марья Яковлевна, вычислено, 1896 г.р, не может быть женой Петра Никитича, по Вашим данным, жена его 1903 г.р., в этой же семье могла родиться и вторая Мария.

 

Вообще то, в Уктузской волости, в Первую перепись записано несколько семей Ковяткиных, есть ли между ними родственные связи и откуда они прибыли в волость, мне неизвестно.
Деревня Кушлук, Ковяткин Дмитрий Прохоров, Ф И 417 оп.2 д.1236, ф 10,12,140 ; там же переписан Ковяткин Иван Васильев, ф 244 .
Село Уктузское, Ковяткин Михаил Осипов, Ф И 417 оп.2 д. 1245, том 2, ф 96.
В д. Шашмуриной, упомянутый Вами, Ковяткин Яков Осипов, Ф И 417 оп.2 д. 1246, ф 125.

 

Может быть эта информация поможет Вам в поиске, других "Яковов", будущих, потенциальных отцов для Марии Яковлевны 1903 г.р., если не найдется шашмуринская, у меня найти ее не получилось, может быть крестили и в Бердюжской церкви.


Ульяна, я догадалась, что это не та Мария, но семья точно та. Яков Осипович(именно так звали ее отца) был женат трижды. Жены умирали. Прабабушка рассказывала, что однажды проснулась маленькая, а мама ее рядышком уже холодная...
Мы точно знаем имена ее братьев. Григорий Яковлевич, уже будучи вдовцом с пятью детьми, был сослан на севера, за крамолу на Советы. Там умер.
А Егорий жил-поживал, врачевал, скотину лечил, хотя никакого мед. образования у него не было. Вроде даже фельдшером работал. Моя мама помнит его древним стариком в 70-ые. Хотя ему, судя по переписи, тогда было лет 76.
По поводу Ковяткиных.
Перепись находит 2 семьи в Уктузе, 2 в д.Кушлук и 1 в Шашмурино.
В Уктузе - семьи К. Михаила Осиповича и Осипа Васильевича (или Василия Васильевича) В общем списке одно имя, а на ФУГ - другое. Архив пока не могу изучить. Сервер временно недоступен. Видимо, все решили штурмовать архив на выходных.
В Кушлуке - Дмитрий Прохорович и Иван Васильевич. Начну копать с Уктузских Ковяткиных. В ревизских сказках я эту фамилию не встретила.
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Начну копать с Уктузских Ковяткиных. В ревизских сказках я эту фамилию не встретила.

 

Елизавета, действительно Ковяткиных в ревизских сказках Уктузской волости нет. Появились они после 10 ревизии в нашей волости. Переписаны в 1897 году. Более точно годы их переселения можно выявить по метрическим книгам Уктузской церкви. Помощь в поисках по МК Уктузской церкви может оказать индексированнный указатель:

 

https://dl.dropboxusercontent.com/u/1608864...uz-MK-Index.pdf

 

Он далеко не полон, но уже с 1884 года "выдает" пять и более записей в год по Ковяткиным.

 

Берите на заметку всех Ковяткиных и Ракитцких - со временем, все они у вас окажутся в родных древах.

 

Появились Ковяткины в уктузской волости, скорее всего, из соседней Бердюжской волости. По крайней мере, в ревизских сказках Бердюжской волости я встречала эту фамилию, например в ревизии за 1834 год по селу Калмакское (Ф.И154 Оп.8. Д. 482) переписаны семьи Григория Егорова Ковяткина и Агафона Григорьева Ковяткина.
Более подробно посмотреть не смогла, архивы Тобольска и Тюмени стали открываться очень плохо.

 

Кроме того, я бы вставила свои "пять копеек" по поводу Ковяткиной Марии Яковлевны: хорошо, если найдете "другую" Марию, вполне возможно. Но пока и эту не отвергайте, ведь только год рождения пока вас настораживает. И насколько вы уверены в дате её рождения - 1903 год? Каких только сознательных или случайных ошибок не бывает в документах!

 

Удачи в поисках! Все мы будем с интересом следить за вашими открытиями и помогать вам при возможности.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Ф И 255 оп. 2 д. 238, Уктузская церковь. 1871 год. Ф 158, зап 15. 25 апреля венчание /бракосочетание Шашмуринской деревни поселенец Фома Егоров Ракитцкий, римско – католического исповедания, первым браком, 40 л. и села Бутыринского крестьянская вдова Анастасия Петрова Магунова, православная, вдова после первого брака, 21 л.

