Перейти к публикации

село Вершилово Нижегородской области


Laida
 Поделиться

Рекомендованные сообщения

Вот и осуществилась моя мечта найти родину предков. Помню то неясное ощущение, которое испытывала подростком, когда бабушка рассказывала о тех местах, в которых жила. Хотелось непременно своими глазами увидеть те края, как будто и мне они родные, подышать тем же воздухом, которым дышали мои предки. Странное чувство ностальгии по неизвестному.

Стрелка, Балахна, Козино, Шеляухово, Спасское, Василева Слобода, Богородск, Кантаурово, Большое Мурашкино, Дзержинск – вот те заветные места, которые мне удалось посетить, походить по тем же улицам, на которых бывали мои бабушки и дедушки, заглянуть в те же церкви. И вот, наконец, я добралась до истоков.

 

Родиной нескольких поколений моих предков, как выяснилось из архивных документов, оказалось довольно большое село с красивым и значительным названием Вершилово. Находится оно в Чкаловском р-не Нижегородской области (ранее это Пурехская волость Нижегородского уезда,позже Балахнинского уезда) и расположено невдалеке от Горьковского водохранилища. Подъезжая к селу, еще издали мы увидели колокольню Преображенской церкви, которая при ближайшем рассмотрении поразила нас своим размером, необычным для сельской местности.

 

Замечательна история этого села. Название свое Вершилово получило оттого что было основано в верховьях некогда длинной и полноводной речки Ненилки, которая текла, извиваясь по пойменным лугам и впадала в Волгу. По другой же версии, - потому что заложено на вершине холма.

 

Как Вершилово село
очень древнее оно,
Аж в 16-ом столетии
Знали в мире про него.

 

А название свое
От Ненилки повело:
Расположено в верховьях
Этой реченьки оно.

 

Князь Пожарский, храбрый воин,
Был на службе у царя.
За московский ратный подвиг
Им получена земля.

 

В Балахнинском-то уезде
Много сел и деревень,
Но Вершилово он выбрал
Центром вотчины своей.

 

И построил здесь усадьбу:
Погреба и погребицы,
И просторные светлицы,
Деревянный светлый храм
Был на радость прихожан.

 

автор неизвестен

 

Вершилово одно из древнейших сел на территории нашего Нижегородского края. Ранее это был погост Вершилов – административно-духовный и торговый центр дворцовой Пурецкой волости. Возле него столетиями жили лишь священники да храмовые бобыли. Бобыль в те времена -- это беспашенный ремесленник. На погосте стояла клетская церковь Николая Чудотворца, построенная в конце 14 -- начале 15 веков. Клетский храм состоял из нескольких прямоугольных срубов – клетей, покрытых двускатными кровлями.

 

Всего в селе в разное время было восемь храмов известных из исторических документов. Возведены они были на одной и той же площади в центре Вершилова.
Несколько из них были построены Дмитрием Михайловичем Пожарским, знаменитым московским князем, полководцем и дипломатом.

 

По одной из версий князь Д. М. Пожарский родился в старинном родовом имении князей Пожарских в сельце Юрино Жарской волости Нижегородского уезда. В 1613 году, после своего восшествия на престол, царь Михаил Федорович Романов за героический подвиг в 1612 году по «очищению Москвы» от нашествия иноземных захватчиков наградил Пожарского большими земельными владениями в Пурецкой волости, которая примыкает к его родовой Жарской. В этих владениях было всего два села Крапивино и Вершилово. Стараниями князя позже появились и другие села.

 

Вершилово стояло вблизи дороги, известной в те времена под названием «балахонка», которая соединяла через Балахну, Нижний Новгород с Суздалем, Владимиром и Ярославлем. Видимо, такое выгодное его расположение и позволило князю сделать его центром своей вотчины.