Letorosl

 

Елизавета, чтобы разобраться в противоречивых данных по переписи и в церковных книгах по написанию имени Вашего предка и по отчествам его детей, на которые Вы обратили внимание, систематизировала все имеющиеся у меня выписки из МК. Вот что получилось:

 

В 1871 году, Фома Егоров Ракитцкий, польский ссыльный д. Шашмуриной венчался с Анастасией Петровной а Магуновой, выписка в цитате.

 

В 1872 году родилась дочь - первенец, Елисавета Тимофеевна Ракицкая, согласно записи в церковной метрической книге:
Ф И 255 оп.2 д 269, Зарословская церковь (в это дело вложена МК Уктузской церкви за 1872 г.) !872 г, ф 84, зап 71. 2/4 сентября рождена/крещена Елисавета, родители деревни Шашмуриной кр. польский переселенец Тимофей Егоров Ракицкий и законная его жена Анастасия Петрова , первый римско – католического, вторая православного исповедания . Восприемники села польский переселенец Мартын Косьмин Гворевич, деревни Шашмуриной крестьянская жена Василиса Евфимова Ахнина.

 

В 1877 году родился сын Тимофей Тимофеевич Ракитский, в соответствии с записью в метрической церковной книге:
Ф И 255 оп 2 д. 238 а, Уктузская церковь, 1877 г. ф 207, зап 48. 2/3 мая рожден/крещен Тимофей, родители д. Шашмуриной польский переселенец Тимофей [ вместо Фома] Егоров Ракитский и законная жена его Наталия[вместо Настасья] Петрова, оба православные. Восприемники той же деревни крестьянин Петр Иванов Ахнин и польского переселенца жена Наталия Стефанова Соллогубова.

 

В 1885 году родилась дочь Агриппина Тимофеевна Ракицкая, подтверждается выпиской из МК:
Ф И 255 оп 2 д 240, Уктузская церковь, 1885 г. ф 135. Зап 60, 19/21 июня рождена/крещена Агриппина, родители деревни Шашмуриной польский переселенец Тимофей Егоров Ракицкий и законная жена его Анастасия Петрова, оба православные. Восприемники той же деревни крестьянин Моисей? Иванов Свининников и польского переселенца жена Акилина Петрова Вазсгис.

 

Ф И 255 оп 2 д 240, Уктузская церковь, 1885 г. ф 199, зап 50. 24/29 сентября умерла/погребена деревни Шашмуриной польского переселенца Тимофея Егорова Ракитского дочь Анриппина, 2 мес, от поноса.

 

В 1902 году, у Никиты Тимофеевича Ракицкого (Сын Фомы - Тимофея Егорова Ракицкого по переписи), родился сын Петр Никитич Ракицкий, подтверждено выпиской из МК:
Ф И 255 оп 2 д. 246, файл 389. Уктузская церковь.1902 г, зап. 145. 23/25 ноября рожден/крещен Петр, родители д. Шашмуриной крестьянин Никита Тимофеев (по переписи Никита Фомин) Ракицкий и законная жена его Домна Игнатова. Оба православные. Восприемники деревни Шашмуриной крестьянин Георгий Иаковлев Колмаков и крестьянская жена Пелагия Афанасиева Макарова.

 

В 1903 году, Григорий Тимофеевич Ракитский (сын Фомы – Тимофея Егорова Ракицкого) венчался, есть запись в МК:
Ф И 255 оп, 2 д. 247, Уктузская церковь, ф 106, зап 47. 1903 г, 9 ноября бракосочетание/венчание деревни Шашмуриной Григорий Тимофеев( по переписи Григорий Фомин) Ракитский, православный, первым браком 21 л и деревни Шашмуриной крестьянская девица Лукия Иларионова Свининникова, православная 18 л. Поручители по жениху: дер. Шашмуриной крестьянин Василий Мартынов Суровцев и Прокопий Терентиев Василиев; по невесте: деревни Шашмуриной крестьянин Никита Тимофеев Ракитский и Василий Иоаннов Скачков.

 

В декабре 1904 года у них родилась дочь Анастасия Григорьевна Ракицкая:
Ф И 255 оп, 2 д. 247, Уктузская церковь, ф 233, зап 158, 1/5 декабря рождена/крещена Анастасия. Родители деревни Шашмуриной солдат Григорий Тимофеев Ракицкий и законная жена его Гликерия (она же Лукия) Иларионова, оба православные. Восприемники деревни Шашмуриной крестьянский сын Кирилл Симеонов Макаров и крестьянская девица Пелагия Иларионова Свининникова.