 

Пожарский произвел в селе кардинальные изменения, коснувшиеся как застройки, так и самого образа жизни. Человек художественно одаренный, полководец был страстным почитателем самых различных искусств, собирал у себя во владениях талантливых каменщиков, плотников, кузнецов, переписчиков книг, иконописцев и ювелиров. Передача во владение Пожарского послужила толчком к бурному развитию села, которое обрело славу центра мастеров-искусников на долгие годы.

 

Текст описи усадьбы Д.М. Пожарского 1647 года позволяет представить сельскую резиденцию крупного вотчинника XVII века: «Да в селе Вершилове двор боярской, а на том дворе хором: горница тройная, да горница столовая, пролиж или повалуша о трех жильях, да на заду две горницы белые, да горница черная, да конюшня 20 стойл, поварня, да изба поваренная, да около двора забор, за двором сад, а в нем яблони да вишни, да двор людской, а в нем жили прконщики, а на дворе две избы да конюшня, да погреб с напогребицею. Двор конюшенной, да два двора скотных, на них четыре избы да двор житной, а на нем 6 жилищ огорожены тыном…».

 

Живописный образ усадьбы дополнял редкий по своим архитектурным достоинствам погостовый комплекс из трех и двухметрового храмов с колокольней, возведенных, как сообщает источник, на средства Пожарского.

 

После смерти полководца в 1642 году Вершилово стало частями распродаваться, а в 1647 году целиком перешло во владения боярина Василия Петровича Шереметьева. Шереметьевы постоянно использовали строительный опыт вершиловских крестьян не только для нужд своего рода, но и сдавали мастеров посезонно партиями на крупные государственные работы, получая за это значительные денежные платы.

 

В течение XVII-XIX вв. Вершилово было известно, как село опытных строителей. Не случайно, когда прославленный русский зодчий В.И. Баженов в 1781 году приступил к созданию грандиозного дворцового комплекса в Царицыне под Москвой, работы возглавил вершиловский крестьянин подрядчик Иван Блинов во главе трехсот каменщиков, набранных из нижегородских окрестных деревень.

 

Вершилово в XIX – начале XX века по своей площади было значительно меньше, чем сейчас. В 50-е годы XX века оно расширилось за счет деревень, перенесенных из зоны затопления Горьковским водохранилищем. По сведениям Викепедии на 2010 год население села Вершилово составляло 466 человек.

 

С одной стороны Вершилово окружали густые сосновые, еловые леса, березовые чащи. В этих лесах обитали множество разных птиц и зверей – дятлы, глухари, тетерева, белки, лисы, зайцы, змеи. С другой стороны -- поля, простирающиеся на многие километры.

 

Село было бедным. Об этом говорят его довольно скромные деревянные постройки. Лишь два дома в селе выделялись своим внешним видом, как наиболее зажиточные. Эти дома стояли (да и стоят) в самом центре села. Хозяева этих домов занимались торговлей, которая и давала значительный доход.

 

Земля в Вершилове была скудной. Поэтому с наступлением осени, когда заканчивались сельскохозяйственные работы, вершиловские каменщики, печники и плотники уходили на заработки в самые различные города. Работали они даже в Москве, Самаре, Казани и др. городах. Часть крестьян уходила на работу к Зайкову на стекольный завод в деревню Коробейниково. О бедности вершиловских крестьян говорят следующие данные. Основным занятием населения было сельское хозяйство, а именно земледелие, в котором без лошадки не обойтись. По воспоминаниям старожилов в Вершилове в начале XX века на 100 крестьянских хозяйств приходилось примерно 35-40 голов лошадей, т.е. каждый 2-й крестьянин безлошадный. А в деревне Урково и того меньше: на 40 крестьянских хозяйств приходилось всего 7 лошадей.

 

Какие с/х культуры выращивали вершиловские крестьяне? Из зерновых – рожь, овес, гречку. Много выращивали льна, так как в основном пользовались домотканой одеждой, а масло употребляли льняное. Выращивали картофель, в большом количестве капусту и огурцы. Помидоры были диковинкой.

 

Славилось Вершилово и своими базарами, которые устраивались по большим престольным праздникам и даже чаще. По обе стороны церкви протягивались длинные торговые ряды. Торговцы собирались из всех окружающих деревень, даже из Городца. Кругловские крестьяне были мастера по изготовлению деревянной посуды и привозили кадки, ведра, шайки. Головинские крестьяне были мастера по изготовлению валенок. Торговцы из Городца привозили глиняную посуду. Чего только здесь не было!

 

Торговали маслом, медом, сладостями, рыбой, мукой, крупами, горохом, щепным товаром (сита, решета, грабли и др.) Народу было множество, чувствовался праздник. Звучали гармошки, пели песни, частушки.

 

Хоть и бедно жили люди,
Но не унывали.
Собирались на базаре
Медом торговали.

 

Торговали и зерном,
И мукой, и рыбой.
Валенками теплыми,
Глиняной посудой.

 

А еще щепным товаром
Славилось село:
Кадки, ведра, грабли, бочки
И в придачу - решето.

 

Вершилово было волостным центром, на южной окраине села находилось здание волостного управления, в котором главным был старшина. Кроме старшины были писарь и урядник. Старшина назначал по деревням старост, в обязанности которых входило следить за порядком, чистотой в своих деревнях, организовывать охрану в противопожарном отношении, содержать караул, следить за пастбищами, вовремя исправлять изгороди и многое другое. Когда приезжал земский начальник из Балахны, его обязательно встречал старшина, для чего надевал специальную медаль. Перед земским начальником все должны были вставать и снимать шапки. После революции здание волостного управления использовалось как народный Дом (клуб), затем, передвинутое поближе к главному школьному зданию, как здание школьного спортивного зала, а затем как цех по пошиву рабочих перчаток.

 

В Вершилове недалеко от школы (на месте бывшего конного двора) стояла ветряная мельница.Выстроил ее житель села Мозгалев Федор Ефимович собственными руками. На этой мельнице можно было и масло сбить, и зерно на муку смолоть. К сожалению, ее сломали, когда создавали колхозы. На реке Пьнке в Головине у братьев Беловых была водяная мельница. В этой же деревне были мастера Бобины, Климовы по валянию зимних сапог из овечьей шерсти (валенок).

 

В 1819 году на месте старого Никольского храма началось строительство Спасо-Преображенской церкви под руководством местного мастера Василия Ивановича Лилекова (1778-1863). В 1822 году была построена теплая трапезная и в ней освятили два придела. При этом была сохранена преемственность с прежними храмами. Один из приделов был освящен во имя святителя и чудотворца Николая, другой-во имя Рождества Иоанна Предтечи, что напоминает о древней двухшатровой церкви Иоанна Предтечи, построенной Пожарским. В процессе дальнейшего строительства В.И. Лилеков с общего согласия прихожан и «доброхотных дателей» внес в утвержденный план изменения, направленные на улучшение архитектурного облика храма. Он сделал церковь пятиглавой, что придало ему большую живописность и привлекательность.

 

Несколько раз строительство приостанавливалось из-за недостатка средств, ведь оно велось исключительно за счет прихожан и благотворителей. Наконец, в 1835 году храм был построен. Его высота под куполом составляла около 30 м. Высота колокольни достигала 50 м. На колокольне висело 9 колоколов, общий вес которых составлял 618 пудов и 21 фунт. самый большой из них, благовестный, весил 414 пудов и 9 фунтов. Звон колоколов достигал самых отдаленных деревень прихода. Церковь была богато оснащена церковной утварью. В приделах, а позднее и в главном храме, иконостасы были позолочены. На золочение иконостаса в главном храме было потрачено 5200 руб.