 

Обзор найденных выписок показывает, венчанный в 1871 году Фома Егоров Ракицкий , с первой записи рождения Елисаветы в церковной метрической книге переименован в Тимофея Егорова Ракицкого и все его дети уже стали записываться с отчеством «Тимофеевичи».
В промежутке между 1871г. (первая запись в МК) и 1903 г. (последняя из найденных записей в МК) прошла Первая Перепись населения, в которой он записывается как Фома Егоров Ракитский, а сыновья его с отчеством «Фомин». Почему возникло такое разночтение записей в МК с переписью, сейчас, спустя столетия, разобраться трудно, свидетелей тех событий уже нет. Возможно, переписчики, не церковнослужители, записали со слов самого Фомы или жены его или сыновей, это имя в перепись, а отчество у сыновей получилось уже само собой – Фомин. Вряд ли он знал об изменении своего имени в церковных метриках, наверняка его об этом не известили, а имя Фома постоянно использовалось в бытовом общении.

 

Суммируя все выше изложенное, возникает вопрос: а был ли второй Никита и второй Тимофей в семье Тимофея (Фомы) Егорова Ракицкого? Погрешность в возрасте всегда присутствует в документах или семейных сведениях, переданных по поколениям. Решать уже Вам.

 

PS: Что касается фамилии Вашего предка, польского ссыльного д. Шашмуриной, то вариантов ее записей значительно больше, чем по имени. Полагаю, закрепилась за потомками фамилия Ракитский.

 


Продолжение следует

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Ф И 255 оп. 2 д. 238, Уктузская церковь. 1871 год. Ф 158, зап 15. 25 апреля венчание /бракосочетание Шашмуринской деревни поселенец Фома Егоров Ракитцкий, римско – католического исповедания, первым браком, 40 л. и села Бутыринского крестьянская вдова Анастасия Петрова Магунова, православная, вдова после первого брака, 21 л.

Продолжение

 

В Уставе о ссыльных, помимо всего прочего, прописывалось в Главе Четвертой «О бракахъ и семействахъ ссыльныхъ», в том числе:
Отдѣленіе первое. О бракахъ ссыльныхъ.
Отдѣленіе второе. О семействахъ ссыльныхъ.
І. О слѣдованіи семействъ за ссыльными.
ІІ. О положеніи семействъ ссыльныхъ въ мѣстахъ ссылки.

 

Из этой главы, первого отделения, приведу только одну статью, которая позволяла Фоме Егорову Ракицкому (холост на момент водворения), польскому ссыльному деревни Шашмуриной вступить в брак по месту ссылки:

 

187. Ссыльнымъ мужчинамъ дозволяются браки какъ съ сосланными преступницами, такъ и съ женщинами свободнаго состоянія. Для облегченія имъ вступленія въ бракъ и поощренія ихъ къ сему, назначаются слѣдующія отъ казны пособія:
1) женщинѣ свободнаго состоянія, которая выйдетъ въ замужество запоселенца, вступающаго въ мѣстѣ ссылки въ первый бракъ, выдается изъ казны пятьдесятъ рублей, и
2) поселенцу, вступившему въ мѣстѣ ссылки въ первый же бракъ со ссыльною, выдается изъ казны, въ пособіе къ домообзаводству, пятнадцатьлетнюю ссуду, которая должна быть выплачена на основаніи обшихъ о казенныхъ ссудахъ правилъ. 1840 Іюл. 12 (13657) ІІ, ст. 2, 3; 1843 Мая 3 (16810);1900 Іюн. 12 (18839) І.

 

Примечание: Условия для вступления в брак женатых и замужних женщин ссыльных, на момент водворения, определяется в других статьях Устава о ссыльных.

 

В предыдущей главе;

 

Глава третья « Объ отбываніи ссылки»
Отдѣленіе второе.
Объ отбываніи ссылки на поселеніе.
ІІ. О водвореніи ссыльно-поселенцевъ.

 

133. Старожилу, который согласится прибывшаго вновь поселенца, немогущаго быть тотчасъ водвореннымъ, принять временно къ себѣ въ домъ и на собственное продовольствіе, выдается въ теченіе четырехъ мѣсяцевъ полплаката арестантскаго содержанія. 1840 Іюл. 12 (13657) ІІ, ст. 5.

 

134. Для поощренія сихъ поселенцевъ ко вступленію въ бракъ и къ осѣдлой жизни, назначаются особыя денежныя пособія какъ имъ самимъ, такъ и тѣмъ, кои вступятъ въ бракъ съ ними, по правиламъ, означеннымъ ниже сего, въ статьяхъ 187 - 189. 1837 Апр. 5 (10098 а, П. С. З. 1855 г.) пол. Сибир. Ком.; 1840 Іюл. 12 (13657) ІІ, ст. 2, 3.

 

135. Вообще ссыльныхъ, симъ образомъ водворяемыхъ, должно имѣть подъ строгимъ надзоромъ, пока не обзаведутся домами и хозяйствомъ. 1822 Іюл. 22 (29128) $ 387.

 

Это делалось для «укоренения», «оседлости» ссыльных в местах водворения, что по мнению властей способствовало бы более успешной адаптации ссыльных в новом месте, в т.ч обзаведение домом, поиском заработка, установлению отношений со старожилами, и.т.д., с целью предупреждения побегов с места ссылки, неконтролируемого «расползания» их по губернии, организация и участие в различных беспорядках, в том числе и в политической деятельности.

 

Что касается Фомы (по метрикам Тимофей) Егоровича Ракицкого, то он сумел адаптироваться к жизни в Сибири, деревня Шашмурина Уктузской волости Тобольской губернии стала для него второй малой родиной, основал Род Ракитских, который продолжает развиваться и в настоящее время.

 

Источник:
Свод Законов Российской Империи. Издание в 16 томах.
Устав о ссыльных. Редакция 1909 г. См том 14. Начало стр. 228
http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?empire&nochache

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Увы, Фома Егоров Ракицкий, то есть - Томаш Ракицкий (Tomasz Rakicki), приблизительно 1825 г. р., отца которого, по-видимому, звали Ежи (Jerzy = русск. Георгий, Егор, Юрий), в книге польских повстанцев не значится. Видимо, по причине неблагородного своего происхождения. Крестьяне (хлопы), даже примкнувшие к восстанию, никого специально в Польше не интересовали и не интересуют. В церковных книгах по месту рождения и в переписях Российской Империи, семья Томаша Ракицкого, естественно, фигурирует. Если ее искать - то именно там. Но те материалы сегодня в литовских архивах (бывший уездный центр Поневеж - по-польски и по старой русской орфографии - ныне литовский город Паневежис). В польских католических метрических книгах данные о прихожанах писались с 1815 года до первого восстания (1830-31 годов) по-польски, до второго восстания (1863-64 годов) - по-польски и по-русски, после оного - исключительно по-русски. Последнее касалось и гражданского делопроизводства - но только в автономном Царстве Польском, в которую польские области Литвы не входили. В Литве, естественно, гражданское делопроизводство было только по-русски с момента вхождения этой территории в состав РИ.

 

Ага. Нашел я в сети записи из нескольких метрических книг польских костелов в Литве с фамилиями Ракицкий и Рокицкий. Последних на порядок больше. Поляками иностранных книг изучено мало - всего на несколько костелов в нескольких местностях.
Насчет этих книг следует отметить, что почти ко всем записям имеются сканы, скан из метрической книги 1811 года дает запись по-латински, в книгах 1830-ых годов вся информация по-польски, в книгах 1850-ых годов - уже сугубо по-русски.
Единственное, что пока можно сказать, что Ракицкие и Рокицкие жили в Литве и до рождения конкретного лица и при его жизни там, и позднее (впрочем, живут и теперь). В польских метрических книгах Литвы за период с 1800 по 1863 год нашлись даже три Ежи Рокицких: 1-ый, чье рождение в 1811, зафиксировано в костеле парафии (приходе) Буйвидзе, сын Антония Рокицкого и Магдалены Янкенец; 2-ой - 30 лет, венчавшийся в 1833-м в парафии Св. Яна в Вильно с Юзефой Поплавской (этот по годам на роль отца искомого лица с грехом пополам потянул бы, да только тот определенно родился раньше этого брака); 3-ий - сын Анелы Рокицкой, чья смерть в 1835 г. была зафиксирована в костеле парафии Дубинки (скана нет, но речь идет, скорее всего, о ребенке; вдобавок, как бы даже о незаконнорожденном). Томаша нет ни одного. Впрочем, и книги, очевидно, не той местности, где он родился. И фамилия этого лица всё же была, наверное, с буквой "а".