 

Церковнослужители с. Вершилова и прихожане обратились к епископу Нижегородскому и Арзамасскому Иоанну с просьбой выдать новый святой антиминс «на атласе» во имя Преображения Господня и прислать на освящение храма архимандрита Петра из Городецкого Федоровского монастыря. (Антиминс- это четырёхугольный, из шёлковой или льняной материи плат со вшитой в него частицей мощей какого-либо православного). Это была известная личность в церковном и научном мире, пользовавшаяся большим уважением верующих за ревностное и бескорыстное служение православию.

 

Их просьба была удовлетворена. Архимандрит Петр 8 (21) декабря 1835 года освятил главный храм в с.Вершилове во имя Преображения Господня. В освящении храма участвовали благочинный 2-го ведомства Балахнинского уезда священник Степан Васильев Алякринский, а также местные священники: Иван Михайлов Славицкий, ПЕТР МИХАЙЛОВ НИКОЛЬСКИЙ, Степан Михайлов Полетаев.

 

Приход был большой. По данным клировой ведомости за 1835 год, включал в себя с. Вершилово и 28 деревень. Число прихожан составляло 2893 человек.
На освящении церкви присутствовали не только жители села, но и приходских деревень. Церемония освящения проходила в торжественной праздничной обстановке. Это был истинно народный праздник, ведь церковь строилась «тщанием прихожан» на народные деньги.

 

Ведомость Спасо-Преображенской церкви села Вершилово за 1850 год.

 

«1. Построена в 1835 г. тщанием прихожан.
2. Здание каменное с таковою колокольней. Крепко.
3. Престолов в ней три.
4. Утвари достаточно.
5. Причта на лицо находится: Священников двое, диаконов двое, дьячков трое, пономарей трое.
6. Земли при сей церкви усадебной три десятины, пашенной пять десятин и семьсот сажен, сенокосной нет.
7. Дом у Священнослужителей собственный деревянный на церковной земле.
8. На содержание Священнослужителей никакого оклада не полагается. Содержание их посредственно.
9. Зданий, принадлежащих к сей церкви никаких нет.
10. Расстоянием сия церковь от Консистории в 64-х, от духовного правления в 32-х, а от местного Благочиния в 12-ти верстах.
11. Кошельковой суммы за расходом состоит на лице два рубля 24 копейки, которые хранятся в церкви в сундуке за замком старосты церковного и печатью церковною.»

 

Кроме приходской Спасо-Преображенской церкви, в Вершилове находится еще кладбищенская церковь Всех Святых, построенная на окраине села, куда в 1819 году было переведено приходское кладбище в связи с запретом властей иметь кладбища внутри селений из-за участившихся в стране эпидемий.

В советское время, как и многие другие церкви в стране, храмы с.Вершилова подверглись разорению и поруганию. В 1935 году все колокола с обеих церквей были сброшены и сданы в металлолом. В их стенах разместили склады.

 

В 1997 году, опять как и в прежние времена, «тщанием прихожан» храм стал возрождаться. Первая служба в нем была проведена 19 августа 1998 года. Но предстоит еще многое сделать, чтобы жизнь в храме продолжалась. Требуется капитальный ремонт и реставрация храма. Без этого невозможно спасти его от разрушения.

 

Иллюминарский Павел Петрович -- самая загадочная личность в нашем родословном Древе. Упоминаний о нем в архивных документах крайне мало. Родился в 1795 г., умер в 1821 г. от чахотки. Был какое-то время священником с. Козино Балахнинского уезда. Похоронен, по всей видимости, там же. Павел Петрович закончил Нижегородскую Семинарию, где и получил свою фамилию.

Здесь надо сказать несколько слов о том, как образовывались фамилии священнослужителей в те времена. «По церквам, по цветам, по камням, по скотам, и яко восхощет его преосвященство». Такая шутка тогда ходила среди семинаристов. Очень распространены были в те времена такие фамилии как Добротворский, Алмазов, Воскресенский, Орловский, Богоявленский, Успенский, Кипарисов, Ягодинский и другие. Фамилии же нашего рода: Никольский, Архангельский (по названиям церквей), Аратский, Васильков, Новосёлов (по названиям населенных пунктов, откуда приехал ученик), Белов (по цвету волос). Иллюминарский -- от латинского глагола освещать, нести свет. Ученикам, которые не блистали своей успеваемостью и поведением, давались фамилии не столь благозвучные, например, Волков или Медведев. Очень много случаев, когда у отца и сына, либо у братьев фамилии были разные, т.к. получали они их во время учебы в духовных заведениях.