 

Тут записи о Рокицких из польско-литовских метрических книг от 1800 до 1863 года:
http://geneteka.genealodzy.pl/index.php?ri...gt&lang=pol

 

А тут единственное упоминание фамилии Ракицкий за тот же период:
http://geneteka.genealodzy.pl/index.php?ri...gt&lang=pol

 

Полагаю, закрепилась за потомками фамилия Ракитский.

Оригинальная фамилия с буквой "т" определенно не писалась. По-польски возможны были варианты - Rakicki или Rokicki, причем - вторая, скорее всего, иного происхождения, нежели первая, ибо поляки звуки "а" и "о" не путают, в их фонетике это невозможно. В случае русской передачи на слух - Ракитский, Ракицкий или Рокитский, Рокицкий - безусловно, одна и та же фамилия. И не такая уж это распространенная в польских землях фамилия, чтобы предположить, что в одной сибирской волости вдруг оказалось несколько поляков с похожими фамилиями (в огромной публикации - на 40 тысяч ссыльных поляков, участников восстания 1863 года - ни одного Ракицкого нет, есть 4 Рокицких - Якуб, Ян, Станислав и Шимон, есть 1 Ракита - Бонифаций). Кстати, чередование "а" и "о" возможно было не только у русских, но и у литовцев. В словаре литовских фамилий Rakickas, Rakickis, Rokickas, Rokickis даются как варианты одной и той же местной фамилии со ссылкой на польские варианты: Rakicki, Rakiecki, Rokicki. Хотя в Литве литуанизировали фамилии поляков определенно с документов, написанных кириллицей. Да, в принципе, и Ракецкого (фамилия от слова raka) могли у нас хоть Ракитским, хоть Ракетским записать. Хотя, в данном случае, едва ли информация о конкретном лице искажена более, чем фонетические мелочи и русификация имени. Сопроводительные документы на ссыльного на месте готовили и, очевидно, не на слух записывали сведения о преступнике. Судя по материалам на того же Сендровского, вместе со ссыльным направляли по месту его ссылки все его дело - кучу документов.
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Продолжение. Смерность польских водворенцев.
По Уктузской волости, найдено 5 польских ссыльных, умерших до августа 1869 года. Это данные Ишимского Окружного исправника, отправленные в Тобольскую исполнительную комиссию по водворению польских переселенцев.
Именной список умерших польских переселенцев Уктузской волости Ишимского округа которыя получили пособия на домообзаводства. Составлены Августа 1869 г.
1. Францышек Янов Гралевский, умер 19 июня 1866 г, имущества не осталось.
2. Фердинанд Фомин Когняровский, умер 19 мая 1867 г, имущества не осталось.
3.Людвиг Фердинандов Кизлик, умер 29 октября 1866 г, имущества не осталось.
4.Антон Матвеев – Штаймакайтис, умер октябрь же, 1867г, имущества не осталось.
.5.Андрей Чехович, умер 30 ноября 1867 г, осталась одна березовая изба. Оставшуюся после его смерти избу, жена умершего Емилия Чеховичева [она же Емилия Чехович] продала без ведома Волостного правления крестьянину села Уктузского Антону Хлебникову. 3

 

Данные сведения касаются тех ссыльных, кто взял деньги из казны на домообзаводство и умер. Возникает вопрос, а кто не брал деньги и умер?, где найти сведения? Только в архивах, дела аналогичные этому: Ф И 152 оп.4 д. 537. Дело об умерших политссыльных. 6 марта 1868 г. - 10 июня 1870 г. Дело состоит из донесений-рапортов Тобольского полицмейстера, по г. Тобольску и Тобольскому округу, со статейными списками на умерших и указанием номеров записи о смерти в метрических книгах Тобольского римско-католического костела, осталось найти место их хранения, т.к в Тобольском архиве есть книги этого костела только о рожденных.

 


Таким образом, в это «большинство» не вернувшихся на родину, по непреодолимым обстоятельствам, входят и умершие повстанцы, общая численность которых пока мне не известна.

 

Продолжение следует

 

Поищем других наших польских ссыльных - для начала в книге ссыльных.

 

Первый есть:

 

481. Gralewski Franciszek 7 : 2 (115) - стр. 85 (Франчишек Гралевский - по современным правилам транслитерации; отец - Jan - Ян)

 


Третий есть:

 

321 . Kizel Ludwik 8: 408 - стр. 93 (однако, Людвик Кизэль, не Кизлик; Кизликом его, может быть, приятели звали).

 

И всё. Прочих не наблюдается.

 

Когняровский - такой фамилии вообще нет. Скорее всего - Коняровский: Ferdynand Koniarowski (Фердынанд Коняровский). Отец - Tomasz (Томаш).

 

Штаймакайтисов никаких нет аналогично. Есть литовская фамилия Станкайтис - Stankaitis. По-литовски этого человека могут писать так: Antonius Stankaitis (латинизация) · Antonis Stankaitis (собственно литовская орфография) · Antoni Stankaitis (полонизация имени) · Antonij Stankaitis (рутенизация имени) http://zmones.draugas.lt/asmuo/stankaitis?page=12 . По-польски, возможно Antoni Stankaitis или Antoni Stankajtis. Отец - Mateus или Mateusz (Матэуш).

 

Андрей Чехович - вероятно по-польски писался так: Andrzej Czechowicz - Анджей Чехович. Чеховичи в книге ссыльных имеются. Но Анджеи - только Чеховский и Чепович. Правильная фамилия жены от мужниной фамилии Czechowicz - Emilia Czechowiczówna (Эмилья Чеховичувна).

 

Книга, о которой я упоминал:

 

Zesłańcy Powstania Styczniowego z Królestwa Polskiego: wykaz nazwisk z akt w zasobie Archiwum Głównego Akt Dawnych / oprac. Zofia Strzyżewska. Warszawa: NDAP (Naczelna Dyrekcja Archiwów Państwowych), 2001. 156 s.: il.; 24 cm. ISBN 83-86643-64-1
(Ссыльные Январского восстания из Королевства Польского: указатель фамилий из фондов Центрального Архива Древних Актов: ред. Зофья Стшижевская. Варшава: Главная Дирекция Государственных архивов. 2001.)

 

Книгу можно скачать отсюда: http://www.twirpx.com/file/1717902/

 

Информация в ней расшифровываются следующим образом:

 

481. Gralewski Franciszek 7 : 2 (115)

 

321 . Kizel Ludwik 8: 408

 

Первая цифра - порядковый номер ссыльного в списке фамилий, начинающихся на данную букву. Далее - сама фамилия и имя. Следующая цифра - номер описи (sygn. - sygnatura) в фонде ZGP - Zarząd Generała-Policmajstra (Управление Обер-Полицмейстера) AGAD - Archiwum Główne Akt Dawnych (Центрального Архива Древних Актов), следующая цифра - номер книги (k. - księga), то есть - конкретного дела, касающегося данного лица. Как видим, в наших провинциальных архивах материалов по польским ссыльным имеется больше, чем в польском Центральном Архиве Древних Актов. Но если интересно кто они такие были и за что сюда попали - то это, скорее, там надо искать. Дела на них определенно на русском языке.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Ульяна, Ульмас!
Спасибо за помощь.
Не думайте, что я пропала бесследно с форума. Я сидела в МК. Благодаря пошаговой инструкции от Ульяны, все получилось, и мне, правда, понравилось, как и было обещано. Может быть выложить эту инструкцию для чайников в открытый доступ?
К сожалению, я смогла пока просмотреть только 2 и 3 тома. Потом прошлась по ссылкам именного указателя по МК. с 1885( рождение и смерть мл. Агрипины) по 1917 (рождение Анны у Никиты Тимофеича и Домны Игнатовой) Запись о рождении Никиты Тимофеича не нашла. Может утрачена. 1877г., например, начинается с февраля. А МК за 1879-1880 гг. сохранились?
Вот разберусь с Ракитскими, займусь Ковяткиными.
Послала запрос в Каунасский областной архив и в Вильнюс, где хранятся все МК. Жду с нетерпением.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Послала запрос в Каунасский областной архив и в Вильнюс, где хранятся все МК. Жду с нетерпением.

 

Ждите отписки. Никто ничего искать не будет. Альтруистов в архивах не бывает. Сканированием и оцифровкой информации из польских МК в Литве занимаются, по-видимому, польские любители генеалогии и местное польское меньшинство. Естественно, в пределах интересующих их приходов и книг.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Альтруистов в архивах не бывает.

Не бывает, точно. Генеалогический поиск - это платный запрос и большинство архивов вполне справляются с ответами на запросы. Но если вдруг в Вильнюсе разучились работать, то ищите частника.
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.

Гость
Ответить в теме...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

 Поделиться

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу.
...
×
×
  • Создать...

Важная информация

Пожалуйста, прочитайте Условия использования