 

Жена Павла Петрова Мария Егорова дочь священника с. Хвощевка Горбатовского уезда Егора Яковлева.

Единственный их выживший ребенок Константин 1821 г.р. Родился за три месяца до смерти отца. Нашлась в архивных документах дочь Ольга, рожденная 20 июня 1820 года и умершая в трехмесячном возрасте. Причина смерти младенцев в те времена в основном не писалась, т.к. это было довольно распространенное явление.

 

Никольский Петр Михайлов -- отец Иллюминарского, дьякон, а позже священник села Вершилово Пурехской волости Балахнинского уезда. Свою фамилию скорее всего получил по названию Никольской церкви в селе Вершилово, где он долгие годы служил. Родился в 1775 г., год смерти неизвестен. На 1856 год в документах еще значится. В 1811 году был вдовцом.

 

Жена его -- Наталья Алексеевна (дочь дьякона с. Ветелево Балахнинского уезда Алексея Ивановича) также 1775 г.р.

Павел -- это единственный выживший их ребенок. Была еще дочь Федотья 1799 года рождения, умершая в восьмилетнем возрасте.

 

Надо отметить, что в архивных документах тех времен, как и в жизни упоминалось сочетание, например, не Павел Петрович, а Павел Петров, т.е. Петров сын. Никольский Петр Михайлович на протяжении многих лет в документах оставался просто священник Петр Михайлов. Подпись в конце Клировой была такова: «Руку приложил священник Петр Михайлов». Фамилию свою он получил позже.

Клировая ведомость с. Вершилово за 1835 год.

 

« Священник Петр Михайлов, дьяконский сын, из праздноживущих.1784 года определен в оное село на пономарское место. В 1815 году посвящен в дьякона, а в 1818 – в Священника. На 1818 год вдов. Грамоту имеет.

Жена его Наталья Алексеева 65 лет (видимо вторая жена).

 

Чтение и пение хорошо. Дьячку Константину дед

 

Дьячек Константин Павлов Белов Священнический сын из пятого класса определен и посвящен в стихарь на настоящее место. 20 лет. Грамоту имеет.
Жена его Матрона Иванова 19 лет.

 

Чтение и пение изрядно, Катехизис порядочно. Священнику Петру внук».

 

Михаил Васильев-- отец Петра Михайлова -- дьякон с. Тимонькина (село рядом с Вершиловым), затем дьякон села Вершилова. Родился в 1750 году, умер в 1819 год.

 

На 1815 год-вдовец. Находился на пропитании сына.

 

Жена его Дарья Борисова 1752 года рождения.

 

Кроме Петра, дочери: Прасковья 1770 г.р., Дарья 1772 г.р., Евдокия 1780 г.р.

 

Василий Михайлов 1730-1797 гг. -- дьякон с. Вершилово.

 

Жена Марина Михайлова.

 

В ходе моих архивных поисков выяснились очень интересные факты . Брат Василия Михайлова Федор Михайлов 1728 года рождения служил в этой же церкви иереем. Его потомки, так же священнослужители, впоследствии получили фамилию Беляевы!!!

 

Помнили ли эти два священнических рода Беловы и Беляевы о своем родстве?

 

Последний из известных мне предков Беловых предположительно
Михаил Борисов 1682 г.р.-- поп с. Вершилово. Информацию про него необходимо уточнять.

 

e1b90e1238e39b5bfb2c2901c6d78702.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.

Гость
Ответить в теме...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

 Поделиться

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу.
×
×
  • Создать...

Важная информация

Пожалуйста, прочитайте Условия использования